Тема урока: Теорема Виета
Учитель: Сидельникова Антонина Владимировна, 1 Пересыпкинский филиал МБОУ 2 Гавриловской сош
Тип урока: открытие новых знаний
Технология: проблемно – диалогическая
Цель урока: изучить теорему Виета и теорему, обратную теореме Виета
Задачи урока:
Образовательные:
- формировать умение применять теорему Виета и теорему, обратную теореме Виета в приведенных квадратных уравнениях;
- совершенствовать навык решения квадратных уравнений;
- обеспечить мотивацию к учебной деятельности как одно из средств развития и социализации личности учащихся.
Развивающие:
- формировать самостоятельность и коммуникативность;
- создавать условия для проявления познавательной активности учащихся;
- учить формулировать проблему, выдвигать гипотезы и искать их подтверждение, формулировать и высказывать суждения.
Воспитательные:
- воспитание личностно значимых ценностей (установка на самообразование, самооценку);
- воспитывать культуру умственного труда.
Ход урока
I.Организационный момент (1 мин)
II. Актуализация знаний(5 мин)
- Какую тему мы изучаем последние уроки? (Квадратные уравнения)
- Какие уравнения называются квадратными?
- Какие уравнения называются приведенными квадратными?
- Можно ли неприведенное квадратное уравнение представить в виде приведенного?
- Каким образом?
-Запишите на доске и в тетрадях общий вид приведенного квадратного уравнения
(х2 + px + q = 0) (способ выполнения: 1 ученик у доски, остальные в тетрадях)
- Проверим домашнее задание:
-Задание №1.Преобразуйте квадратное уравнение в приведенное
а) 3х2 + 6х – 12 = 0
б) 2х2 = 0
в) 3х2 – 7 = 0
г)5х2 - 10х + 2 = 0
д) 4х2 – 13 = 0
- Задание №2. Решите уравнения
а) х2 + 6х + 5 = 0
б) х2 – х – 12 = 0
в) х2 + 5х + 6 = 0
г) х2 + 3х – 10 = 0
д) х2 – 8х – 9 = 0
III.Создание проблемной ситуации (2 мин)
- А сейчас я приглашаю вас в сказку «Попадет ли Золушка на бал»?
В некотором царстве, в некотором государстве произошла такая история. Король пригласил всех жителей своей сказочной страны на бал, но злая мачеха не хотела брать с собой свою падчерицу Золушку
Мачеха: Золушка, ты сможешь поехать на бал, если за 5 минут найдешь сумму и произведение корней 20 уравнений.
Золушка: Я хорошо решаю уравнения, но за 5 минут мне никак не успеть!!!
Учитель: На помощь Золушке спешит Фея.
Золушка: Здравствуй, дорогая Фея!
Фея: Золушка, не горюй. Я открою тебе секрет, и ты справишься с заданием даже быстрей!
И Фея открыла Золушке секрет. А этот секрет, который вы сами откроете, и будет являться темой нашего урока.
Золушка: Я все поняла, дорогая Фея! Спасибо!
И через 5 минут Золушка дала ответы. А вы сможете найти суммы и произведения корней этих уравнений так же быстро? (Нет)
IV. Выдвижение гипотез (3 мин)
- Почему вы не можете также быстро выполнить это задание? (Не знаем секрета, не знаем быстрого способа определения суммы и произведения корней приведенных квадратных уравнений).
- Как вы думаете, с чем могут быть связаны корни квадратного уравнения? (C коэффициентами).
- Какой у вас возникает вопрос? Что вам предстоит выяснить? (Существует ли связь между корнями и коэффициентами приведенного квадратного уравнения? Если да, то какова эта связь?)
- Сформулируйте цель своей деятельности (Узнать, существует ли связь между корнями и коэффициентами приведенного квадратного уравнения. Если да, то какова эта связь.)
- Предположите, существует связь между корнями и коэффициентами или нет? Какова она? (Выдвижение гипотез, учитель все принимает)
- Если есть версии, нужно их проверить.
V. Открытие нового знания (12 мин)
2 ученика работают на закрытой доске, находят сумму и произведение корней приведенного квадратного уравнения, записанного в общем виде.
В уравнении х2 + pх + q = 0 D0. Найдите сумму и произведение корней.
- Сейчас мы проведем небольшую исследовательскую работу. Работать будете в группах по 4 человека. Прочитайте задание на карточке. Вы должны заполнить таблицу, проанализировать ее, найти закономерность, и определить связь корней с коэффициентами, сделать вывод.
Каждая группа получает таблицу: уравнения выписаны из домашнего задания.
Уравнение х2 + рх + q=0 | p | q | Корни | Сумма корней | Произведение корней |
х2 + 6х + 5 = 0 | 6 | 5 | х1= -1, х2= -5 | -6 | 5 |
х2 – х – 12 = 0 | -1 | -12 | х1= 4, х2= -3 | 1 | -12 |
х2 + 5х + 6 = 0 | 5 | 6 | х1= -3, х2= -2 | -5 | 6 |
х2 + 3х – 10 = 0 | 3 | -10 | х1= -5, х2= 2 | -3 | -10 |
х2 – 8х – 9 = 0 | -8 | -9 | х1= -1, х2= 9 | 8 | -9 |
Проверка выполнения заданий в группах и на доске, выводы
Общий вывод:
- Ваше предположение подтвердилось? (да)
- Сделайте вывод(Связь между корнями и коэффициентами приведенного квадратного уравнения существует)
-Какова она? (Сумма корней равна второму коэффициенту р взятому с противоположным знаком, а произведение равно свободному члену q).
- Вывод: Утверждение верно для всех уравнений, имеющих корни
- Это утверждение называется теоремой Виета, названной в честь французского математика Франсуа Виета.
