СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка с КРТ по теме: "Дательный падеж" для детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект построин в соответствии с коррекционно-развивающие технологии для коррекции фонематической и оптической дисграфией

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка с КРТ по теме: "Дательный падеж" для детей»

Коррекционно-развивающие:

- развивать психические процессы: речь, мышление, память, внимание;

- коррекция аграмматической дисграфии и дисграфии фонемного распознавания, кинетической дисграфии.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методы

и приемы работы

1.МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


-Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь на свои места. Меня зовут Елизавета Андреевна и сегодня урок русского языка проведу у вас я. Ой! Ребята, вам кто-то написал письмо. Давайте его прочтём. Ребята, но его невозможно прочитать. Я предлагаю вам отправиться в путешествие и узнать, что же хотели написать нам жители.

- Для начала заведём наш самолёт подуем на вертушки. Помните, что, когда мы дуем, мы не надуваем щёки, держим плечи ровно, не поднимаем их. На три, четыре пробуем все вместе.

- Три-четыре. Отлично, наш самолёт завёлся, и мы отправляемся в путешествие.

- Наше путешествие будет проходить по станциям, за прохождение каждой станции мы будем получать пазл, которые соберётся и станет подсказкой.

Приветствует учителя


Нетрадиционное приветствие

Игровой метод

Коррекция дыхания

Практический

Пальчиковая гимнастика

-Ребята, первая станция «Ладошка» у каждого путешественника должна быть минутка на разминку. Разомнём наши пальчики, повторяйте за мной:

Тук-тук-тук,

Тук-тук-тук.

Наши ушки слышат стук.

Вот ладошечки шуршат,

Наши пальчики трещат.

Теперь в ладоши громко бей,

А теперь ты их согрей.

К путешествию готовы?

В путь отправимся мы снова:


Сядем мы на самолет


И отправимся в полет.


возле уха каждый палец стучит о большой 3 раза


потирание ладоней друг о друга

потирание кулачков друг о друга

хлопки

ладони на щеки

кулаки на коленях

руки вверх, ладони раскрыть

вращательные движения кистями

руки вытянуты в стороны, ладони напряжены

ладони лодочкой, одна вверх, вторая вниз

- Вот и первая часть нашего пазла! Отправляемся дальше.

Выполняют пальчиковую гимнастику


Словесный метод

Практический метод

Художественное слово

Контроль









Педагогическая оценка

2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ (УМЕНИЙ)

- Предлагаю вам открыть тетради записать число, классная работа и прописать уже записанные вам элементы, чтобы продолжить наше путешествие.

- Покажите контроль готовности.

- Отличная работа! Мы получаем ещё один элимент!

Записывают число и классная работа

Словесный метод

Указание

Контроль

Минутка чистописания

- Следующая станция – «Минутка чистописания»

-Выполним минутку чистописания.

- Будем учиться красиво писать букву Д.

- На первой строке напишем заглавную букву Д, на той же строке, чередуя, пишем букву д.

- На второй строке запишем слоги: да, до, ря, ро, ра, во, ва, на, би

-Вы хорошо справились с заданием.

-Чему учились, выполняя это упражнение?

- Получаем третий элемент !

Слушает учителя и выполняет упражнение.



-Учились красиво писать

Словесный метод

Наглядный метод

Указание

Практический метод

Контроль

Педагогическая оценка

Словарная работа

-Выполним словарную работу.

- Какие слова называются словарными?

- Посмотрите на картинки?

- Назовите, запишите в тетради.

- С новой строки с заглавной буквы напишите слова по картинкам: рябина, ворона, трамвай

- Картинки, ученики пишут в тетради, некоторые дети на секретной доске.

- Посмотрите, правильно ли у вас записано (открывает карточки с написанием слов) безударные гласные буквы, написание которых нужно запомнить.

- У нас с вами есть ещё одна часть пазла!

Выполняют установку учителя выполняют словарную работу

Вова и Миша пишут слова на боковых досках.

Словесный метод

Указание

Практический метод

Контроль за выполнением

Педагогическая оценка


Упражнение на коррекцию фонематической дисграфии

- Следующая станция «угадай звук»

- Я буду называть звуки, ваша задача быть внимательными, когда вы услышите звук д – поднять карточку с соответствующей буквой, когда вы услышите т, поднимите карточку с соответствующей для него буквой.

- п, ш, с, д, з, в, д, к, т, ф, в, т

- Отлично, это станция пройдена и мы получаем ещё один элимент, отправляемся дальше!

