СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока систематизации знаний (общеметодологической направленности) "Части речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации знаний о частях речи и способностей к учебной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока систематизации знаний (общеметодологической направленности) "Части речи"»

Конспект урока систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Учитель начальных классов Ткаченко Татьяна Михайловна

Тема: Части речи

Цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации знаний о частях речи и способностей к учебной деятельности.

Класс: 4.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку, учебник.

Применяемая технология: проблемно-диалоговая.

Ход урока

Время

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников


2 мин


1. этап самоопределения к деятельности

Учитель мотивирует на учебную деятельность.

Девиз урока: «Знаешь - говори, не знаешь - слушай и запоминай»

Объясняют значение выражения

6 мин

2. этап актуализации знаний и фиксации затруднения в деятельности

1. Работа со словами из словаря. Запись под диктовку.

Черный, аппетит, сверкать, тарелка, инженер, расстояние, еще, четыре, издалека.

Критерии оценивания: 1 ошибка - 4, 2 ошибка -3, 4 ошибка -2


2. Чтение сказки. Отработка навыков чтения.

Лингвистическая сказка по русскому языку
В некотором царстве, в речевом государстве жили – были части речи разные: Существительное, Прилагательное, Глагол, Числительное, Наречие и другие. И жили они дружно да счастливо. Но в один день затеялся у них спор о том, кто важнее всех. Существительное говорит: Я – самая важная часть речи, потому как без меня нельзя и предложения составить. Прилагательное на это восклицает: Нет, я важнее, потому что красивее. Возражает всем Глагол: А как вы предложение составите без действий? Признаками лишь или предметом?
И кричали долго друг на друга, пока в дверь их дома не позвонили. Все части речи вдруг замолкли. В дом вошел высокий старец с белой бородой. Кто Вы? – спросили разом все. И ответил бородач: Я – Русский Язык, но почему же Вы ссоритесь? В чем причина ссоры? Проговорил Глагол: Мы спорим, кто из нас важнее. А что же скажешь ты? Все вы важны, все вы нужны, Нет среди вас ни главного, нет и второстепенного,- промолвил старец. Задумались части речи. И перестали спорить.
Стали они жить дружно и счастливо одной большой дружной, неразлучной семьей.


-О чем прочитали текст?

- Почему каждая часть речи считает себя важной?

- Легко ли вам воспроизводить признаки каждой части речи?


-Записывают слова под диктовку

-Взаимопроверка тетрадей по словарю

-Объясняют орфограммы.

Отрабатывают навыки чтения разными способами.


3мин

3. этап постановки учебной задачи



- Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?

-В русском языке раздел, который изучает части речи, их морфологические и грамматические признаки называется «Морфология»

Части речи делятся на две группы: самостоятельные и служебные

-Что знаем по этой теме?

- Но чтобы эти знания приобрели стройную систему, четко отложились в наших головах навсегда, что мы должны сделать?

Цель урока: обобщить, систематизировать знания, привести в порядок.


Определяют тему урока

Объясняют термин

Предлагают варианты формулирования цели урока.


6мин

4. этап построения проекта выхода из затруднения



-Как имеющуюся информацию сделать компактной?

-С помощью чего мы можем систематизировать знания по теме?


Учащиеся предлагают варианты (схема, таблица)


Выдвигают гипотезы

Удобно, легко запомнить, пригодится при изучении материала в дальнейшем

4 мин

5. этап первичного закрепления во внешней речи

Что вы можете рассказать о частях речи, используя схему?


Рассказывают с опорой на схему о частях речи


5мин

6. этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Определить, какой частью речи являются слова из словаря, записанные в начале урока.

Для чего мы с вами систематизировали знания в виде таблицы? Где могут пригодиться эти знания?


В тетради указывают части речи

15мин

7. этап включения в систему знаний и повторения

Запись предложения под диктовку

На чёрном небе сверкали лишь звезды, но луны не было. Незнайка на Луне (Н. Н. Носов)

Выполняют морфологический разбор слов: на черном (небе), сверкали, луны

4мин

8. Этап рефлексии деятельности


Чему учились на уроке?

Какой новый способ помог при выполнении заданий?

Оцените свою деятельность, продолжив предложения:

«Я понял….», «Я смогу объяснить…», «Я научился….»

«Я испытывал трудности…»

Домашнее задание. Заполнить таблицу примерами (к каждой части речи по 3 слова), определить признаки.

Подводят итоги. Анализируют собственную деятельность на уроке.


4. Конспект урока развивающего контроля по русскому языку

Тема: Анализ проверочной работы по теме «Буквы безударных гласных в корне слова».

Цель: формирование и развитие способностей учащихся анализировать ошибки, допущенные в проверочной работе, выявлять затруднения, строить проект коррекции и самостоятельно его реализовывать.

Класс: 3.

Оборудование: индивидуальные рабочие листы, памятки по работе над ошибками, презентация, ноутбук, мультимедийный проектор, Бунеева Е.В. «Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3-й класс.» - М.: «Баласс», 2017г. – 48 с.

Применяемая технология: проблемно-диалоговая.

Ход урока


Время

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников


2 мин


1. этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности

Приветствует учащихся, объявляет о начале урока, предлагает прочитать девиз урока и мотивирует на коррекционную работу по самосовершенствованию.

Читают на слайде девиз: «Cамое трудное для человека — это не только увидеть свои ошибки, а признать, что они твои, а не чьи-то.» настраиваются на коррекционную работу по улучшению качества достижения планируемых результатов по теме.

