МБОУ «Гимназия №35»
Конспект урока по русскому языку
7 класс
«Причастный оборот»
Подготовила: учитель русского языка и литературы
Магомедова З.М.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: познакомить учащихся с понятием «причастный оборот» и с его синтаксическим синонимом-предложением с союзным словом «который».
Задачи урока:
Образовательные:
дать понятие о причастном обороте;
формировать умения определять границы причастного оборота в предложении;
рассмотреть условия обособления причастного оборота;
Развивающие:
способствовать развитию логического мышления;
развивать интеллектуальные исследовательские умения: анализировать, обобщать, делать выводы;
Воспитательные:
способствовать воспитанию культуры общения;
продолжить формирование познавательного интереса к предмету;
Оборудование урока: учебник русского языку под ред. М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой.
Ход урока:
1. Организация класса к уроку.
- Добрый день, дорогие ребята. Я рада приветствовать всех на уроке.
2. Актуализация знаний. Работа по образованию причастий. Опрос по прошлым темам.
Фронтальный опрос:
– Что такое причастие? (самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета по действию)
– В.И.Даль говорил о причастии: «Причастие – это часть речи, причастная глаголу, во образе прилагательного». Как понять это высказывание?
(причастие объединяет в себе свойства прилагательного и глагола).
– Каковы признаки прилагательного у причастия? (зависят от существительного, одинаковый вопрос: какой? какая? какое?, род, число, падеж, полная и краткая форма, определение)
– Чем отличается причастие от прилагательного? (причастие обозначает непостоянный признак предмета, а прилагательное постоянный, причастие можно заменить сочетанием : глагол + слово который).
– Каковы признаки глагола у причастия? (вид, время (настоящее и прошедшее), возвратность и невозвратность, может быть сказуемым)
– Чем отличается причастие от глагола? (причастия не спрягаются).
– Как склоняются причастия? Каковы условия выбора окончаний в причастиях? (гласные в падежных окончаниях причастий определяются так же, как в окончаниях прилагательных).
- Перечислите суффиксы причастий настоящего и прошедшего времён. (Суффиксы причастий настоящего времени:-ем-(-ом-), -им-, -ущ-(-ющ-) -ащ- (-ящ-). Суффиксы причастий прошедшего времени: -вш-, -ш-, -нн-, -т-, -енн-(-ённ-)).
3. Проверка домашнего задания.
– Запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.
От движущ..ся коло..ы, спускающ..ся г..рляндами, отр..зивш..ся в озере луна, к отворивш..ся к..литке, осыпающ..ся листьями, соб..рающ..ся в стаи птицы
4. Словарный диктант
5. Изучение нового материала:
Учитель: Прочитайте предложения. Назовите причастия. Какое существительное они определяют? В каких предложениях причастие имеет при себе зависимое слово? На каком месте по отношению к определяемому существительному находится причастие с зависимым словом?
Опавшие листья шуршали под ногами.
Опавшие с тополя листья покрывали дорожку. Листья, опавшие с тополя, покрывали дорожку.
(Причастия определяют слово листья. Во 2 и 3 предложениях причастие имеет при себе зависимое слово. Во 2 предложении причастие с зависимым словом стоит впереди определяемого существительного, а в 3 -после него.)
6. Учитель: А сейчас задание посложнее. Распределите данные словосочетания на две группы:
X | | X |
прич. | +сущ., прич. + | сущ. |
– Какие из них можем назвать причастным оборотом?
(Бегущий мальчик, бегущая по волнам, любящий Родину, падающие листья, падающие с кленов, нарисованная картина, нарисованная карандашом, исполненный ученицей).
Учитель: Посмотрите на предложения и запишите их в тетрадь.
За полем расположена усадьба, заросшая цветами.
Усадьба, заросшая цветами, расположена за полем.
За полем расположена заросшая цветами усадьба.
– Найдите причастные обороты
– Выделите с двух сторон черточками. Найдите слово в предложении, от которого можно задать вопрос к причастному обороту.
Это слово называется определяемым (или главным для причастия).
– Обозначим это графически.
– Определите, каким членом предложения будет являться причастный оборот? (определением).
– Почему вы пришли к такому выводу? (Причастие является определением, значит и причастный оборот будет определением).
– Обратите внимание на место определяемого слова и причастного оборота в предложении.
– Где могут стоять причастные обороты? (причастный оборот может стоять перед определяемым словом и после).
– Какую особенность в постановке знаков препинания вы заметили? (некоторые причастные обороты выделены запятыми, а некоторые нет).
7. Упражнение
Предложения на доске:
Таявший на солнце снег превратился в лужицу. (Рука поднята).
Раненый капитан покинул строй.
Блестящий предмет лежал на столе.
Обиженный другом мальчик отправился домой. (Рука поднята).
Я увидел поля, окружённые садами. (Рука поднята).
Мы любовались наступившей весной.
Девочка почувствовала запах розы, распространявшей вокруг себя неповторимый аромат. (Рука поднята).
- Молодцы! Скажите, пожалуйста, чему вы сейчас научились?
(Отличать причастный оборот от одиночного причастия).
8. Синтаксический разбор предложения: Патриот – это человек, горячо любящий родину. (учение у доски)
9. Рефлексия, оценивание
10. Домашнее задание: Выучить теорию по причастию.
5