Слушают звуки, поднимают таблички

Развитие слухового внимания


Упражнение на коррекцию оптической дисграфии

- Мы на станции «Потерянные буквы»

- Перед вами карточки, что необходимо сделать?

- Нам необходимо вставить буквы д, б.

- Выполним задание по цепочке, называя буквы, которые вы вставили. А я буду вставлять буквы в слова

- Начну я, продолжит Святослав. Борода – в превый пропуск пишу букву б, во второй д

…ро…а

…рова

…ерево

во…да

за…ор

…есе…а


- Отлично поработали, у нас с вами собрана подсказка, что на ней написано?

Да, вопросы. Они нам помогут в дальнейшей работе.

Смотрят на доску

-необходимо вставить буквы б и д


Выполняют задание по цепочке с места



Вопросы


Практический метод

Словесный метод

Наглядный метод

Указание




Педагогическая оценка

АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ (УМЕНИЙ)











- Станция «Вспомни-ка»

- В письме было одно интересное задание, давайте выполним его.

Лучи солнц…

Пришли ребят…

Стоять у лод…

Подойти к бере…

- Обратите внимание, что нам нужно сделать?

- Да, вставить окончания. Просклонять имена существительны.

- А как мы узнаем какое окончание должно быть в слове?

- Да по вопросу.

- Работать мы будем по следующему плану:

- Будем работать по цепочке у доски. Остальные с места в тетради.

- Ребята, а вспомните, мы же некоторые вопросы уже встречали на уроке. Что же это за вопросы. Каких падежей?

- Верно, это вопросы им.п и р.п., а какой же вопрос к ним не относился?

- А давайте узнаем к какому падежу относится этот вопрос?

Смотрят на доску


Вставляют окончания

Определяют падеж

Словесный метод

Указание

Практический метод

Наглядный метод

Контроль


2.1.Целеполагание

- Чтобы это узнать какую тему мы будем изучать на этом уроке прослушайте внимательно стихотворение:

- Так какой же падеж им.сущ мы будем изучать сегодня? Как этот падеж называет себя?

-Какую цель мы поставим?

-Да, я с вами согласна.

- Итак, мы отправляемся с вами в страну Падежей существительных в город Дательного падежа

- Для этого встаньте из-за своих мест, повторяйте за мной.



- Дательным







- Узнать, что такое дательный падеж, на какие вопросы он отвечает


Подводящий диалог

Демонстрация

Словесный метод (вопросы)

Художественное слово

Физкультминутка

Мы садимся в самолет, (Дети приседают)

Отправляемся в полет! («Заводят» самолет, встают, говорят: «ж-жу»)

Мы летим над облаками. (Руки в стороны)

Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками)

Видим, как течет река, (Показывают руками волны)

Видим в лодке рыбака. («Забрасывают» удочку)

Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо, говорят : «ж-жу»)

Приземляться нам пора! (Приседают)

Выполняют движения

Практический метод

Контроль

2.2. Обобщение затруднений во внешней речи


-Вот мы и в городе. Первое наше задание находится на странице 46, № 82.

- Откройте учебник на странице 46. Прочитаем задание. Что необходимо сделать?

- Прочитать словосочетания. Прочтём их по цепочке.

- Что же нам необходимо сделать дальше?

- Да, определить падеж имён существительных, а как мы это будем делать?

- Верно, по вопросу.

- Выполним задание, продолжив цепочку. Говорить будем так: Подарил (кому?) другу. Существительное в дательном падеже, так как отвечает на вопрос кому.

- Итак, предлагаю сделать вывод, на какие вопросы отвечают существительные в Дательном падеже?

- Верно, на вопросы: кому? Чему?

- Что же нам необходимо выполнить дальше?

- Да, узнать с какими предлогами употребляются имена существительные в дательном падеже.

- Посмотрите внимательно на словосочетания, какие предлоги вы видите?

- Да, предлоги: к, по

- Давайте прочитаем, что нам необходимо сделать дальше. Да, записать словосочетания без вопросов, почеркнуть предлоги и выделить окончания. Например, словосочетание мы пропишем так: подарил другу

1. Подарил кому? Другу, напишем над существительным другу Д.п. – он обозначается так

2. У этого словосочетания нет предлогов, значит не подчёркиваем

3. Выделим окончание у существительного, какое у него окончание? Да, окончание у

- Выполните задание по образцу.

