СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Симфония № 5» Л.Бетховена

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Симфония № 5» Л.Бетховена»

Урок в 7 классе на тему

«Симфония № 5» Л.Бетховена

Тип урока: лекция – урок изучения нового материала

Цель урока: познакомить слушателей с творчеством выдающегося немецкого композитора, Людвига ван Бетховена, на примере его пятой симфонии.

Задачи урока:

образовательные:

– расширение культурного кругозора слушателей

– знакомство с творчеством Л. В. Бетховена

развивающие:

– содействовать развитию интереса к классической музыке

– создать условие для развития образного мышления 

воспитательные:

– сформировать у слушателей способность к пониманию замысла композитора, который он вкладывает в свое произведение.

– содействовать развитию эстетического вкуса

Методическое обеспечение занятия

Средства обучения: ноутбук, проектор, колонки


У.: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем знакомство с симфонической музыкой и говорим о творчестве величайшего композитора. Он классик немецкой музыки. Имя его Людвиг ван Бетховен.


Если бы в 1820 году мы встретились с Бетховеном на улицах Вены, то решили бы, что это очень странный человек. Одежда и волосы у него были растрепанными, галстук небрежно завязан. Он ходил быстрым шагом, энергично жестикулируя руками. Потом останавливался, что-то напевал, выхватывал из кармана записную книжку, что-то в нее записывал и шел дальше. Если бы мы последовали за ним в дом, то увидели, что в доме царит полный беспорядок: повсюду ноты, мебель стоит, как попало. Его настроение часто менялось, но он всегда был доброжелательным по отношению к молодым и талантливым музыкантам.

«Все люди рождены свободными», - эти слова прочно вошли в его сознание вместе с идеями Великой французской революции, во время которой формировалось его сознание. Трудно найти человека, которому судьба нанесла бы такой сокрушительный удар. Другого невзгоды сломили бы, но только не Бетховена. Он понимал, что принадлежит всему человечеству. Несгибаемая воля этого человека, его преданность музыке и творчеству являются прекрасным примером и имеют огромное нравственное значение.


А.С.Пушкин писал: «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная». Сегодня наша задача – последовать за мыслями Л. Бетховена, вслушиваясь в особенности его музыки.


Итак, Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году 17 декабря в немецком городе Бонне, в семье придворного музыканта. Занимался музыкой под руководством отца.

Переломный момент в его жизни наступил, когда Бетховену было 32 года: у композитора начала развиваться глухота. Уединившись в деревне Гейлигенштадт под Веной, он пишет двум своим братьям письмо, известное как «Гейлигенштадтское завещание».

Послушайте, о чем пишет композитор своим братьям.

(один из учеников читает письмо с.120)

Какой перед нами предстает личность композитора, если осознав трагическую для музыканта болезнь, Бетховен не покорился судьбе, а сумел преодолеть душевный кризис и вернуться к творчеству.


У.: Героическим, мятежным духом проникнуты многие его произведения: увертюра «Эгмонт», «Героическая симфония» и, конечно «Симфония № 5».

Когда произведение срастается с сознанием слушателя, его запоминают, напевают, наигрывают. Именно так произошло с «Симфонией № 5» с ее знаменитым «мотивом судьбы». Этот мотив, как проводник. Сочиняя это произведение, Бетховен говорил: «Я схвачу судьбу за глотку». Сейчас прозвучит первая часть «Симфонии № 5».


Тема судьбы – что это? Вызов? Призыв? Предостережение? Что несет в себе эта музыка? Как взаимодействуют между собой две темы первой части?

(звучит 1 часть «Симфонии № 5»)


У.: «Так стучится к нам в дверь судьба» - сказал Бетховен о начальных тактах этого произведения. Яркая выразительная музыка основного мотива симфонии дают возможность трактовать ее как картину борьбы человека с ударами судьбы. Четыре части симфонии представляются как этапы этой борьбы.

Любое выдающееся художественное произведение всегда многозначно, и каждое поколение по-своему трактует его смысл, находя в нем ответы на все животрепещущие вопросы.

(текст учебника)

А какая трактовка близка вам?


У.: Сегодня, в 21 веке, «Симфония № 5» обретает особый нравственный смысл. Развитие музыки показывает, что есть нечто высшее – совесть человека, голос Бога и его собственная воля. Судьба властвует над человеком? Бессилен ли человек против нее? С кем в симфонии борется человек? Такие вопросы задает себе современный слушатель.

Многие слышат в первой части внутреннюю борьбу человека, тему совести, отношение человека к себе и другим.

Чем закончилась борьба, нам расскажет финал симфонии, который мы сейчас услышим.


(звучит финал «Симфонии № 5»)


Д.: …

У.: В Библии сказано: «Сейчас стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною». Бог «стучит» в сердце человека, как подает ему руку и помогает подняться. И человек радостно распрямляется. Он вновь полон сил!

В первой части симфонии развивается острейший конфликт, и исход драматической борьбы с судьбой еще не ясен.


У.:

Музыка Бетховена полна энергии, полна борьбы и героизма. Путь к торжеству истины и правды нелегок, как и обращение к своей совести, когда человек оставаясь самим собой, не боится быть непохожим на других. Бетховен «схватил судьбу за глотку» и одержал победу в этой схватке. И не зря Вольфганг Амадей Моцарт сказал об этом великом человеке: «Он заставит говорить о себе весь мир». И предсказание Моцарта сбылось.

Сегодня мы с вами познакомились с творчеством великого немецкого композитора – Людвига ванн Бетховена – на примере его гениальной пятой симфонии. Она и по сей день остается одним из самых знаменитых классических произведений, и наиболее часто исполняемой симфонией. Впервые исполненная в Вене в 1808 году, симфония вскоре приобрела репутацию выдающегося произведения. Немецкий писатель Э. Т. А Гофман называл эту симфонию «одним из самых значительных произведений эпохи». Я уверена, что сегодня вы все в этом убедились.

Домашнее задание: прослушать симфонию Бетховена полностью.