Конспект урока русского языка 7 класс с использованием здоровьесберегающих технологий
На уроках русского языка основная работа-это работа с текстом. Поэтому для анализа можно брать тексты, пропагандирующие здоровый образ жизни. Цель такой работы - обогащение словарного запаса учащихся с ОВЗ, предупреждение вредных привычек, побуждение ведения здорового образа жизни. Работу по созданию текста о ЗОЖ можно дать в качестве домашнего задания.
ИКТ Технологии расширяют возможности учебной деятельности, позволяют разнообразить формы работы, активизировать внимание детей с ОВЗ, формируют орфографическую зоркость. Учитывая особенности преподавания русского языка для детей с ОВЗ, ИКТ технологии я применяю на всех этапах обучения ( иллюстративный материал, опорные схемы, презентации, таблицы, тексты и т.д.)
На каждом уроке использую физминутки. Например, упражнение «Подзорная труба» использую при объяснении новой темы. Это упражнение позволяет подвигаться, но и мобилизует их мыслительную деятельность.
В качестве приёма здоровьесбережения практикую индивидуальный, дифференцированный подход. Использую дидактический и раздаточный материал. Урок строю, чередуя разные виды работы: индивидуальную, групповую, игровую, опрос, слушание и т.д.
Использование данных технологий и видов работ даёт положительный результат: повышается интерес к учебе, устанавливаются доверительные отношения с детьми, повышается результативность их обучения.
Эмоциональный настрой на урок |
Добрый день, ребята, уважаемые гости. Начинаем наш с вами урок русского языка. Сегодня необычно всё: природа за окном, ваше и мое эмоциональное состояние: у меня сегодня хорошее и бодрое настроение. Надеюсь, что и вы сегодня бодры и энергичны. Итак, ребята, в путь! | |
Мотивация на учащихся на учебную деятельность. | |
Чтобы начать наш урок, мне хотелось бы узнать ваши ожидания и опасения. На плакатах вы видите изображения деревьев: яблони и лимона. На партах у вас лежат плоды. Я прошу вас, ребята, на ялоках написать свои ожидания, а на лимонах сомнения, опасения и прикрепить плоды к деревьям. А у меня есть самолётики, на крыльях которых я написала свои пожелания вам. Я их запускаю, те ребята, рядом с которыми приземлятся мои самолетики, поднимут их и прочтут нам эти пожелания. Всем спасибо! -Ребята, поднимите самолетик, который приземлился ближе к вам и прочтите пожелания наших гостей. Всем спасибо! Так как у нас все сегодня необычное, то и работать мы будем не в обычных тетрадях, а специальных путеводителях, которые лежат у вас на партах. А в пути каждый из вас сможет заработать «Талант», а в конце урока обменять его на отметку. | Метод «Фруктовый сад» Приём «Лови талант» |
Введение в тему урока | |
Отправляемся в путь мы 7 апреля -Всемирный день здоровья. Ежегодное проведение Дня здоровья вошло в традицию с 1950 года. Мероприятия Дня проводятся для того, чтобы люди могли понять, как много значит здоровье в их жизни. А здравоохранительные организации призваны решить вопрос, что им нужно сделать, чтобы здоровье людей во всем мире стало лучше. И, конечно, мы сегодня не можем об этом не вспомнить. | Приём «Исторический календарь» |
Тема урока, цели | |
Возьмите в руки воображаемые подзорную трубу, наведите фокус (повращайте кистями рук), посмотрите влево, вправо, вверх, вниз, а теперь внимательно рассмотрите на экране кластер, где вы увидите признаки той части речи, о которой мы сегодня будем говорить. Назовите, какая это часть речи? (наречие) - Правильно. Но ведь вы уже изучили эту часть речи! Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? (Правильно, сегодня мы будем определять роль наречий в речи, будем учиться правильно употреблять их) Я надеюсь, что работать вы будете хорошо, отвечать быстро и четко, читать выразительно и громко, писать аккуратно, а чувствовать себя на уроке комфортно. | Приём «Кластер» + здоровьесберегающие технологии, игровое задание на коррекцию и развитие зрительного восприятия |