- Покажите контроль готовности. Проверим выполненное нами задание, обратите внимание, у кого не так?

- Давайте это закрепим, прочитав правило на странице 47


Открывают учебники на стр.28. Находят упр.47


Читает задание




Выполняют задание





Записывают упр.47

Списывают предложения

Словесный метод

Практический метод

Наглядный материал

Указание

Контроль

Педагогическая оценка

Объяснение

Гимнастика для глаз



В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)

Выполняют гимнастику для глаз

Словесный метод

Практический метод

Пояснение

Контроль

2.3.Самостоятельная работа


-Ребята, теперь, пора применить полученные знания из нашего путешествия. Выполним работу самостоятельно в тетради. Откройте страницу 47, выполните упражнение 84.

- Прочитайте внимательно, что в нём необходимо сделать?

- Прочитать. Давайте прочитаем.

- Что нам необходимо сделать дальше?

- Составить словосочетания, заменяя вопрос именем существительным. Попробуем устно.

- Письмо (кому?) сестре, письмо (к кому?) к сестре, письмо (кого?) сестре, письмо (от кого?) от сестры.

- В чём разница этих словосочетаний? Посмотрите внимательно на вопросы.

- Да, здесь есть вопрос родительного падежа, назовите мне его.

- Теперь, нам необходимо записать эти словосочетания без вопросов, например: письмо сестре

- Вижу, что вы со всем справились, предлагаю проверить себя, прочитаем по цепочке, что у вас получилось, с объяснениями.

- Если у вас нет ошибок нарисуйте себе карандашом весёлый смайлик на полях, если есть 1-2 ошибки – звёздочку, если больше – грустный смайлик.

- Я предлагаю вам составить предложение с одним из словосочетаний и записать его.

Выполняют самостоятельную работу

Словесный метод

Практический метод

Пояснение

Контроль

Индивидуальная работа

2.4.Повторение


ИЛИ ИГРА: «Молчанка»

- Правила игры очень просты. Я буду называть существительные в изученных нами падежах, а вы молча, когда услышите существительное в Д.п, поднимите карточку с падежом.

- А для начала повторим, на какие вопросы отвечает Д.п?

- С какими предлогами употребляется имя существительное в дательном падеже?

Море, к морю, по морю, от моря

Город, до города, без города, к городу

По тропинке, до тропинки, без тропинки

- Отлично! Давайте закрепим полученные знания. Кто может самостоятельно, своими словами рассказать правило о Д.п?

Играют в игру




Словесный метод

Наглядный метод

Практический метод

Пояснение

Контроль

4.РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-Итак, наше путешествие подходит к концу.

- Жители города Дательного падежа передают вам свою благодарность, теперь они не допустят ошибок на письме и пришлют нам новое, понятное письмо.

-Давайте вспомним цель нашего урока?

-Смогли ли мы её достичь?

- Кто вспомнит, на какие вопросы отвечает им.сущ. в д.п? Какие предлоги употребляются, какие окончания у им.сущ?

-Какие задания мы выполняли для достижения цели?

-Я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке, с помощью самолётов, выберите и дополните на них одну фразу. Кто желает поделиться?

- Поднимите высоко, высоко свои самолётики, если вам на уроке было всё понятно, вы со всем справились. Если вам было трудно, оставьте их на столе. Ничего страшного если вам что-то было трудно, вместе мы со всем справимся!

- Обратите внимание на домашнее задание. Домашнее задание упр.85 на стр 47.

- Обратите внимание, что вам необходимо сделать:

1. Прочитать, и определить какие слова пропущены. Пропущенные слова вы найдёте в словах для справок, под текстом.

2. Объяснить написание выделенных орфограмм в словах, например: ночью, после ч пишется ь, потому что это разделительный мягкий знак, он пишется после согласного пред гласными е,ё,ю,я,и

3. Записать последнее предложение, обратите, внимание на третью строку, я его вам прочту.

- Это предложение необходимо списать, вставляя пропущенные слова и определяя падеж существительного, например: лисий след ведёт к (к чему?) к норе… пишу над словом Д.п, подчёркиваю предлог, выделяю окончание.

- Запишите домашнее задание.

-До свидания, ребята! Спасибо за урок!


-Закрепить знания по теме парные согласные в корне слова

-Достигли

Оценивают свою деятельность на уроке


-До свидания.

Словесный метод

Наглядный метод

Обобщающий диалог

Самооценка