2 мин | 1. этап самоопределения к деятельности | Учитель мотивирует на учебную деятельность. Девиз урока: «Знаешь - говори, не знаешь - слушай и запоминай» | Объясняют значение выражения |
6 мин | 2. этап актуализации знаний и фиксации затруднения в деятельности | 1. Работа со словами из словаря. Запись под диктовку. Черный, аппетит, сверкать, тарелка, инженер, расстояние, еще, четыре, издалека. Критерии оценивания: 1 ошибка - 4, 2 ошибка -3, 4 ошибка -2 2. Чтение сказки. Отработка навыков чтения. Лингвистическая сказка по русскому языку В некотором царстве, в речевом государстве жили – были части речи разные: Существительное, Прилагательное, Глагол, Числительное, Наречие и другие. И жили они дружно да счастливо. Но в один день затеялся у них спор о том, кто важнее всех. Существительное говорит: Я – самая важная часть речи, потому как без меня нельзя и предложения составить. Прилагательное на это восклицает: Нет, я важнее, потому что красивее. Возражает всем Глагол: А как вы предложение составите без действий? Признаками лишь или предметом? И кричали долго друг на друга, пока в дверь их дома не позвонили. Все части речи вдруг замолкли. В дом вошел высокий старец с белой бородой. Кто Вы? – спросили разом все. И ответил бородач: Я – Русский Язык, но почему же Вы ссоритесь? В чем причина ссоры? Проговорил Глагол: Мы спорим, кто из нас важнее. А что же скажешь ты? Все вы важны, все вы нужны, Нет среди вас ни главного, нет и второстепенного,- промолвил старец. Задумались части речи. И перестали спорить. Стали они жить дружно и счастливо одной большой дружной, неразлучной семьей. -О чем прочитали текст? - Почему каждая часть речи считает себя важной? - Легко ли вам воспроизводить признаки каждой части речи? | -Записывают слова под диктовку -Взаимопроверка тетрадей по словарю -Объясняют орфограммы. Отрабатывают навыки чтения разными способами. |
3мин | 3. этап постановки учебной задачи | - Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? -В русском языке раздел, который изучает части речи, их морфологические и грамматические признаки называется «Морфология» Части речи делятся на две группы: самостоятельные и служебные -Что знаем по этой теме? - Но чтобы эти знания приобрели стройную систему, четко отложились в наших головах навсегда, что мы должны сделать? Цель урока: обобщить, систематизировать знания, привести в порядок. | Определяют тему урока Объясняют термин Предлагают варианты формулирования цели урока. |
6мин | 4. этап построения проекта выхода из затруднения | -Как имеющуюся информацию сделать компактной? -С помощью чего мы можем систематизировать знания по теме? | Учащиеся предлагают варианты (схема, таблица) Выдвигают гипотезы Удобно, легко запомнить, пригодится при изучении материала в дальнейшем |
5мин | 6. этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Определить, какой частью речи являются слова из словаря, записанные в начале урока. Для чего мы с вами систематизировали знания в виде таблицы? Где могут пригодиться эти знания? | В тетради указывают части речи |
15мин | 7. этап включения в систему знаний и повторения | Запись предложения под диктовку На чёрном небе сверкали лишь звезды, но луны не было. Незнайка на Луне (Н. Н. Носов) | Выполняют морфологический разбор слов: на черном (небе), сверкали, луны |
4мин | 8. Этап рефлексии деятельности | Чему учились на уроке? Какой новый способ помог при выполнении заданий? Оцените свою деятельность, продолжив предложения: «Я понял….», «Я смогу объяснить…», «Я научился….» «Я испытывал трудности…» Домашнее задание. Заполнить таблицу примерами (к каждой части речи по 3 слова), определить признаки. | Подводят итоги. Анализируют собственную деятельность на уроке. |