Отработка умений и навыков по теме. | |
-Прочитайте текст (распечатан), выпишите наречия, поставив к ним вопросы, проверяем себя по образцу на экране: Утро Сегодня я проснулся рано. Быстро встал с кровати. В комнате было светло и солнечно! Я умылся, почистил зубы, причесался, сделал зарядку. Вкусно и плотно позавтракал и отправился в школу. (Когда? – сегодня; как? – быстро, светло и солнечно, вкусно и плотно) -Какую роль играют эти наречия в данном тексте? (более точно и образно выражают мысли автора, связывают предложения в тексте.) – за данный ответ получите «Талант» | Записи в путеводителе: 1.Наречие –средство более точного и образного выражения мысли. 2. Наречие –средство связи предложений в тексте. |
Игровая работа учащихся | |
Ребята, в классе в разных местах спрятаны предметы, вам нужно выполнить ряд действий и найти эти предметы. 1ученик – вправо пойдешь- апельсин найдешь! 2 ученик - прямо пойдешь - шоколадку найдешь, 3 ученик – вниз присядешь – конфетку увидишь. -Какую роли играют наречия в речи? (Если нет наречий, исчезает конкретность значения. Наречия более точно характеризуют действия. | Игровая работа на коррекцию и развитие ориентации в пространстве |
-Перед вами предложения. Прочитайте их. Какие созвучные слова встречаются в данных предложениях? Из нашего окна видна крыша соседнего дома. Летние каникулы я провел дома. - Как отличить, где наречие? ( В 1 предложении дома - имя существительное, оно обозначает предмет и отвечает на вопрос чего?, изменяется по числам(дом, дома), падежам; Во 2 предложении слово дома на обозначает предмет, а указывает на место, отвечает на вопрос где?, его нельзя изменить –значит это наречие) Физминутка Вниз все руки опустите, Плечи вверх вы поднимите, Корпус влево, корпус вправо! А теперь для всех - поклон! | Прием «Получи талант» Здоровьесберегающие технологии |
Работа в группах «Лови ошибку» | |
- А сейчас попробуйте в предложениях ваших сверстников найти ошибки и исправить их, сделав вывод, почему ребята допустили такие ошибки? 2 группа Папа взял решётку и распилил её пополам. Потом рубанком тщательно обстругал её. Потом шкуркой отшлифовал её. Кто-то один из группы делает вывод: 1группа – для правильного употребления наречий в речи нужно знать лексическое значение употребляемого наречия. 2 группа – необходимо избегать неоправданного повтора слов, заменяя их синонимами. Командиры групп,оцените работу всех ребят в листах оценивания. | |
Самостоятельная работа , взаимопроверка. | |
Все вы помните, что такое фразеологизмы? («талант» за ответ) Ваша задача заменить данные фразеологизмы наречием: Рукой подать - близко | У черта на куличках - далеко | Как в аптеке - точно | Бок о бок - рядом | Душа в душу - дружно | Не покладая рук - старательно | -Обменяйтесь путеводителями, проверьте друг друга по образцу, оцените работу в листах самооценки. | | |
Итог урока, домашнее задание, рефлексия. | |
- В качестве домашнего задания я предлагаю вам творческую работу. Написать текст на тему: «Ешь просто –доживешь до ста лет!» с использованием наречий. А для того чтобы правильно употреблять и произносить наречия, дарю вам на память о сегодняшнем уроке орфоэпический мини-словарик. | |
Рефлексия | |
-_ Я прошу вас оставить свои впечатления от урока на дереве настроения: Плоды – дело прошло полезно, плодотворно Цветок – довольно неплохо Листики – не совсем удовлетворен уроком. - Ну а я всем вам хочу пожелать никогда не болеть! Выглядеть всегда великолепно! Чаще улыбаться! Всегда быть преданными своему делу! Жить счастливо! А сейчас глубоко вдохните и выдохните! Улыбнитесь друг другу. Урок окончен! | Приём «Дерево настроения» Элемент дыхательной гимнастики |