СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Русский костюм"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Русский костюм"»

Урок по теме: русский народный костюм.

Автор- учитель ИЗО МБОУ СОШ 12 Валиахметова Алла Ильшатовна

Тип урока: комбинированный

Вид деятельности : групповая/ индивидуальная

Цели:

  • Образовательные: история создания костюма, элементы русской одежды, символы и образы в вышивке костюма.

  • Воспитательные: гордость за русский талантливый народ создавший такую мощную народную культуру, ребята обязаны знать традиции и культуру своего народа.

  • Развивающие: на основе полученных знаний ребята самостоятельно работают над создание своего костюма.

Задачи: в своих практических работах учащиеся должны создать народный костюм и украсить его вышивкой.

Оборудование и ресурсы: компьютер, проектор.

Работа учителя на уроке: беседа о красоте русского костюма; постановка задач и целей; организация практической работы, консультирование в процессе работы.

Межпредметные связи на уроке: история, география.

Метапредметные: универсальные учебные действия (УУД)

  • познавательные – умение строить художественный образ;

  • регулятивные -умение учащихся определять цель своей работы, выявлять этапы работы, находить соответствующие средства и инструментарий, осуществлять поэтапный контроль и оценивание своих действий;

  • коммуникативные – способность ученика к сотрудничеству, умение понимать намерения и интересы взаимодействующих с ним людей.

  • личностный:
    -.чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
    - понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
    - сформированность эстетических чувств, художественно – творческого мышления и фантазии;
    - умение сотрудничать товарищами в процессе совместной деятельности под руководством учителя;
    - умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы.

ПЛАН   УРОКА

I. Организационный момент. Приветствие. Контроль готовности к уроку. Настрой на работу.

II. Тема урока. Изучение нового материала.

Учитель: Чтобы узнать тему нашего урока, нам нужно вспомнить, что же мы уже успели изучили за это время. Мы уже познакомились с орнаментом! Давайте вспомним где мы использовали наш орнамент? Какие предметы мы им украшали?

­- ответы детей (украшения, быт, дом)

- мы уже успели и украсить интерьер и экстерьер избы, рисовали прялку и предметы народного быта. Так что же мы еще не изучили? Как же будет звучать наша тема урока?

2 слайд -русский народный костюм

Ребята, давайте попробуем вместе с вами сформулировать цель нашего урока!

3 слайд Цель : узнать историю создания костюма, знать символы, традиции и культуру народа, самим создать костюм.

А теперь нам нужно определиться какие задачи нам нужно решить, чтоб достигнуть наших целей.

4 слайд Задачи: изучить элементы костюма, особенности расположения орнамента. Выявить отличия дизайна костюма в зависимости от региона.

Беседа и работа с презентацией.

5 слайд какие цвета вы можете назвать наиболее характерными для платьев того времени? Что вам напоминают эти цвета?

6 слайд Учитель: Платье не только грело и украшало человека, но и показывало его место в обществе.  Одежда представляла собой большую ценность, ее не выбрасывали, очень берегли, неоднократно перешивая и донашивая до полной ветхости. Праздничный наряд бедняка переходил от родителей к детям. Знать же стремилась к тому, чтобы ее костюм отличался от одежды простолюдинов.

7 слайд    На Руси основной формой одежды было платье сшитое из различных тканей, в зависимости от богатства хозяина. Основой женской одежды была длинная рубаха с длинными рукавами. У простых женщин такая сорочка перехваченная на талии поясом служила домашним платьем, у состоятельных женщин были еще нижние рубахи.

8-9 слайд Как и мужские женские сорочки украшали вышивкой или обшивали цветной материей по краю подола, рукавов, вороту. Сверху сорочки надевали сарафан.


10-12 слайд     И, наконец, головные уборы. Они четко делились на девичьи и на уборы замужних женщин:

- коруна, сорока, кичка /женские/.

- кокошники, ленты, венки /девичьи/.

рясна - низко спадающие на плечи нити жемчужных бус.

Девушки обычно носили на голове небольшие повязки, не скрывавшие волос.

13-15 слайд     Южнорусский комплекс отличался наличием понёвы, передника-занавески, пояс-кушак. Понёва  — элемент русского народного костюма, женская шерстяная юбка замужних женщин (как правило клетчатой) с богато украшенным подолом
16-17 слайд     В северных районах России (Архангельск, Тверь, Вологда, Ярославль, Рязань) был широко распространен сарафан, а в южных понева

18 слайд     - Какое разнообразие праздничных нарядов! - А что у них общего? (узоры)

- Как можно назвать по-другому? (орнамент)
- Давайте вспомним, какие виды орнамента вы знаете? - /растительный и геометрический/

Любой русский костюм в старину непременно был украшен орнаментом, вышивкой.

19 слайд    Вышивка не только украшала одежду, но имела еще и волшебное значение. По народным поверьям, вышитые узоры должны приносить счастье, удачу, достаток в дом и здоровье. А еще защищать от беды и зла.

 19 слайд     В орнаментах на одежде можно увидеть изображение солнца, звезд, Древа жизни с птицами на ветках, цветы, фигурки людей и животных. Такой символический орнамент связывал человека с окружающей природой, с чудесным миром легенд и мифов.

III. Практическая работа. Ученикам выдаются фигурки с изображением людей и нужно сделать им праздничную одежду.

Звучит русская народная музыка.

Задание дифференцированное (ребята сами выбирают задание)

  1. Самим придумать орнамент на платье и нарисовать праздничный наряд.

  2. Изобразить фигуру человека в праздничном костюме.

  3. изобразить элементы русского народного костюма и подписать их.

Во время работы звучат русские народные песни.

IV. Итог. Рефлексия

Все в жизни меняется, а традиции остаются. Эти традиции составляют необычайность и особенность каждого народа.  О них нужно помнить и знать.

-Ребята, давайте определим, достигли ли мы поставленной на уроке цели? Что же нового мы узнали? Скажите понравился ли вам урок? Что интересного вы запомнили? Как думаете будет ли в будущем повторяться такая мода?

V. Оценивание работ. Выставка лучших работ. Объявление домашнего задания