5 мин

2. этап актуализации и пробного учебного действия

Организует беседу по вопросам

- Какой теме была посвящена проверочная работа?


- Какие знания вы показали? Какие умения?




- Какова цель нашего сегодняшнего урока?


- «Буквы безударные гласные в корне слова»


- Знания вопросов о безударной гласной, умение определять безударную гласную в корне.

Учиться анализировать свои ошибки; планировать действия по устранению ошибок и самостоятельно их исправлять; самооценке.

10 мин

3. этап локализации индивидуальных затруднений



Анализирует качество выполнения проверочной работы.

Привлекает обучающихся увидеть свои результаты в общей картине:

  • Поднимите руки, кто не выделил орфограммы в словах

  • Поднимите руки, кто не смог выполнить это задание.

  • А кто не выполнил только максимальный уровень?

  • Поднимите руки, кто допустил ошибки в словах.

  • А кто не смог дописать подходящие по смыслу слова с двумя безударными гласными звуками в корне?

  • Проанализируйте свои затруднения в выполнении заданий.


Предлагает оценить свои знания и умения по шкале.

Отвечают на вопросы учителя, фиксируют свои ошибки. Выявляют место и причины собственных затруднений в выполнении проверочной работы.





Смотрят на шкалу самооценки и оценивают свой уровень знаний и умений.

6мин

4. этап построения проекта коррекции выявленных затруднений



Организует работу по составлению плана с помощью вопросов:

- Что будем повторять, корректировать на уроке?

- Для чего нам это необходимо?

- Какие шаги нам необходимо сделать, чтобы разобраться в своих ошибках?












- В какой форме будем работать?

Участвуют в составлении плана:

    1. Повторить правило

    2. Повторить алгоритм нахождения безударных гласных в корне слова, подбора проверочных слов.

    3. Исправить свои ошибки в проверочной работе.

    4. Совершенствовать умение правильно писать слова с изученной орфограммой.

- Будем тренироваться в выполнении похожих заданий.

7 мин

5. этап реализации построенного проекта

Организует повторение теоретических знаний.

Предлагает выполнить задание с комментированием

Спиши, вставь безударные гласные (проверь в уме), подчеркни орфограмму.

Наступили сильные м_розы. Снег завалил с_довые д_рожки. Птицы з_мой г_л_дают. Дети устроили для птиц к_рмушки. Девочки насыпали пш_на. Г_лодные птицы быстро скл_вали весь корм. Как х_р_шо, что у птиц есть наст_ящие друзья!

Предлагает повторить памятку по работе над ошибками, организует самостоятельную работу по исправлению своих ошибок, допущенных при выполнении проверочной работы.

Раздает индивидуальные рабочие листы с заданиями обучающимся, которые не допустили ошибок при выполнении проверочной работы.

Вспоминают правило правописания безударной гласной в корне слова.

Повторяют алгоритм определения безударных гласных в корне слова.

Алгоритм

1. Помни, что безударная гласная может быть в любой части слова.

Поэтому сначала мысленно разбери слово по составу (найди корень слова) и убедись, что безударная гласная в корне слова.

2. Помни, что безударная гласная может быть проверяемая и непроверяемая.

3. Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать родственное (однокоренное) слово или изменить форму слова так, чтобы безударная гласная стала в сильную позицию, то есть она должна быть ударной.



Самостоятельно исправляют ошибки с помощью памятки.


Самостоятельно выполняют задания в индивидуальных рабочих листах.

3мин

6. этап обобщения затруднений во внешней речи

  • Кто сейчас выполнил задания без ошибок?

  • Какие трудности у вас возникли?

  • Итак, назовите алгоритм проверки ещё раз.

Участвуют в обсуждении.


6мин

7. этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Организует самостоятельную работу с самопроверкой по эталону.

- А сейчас вы снова поработайте самостоятельно. Найдите в проверочной работе другого варианта те задания, в которых вы допустили ошибки и выполните эти задания самостоятельно, а потом себя проверьте по эталону.

Раздает индивидуальные рабочие листы с заданиями обучающимся, которые не допустили ошибок при выполнении проверочной работы.




Организует обсуждение результатов самостоятельного выполнения заданий:

  • Кто сейчас выполнил задания без ошибок?

Какие трудности вы встретили? Как с ними справились?

Самостоятельно выполняют задание, сравнивают правильность выполнения с эталоном.


Ученики, не допустившие ошибок, начинают работать с индивидуальными рабочими листами.


Участвуют в обсуждении.

4 мин

8. этап решения заданий творческого уровня

Организует применение изученных знаний при решении задач творческого уровня и готовит к изучению следующих разделов курса

Выполняют задания творческого характера

2мин

9. этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности


Организует беседу по вопросам:

  • Какие ошибки вы сегодня смогли исправить сами?

  • В чем вам ещё нужна помощь?

  • Изменилась ли оценка ваших знаний и умений?

Предлагает вернуться к шкале оценивания и повторно оценить свои достижения.

  • Поясните свой выбор.


  • Вам удалось на уроке проанализировать свои ошибки, самостоятельно их исправить, оценить себя?

Домашнее задание: упражнения из учебника (выбор детей зависит от характера ошибок) или карточка с творческим заданием (для тех, кто в самооценке выделил себя на высоком уровне).

Участвуют в беседе.




Заполняют шкалу оценивания.



Участвуют в беседе.