- Послушайте небольшую историческую справку об этом математике. (Выступление ученика, сопровождающееся презентацией с портретом Виета)
Сообщение. Франсуа Виет родился в 1540 году во Франции. В родном городке Виет был лучшим адвокатом, но главным делом его жизни была математика. Занимаясь наукой, Виет пришел к выводу, что необходимо усовершенствовать алгебру и тригонометрию. В 1591 году Виет ввел буквенные обозначения и для неизвестных, и для коэффициентов уравнения. Ввел формулы. Франсуа Виет отличался необыкновенной работоспособностью. Иногда, увлекшись каким-нибудь исследованием, он проводил за письменным столом по трое суток подряд.
- Какой же секрет открыла Фея Золушке (Теорему Виета)
- Назовите тему урока.
- Прочитаем теорему в учебнике (стр.127).
- Запишите теорему в виде символов в тетрадь
- В этой теореме о каких квадратных уравнениях идет речь? (О приведенных)
-Как быть с неприведенными? (Вначале представить в виде приведенных и применить теорему Виета). Что вы умеете делать с неприведенными квадратными уравнениями?
- Запишите в виде символов в тетрадь
- Для закрепления теоремы Виета я предлагаю вам послушать стихотворение «Теорема Виета».
По праву достойна в стихах быть воспета
О свойствах корней теорема Виета.
Что лучше, скажи, постоянства такого:
Умножишь ты корни – и дробь уж готова:
В числителе с, в знаменателе а;
А сумма корней тоже дроби равна.
Хоть с минусом дробь эта, что за беда –
В числителе b, в знаменателе а.
- Существует и теорема, обратная теореме Виета. Прочитайте ее в учебнике на стр. 128, а ее доказательство прочитаете дома.
- Запишите теорему в тетрадь
Зарядка для глаз (1 мин)
VI. Применение новых знаний (18 мин)
Задание №1 (5 мин)
- Теперь вы сможете также быстро, как Золушка, найти суммы и произведения корней 20 уравнений? (Да).
- Что будете применять? (Теорему Виета). Сумму и произведение корней первых 10 уравнений находите, работая в паре, а оставшихся 10 решаете самостоятельно.
№ | x2 + pх + q = 0 | x1 + x2 | x1 · x2 |
1. | x2 + 17x - 38 = 0 | | |
2. | x2- 16x + 4 = 0 | | |
3. | 3x2 + 8x - 15 = 0 | | |
4. | 7x2 + 23x + 5 = 0 | | |
5. | x2 + 2x - 3 = 0 | | |
6. | x2 + 12x + 32 = 0 | | |
7. | x2- 7x + 10 = 0 | | |
8. | x2- 2x -3 = 0 | | |
9. | - x2 + 12x + 32 = 0 | | |
10. | 2x2- 11x + 15 = 0 | | |
11. | 3x2 + 3x - 18 = 0 | | |
12. | 2x2- 7x + 3 = 0 | | |
13. | x2 + 17x -18 = 0 | | |
14. | x2-17x -18 = 0 | | |
15. | x2-11x + 18 = 0 | | |
16. | x2 + 7x - 38 = 0 | | |
17. | x2-9x + 18 = 0 | | |
18. | x2- 13x + 36 = 0 | | |
19. | x2- 15x +36 = 0 | | |
20. | x2- 5x - 36 = 0 | | |
Эталон для самопроверки задания №1
x1 + x2 = -17; x1 • x2 = -38.
x1 + x2 = 16; x1 • x2 = 4
3. x1+ x2 = -8/3 ; x1 • x2 = -5.
x1 + x2 = -23/7; x1 • x2 = 5/7.
x1 + x2 = - 2; x1 • x2 = -3.
x1 + x2 = -12; x1 • x2 = 32.
7. x1 + x2 = 7; x1 • x2 = 10.
8. x1 + x2 = 2; x1• x2 = -3.
9. x1 + x2 = 12; x1 • x2 = 32.
10. x1 + x2 = 5,5; x1 • x2 = 7,5.
x1 + x2 = -1; x1 • x2 = -6.
x1 + x2 = 3,5; x1 • x2 = 1,5.
x1 + x2 = -17; x1 • x2 = -18.
x1 + x2 = 17; x1 • x2 = -18.
x1 + x2 = 11; x1 • x2 = 18.
x1 + x2 = -7; x1 • x2 = -38.
x1 + x2 = 9; x1 • x2 = 18.
x1 + x2 = 13; x1 • x2 = 36.
x1 + x2 = 15; x1 • x2 = 36.
x1 + x2 = 5; x1 • x2 = -36.
Задание №2. Решите уравнения и выполните проверку по теореме, обратной теореме Виета(1 ученик на открытой доске с комментированием, остальные на закрытой доске)
а) х2– 15х – 16 = 0; х1 =16, х2 = -1,
б) х2– 9х + 20 = 0; х1 = 5, х2 = 4,
в) х2+ 11х – 12 = 0; х1 =1, х2 = -12,
г) 3х2 – 4х – 4 = 0; х1=2, х2 = -2/3,
д) х2– 2х – 9 = 0; х1, 2=2±¬40/2 или х1, 2 =1±¬10
- Кто справился с этим зданием в полном объеме?
- Изучая новый материал, мы повторили ранее изученный.
VII. Рефлексия(2 мин)
- Сформулируйте теорему Виета.
- Сформулируйте теорему, обратную теореме Виета.
- Что побудило нас к открытию нового знания? (Поставленная проблема)
- Вы открывали новое знание сами или учитель сам рассказал вам теорему Виета?
VIII. Домашнее задание (1 мин)
Теорема Виета, №580 (а-г), №581 (в, г)
Список литературы:
- Алгебра, 8 класс (Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова) 2005г.
- http://festival.1september.ru/articles/530928/