Конспект урока
Предмет: информатика
Тип урока: открытия новых знаний
Цель урока: создать условия для ознакомления обучающихся с основами компьютерной растровой графики.
Задачи урока:
Образовательные:
Способствовать формированию у обучающихся способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы; закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – основных понятий растровой графики. Воспитательные:
Развивать умения анализировать, сравнивать, систематизировать и обобщать; интерес к учению, стремление к расширению кругозора; самостоятельность, самооценку; внимание и память; настойчивость; умение работать с литературой и справочной информацией.
Развивающие:
Воспитывать у обучающихся умение рационально распределять время, преодолевать трудности в учебной работе; способствовать воспитанию чувства взаимопомощи, индивидуальной и коллективной ответственности за порученное дело; воспитание бережного отношения к материальным ценностям.
Планируемые результаты:
Предметные:
Ученик научится:
Раскрывать смысл изучаемых понятий «растровая графика», «векторная графика»;
сравнивать растровую и векторную графику;
Метапредметные: (познавательные)
определять понятия, классифицировать;
выбирать, анализировать информацию по заданным параметрам;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
самостоятельно оставлять алгоритм решения задачи, выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов.
Метапредметные: (коммуникативные)
принимать цель совместной информационной деятельности по поиску информации;
коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Метапредметные: (регулятивные)
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов информационной деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации.
Личностные:
интерес к обучению и познанию; готовность и способность к самообразованию, осознанному выбору направленности обучения в дальнейшем;
сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами;
установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий.
Ход урока
1. Организационный этап.
2. Проверка домашнего задания (защита небольших докладов на тему: фрактальная графика).
На слайде вы можете видеть главный труд Мандельброта - итерационную формулу, задающую один из самых интересных фракталов из когда-либо открытых до сих пор.
Интересной стороной такого рода конструкций является то, что на любой степени приближения будет представлять собой сложный, нетривиальный рисунок.
Данный вид графики помогает людям не только с эстетической стороны, но и практической. Ребята, заинтересованные информатикой, могут найти информацию о фрактальном сжатии и рассказать ее на следующем уроке.
3. Актуализация знаний.
Раздача бланков (Приложение 1)
Какие вы знаете формы представления информации. (Звуковая волна непрерывна?)
Превращение в дискретный сигнал.
Ситуация затруднения:
Фотография – дискретный отпечаток действительности
Подсказка, есть векторная, а есть? (Растровая)
4. Постановка цели и задач урока. Построения проекта выхода из затруднений.
Запись в тетрадь.
5. Первичное закрепление.
У большинства окружающих нас объектов в основе лежат более простые объекты. У животных – клетки, у дома – кирпичи (детали), у молекулы – атомы, а у растрового изображения - ? (Пиксели)
Главным плюсом растровых изображений является максимальная приближенность к устройству монитора, сканера, цифрового фотоаппарата. В их основе лежит своеобразная сетка – матрица, каждая ячейка принимает усредненное значение отраженного света или же наоборот отдает его, согласно напряжению на каждом пикселе.
Пусть дана таблица пикселей. По умолчанию они обнулены (темный экран). Мы хотели бы каким-то образом вывести на экран цифру, букву или смайл. Что нам делать?
Самый простой способ
1) Монохромное изображение (1 – есть свет, 0 – нет света)
2) Следующий (более детализированный этап) Предположим, что мы можем регулировать яркость каждого пикселя 256 позиционным переключателем от 0 – выкл до 255 – полный вкл. Картинка в таком случае становится более глубокой, однако ограниченной оттенками одного цвета.
Дискретный сигнал и аналоговый.
На данный момент она является основной для многих видов человеческой деятельности ввиду того, что с ней максимально легко работать. Изобразительное искусство, фотография, видео.
Вы пользовались камерой сегодня? Фотографировали красивый пейзаж или расписание? Делали заметку при помощи стилуса? (Да) В таком случае вы можете считать себя человеком, умеющим создавать растровые изображения.
6. Рефлексия и оценивание.
Раздать карточки вида:
1) я все понял;
2) я понял большинство информации;
3) я мало чего понял сегодня.
Приложение 1. Карта сравнительного анализа
Приложение 2. Задачи
1. Дан растр 75 на 75 px. Найдите вес картинки, если глубина ее цвета 4 бита.
22500 бит
2. -//- 100 на 200 px. Найдите вес картинки после того, как ее размер сократили в два раза. Глубина цвета = 24 бита.
(100*200*24)/2=240000 бит
3. Вес растрового квадратного изображения 160000 бит. Найдите его сторону, если глубина цвета равна 4.
200 px