ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ»
Конспект урока в 7 классе
Тема: Токарный станок по дереву СТД-120М.
Подготовил и провел:
учитель профильного труда
Легостаев С.А
г. Железногорск
2016 год
Тема: Токарный станок по дереву СТД-120М.
Цели: образовательная: ознакомить учащихся с назначением, устройством и принципом работы токарного станка.
воспитательная: воспитать в учащихся интерес (мотивацию) к работе на станке и эстетическое отношение к изделиям, выполненным токарным способом.
развивающая: сформировать у учащихся понятие о токарном станке, как о машине.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный
Тип урока: комбинированный
Межпредметные связи: математика, рисование.
Оборудование: учебные таблицы по устройству токарного станка и его узлов, токарный станок СТД-120М, образцы изделий, выполненных токарным способом.
Ход урока:
І Организационный момент
1.Проверка готовности(тетрадь, ручка).
Добрый день, ребята. Садитесь. Сегодня урок у нас не простой, на уроке у нас присутствуют гости. Пусть это вас не смущает. Желаю вам плодотворной работы. Узнать на уроке много нужного интересного и полезного. Ну что приступим?
2. Объявление темы и целей урока
ІІ Актуализация знаний (3-4мин.)
1.Повторение пройденного материала:
1.Как вы думаете какие инструменты используют мастера при изготовлении поделок из древесины?( нож, ножовка, стамеска, рубанок и др.)
2. Как вы думаете с помощью каких инструментов , приспособлений, станков, изготавливаются цилиндрические детали, имеющие форму круга, шара?, тоесть деталей со сложным профилем?( С помощью токарного станка)
III Постановка темы, учебной задачи(1-2 мин)
-для того чтобы трудиться на станке, изготовлять красивые точеные изделия, что вы должны знать, и уметь?(Знать из чего состоит токарный станок. Уметь применять эти знания на практике.)
- Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься? (Изучать устройство токарного станка для точения древесины.)
-Давайте сформулируем тему урока (устройство токарного станка)
- Какова цель нашего урока?( познакомиться с устройством токарного станка)
IVОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ (10-20мин.)
1. История токарного станка
1)для чего предназначен токарный станок?
2)Что обозначают буквы и цифры СТД-120М(станок токарный деревообрабатывающий, 120-максимальный радиус изготовляемой детали в мм., модернизированный.)
3). -Теперь внимательно плакат и перечислим из чего состоит токарный станок. Ваша задача - ЗАПОМНИТЬ устройство токарного станка и попытаться запомнить, где находится каждый элемент.
2.Устройство токарного станка
Назначение, основные части и принцип работы токарного станка СТД-120М.
Для быстрого и качественного получения деталей, имеющих форму тел вращения, их изготавливают на токарных станках.
Основной частью токарного деревообрабатывающего станка модели СТД-120М является станина с направляющими, которая устанавливается на двух опорных лапах.
На ней размещены:
- передняя и задняя бабки, (эти термины заимствованы из иностранного языка, что означает «узлы крепления обрабатываемой заготовки»).Между центрами передней и задней бабки закрепляют заготовку.
-подручник с держателем.
Рабочие механизмы образуют зону резания (рабочее пространство), закрытую ограждением со смотровым экраном.
Опорные лапы станины прикреплены к специальной деревянной платформе, в левой части которой находится электромеханический привод станка, состоящий из электродвигателя, укрепленного на валу двухступенчатого шкива – клинового ремня и второго двухступенчатого шкива, укрепленного на шпинделе передней бабки токарного станка.
Изменение скорости вращения шпинделя производится путем переброски ремня привода с одного ручья шкивов на другой. Привод станка закрыт предохранительным кожухом, который запирается с помощью винта.
Управление станка осуществляется кнопочной станцией, расположенной на передней бабке; здесь же укреплена лампа местного освещения.
Для крепления заготовок служат сменные шпиндельные насадки: корпус с центральной вилкой (трезубец), патрон, планшайба.
Защитное ограждение привода сблокировано с электродвигателем таким образом, что при открывании крышки происходит отключение питания электродвигателя.
Зона резания оборудована предохранительным ограждением – приемником, который защищает работающего от стружек, снижает концентрацию пыли и служит для сбора отходов. Ограждение состоит из металлического корпуса, прозрачного смотрового экрана и мягкого экрана из брезентовой ткани. Смотровой экран при необходимости можно откинуть. К станку подключается пылеулавливающая установка.
Опорой режущего инструмента служит подручник с кареткой, с помощью которой он крепится к станине. Каретка с подручником может свободно перемещаться вправо и влево, вперед и назад, а сам подручник – вверх, вниз и поворачивается вокруг вертикальной оси.
Что вы заметили разного при обработке на токарном станке, и станке с ЧПУ?
3.Записать в тетрадь:
Станина – основа станка, на которой крепятся все части станка
Передняя бабка- для крепления левого конца заготовки – трезубец, планшайба, патрон.
Задняя бабка служит опорой правого конца длинных заготовок.
Подручник служит опорой для режущего инструмента.
Точение деталей на станке производят специальными резцами – токарными стамесками.
Резцы для точения:
а) полукруглая стамеска – для чернового точения
б) косая стамеска – для чистового точения
Контрольно-измерительные инструменты:
а) кронциркуль или штангенциркуль
б) линейка или угольник
V.Первичное закрепление.
Мы с вами познакомились с устройством токарного станка и сейчас полученные знания мы с вами закрепим. Для этого вы выполните самостоятельную работу.
ІІІ Практическая работа учащихся
Лабораторно-практическая работа: «Ознакомление с устройством токарного станка по обработке древесины»
Оборудование: тетрадь, приложение№1, ручка.
Порядок выполнения работы:
1.Запишите все изученные части станка на карточке. (приложение 1)
2.Дайте краткую характеристику каждой части станка.
VI. Заключительный инструктаж:
1.Подведение итога работы за занятие.
2.Выставление оценок.
2. Рефлексия урока.
сегодня я узнал…(большой палец)
было интересно…(указательный палец)
было трудно…(средний палец)
я понял, что…(безымянный палец)
теперь я могу…(мизинец)
Приложение 1

1__________________________________________________________
2___________________________________________________________
3___________________________________________________________
4___________________________________________________________
5___________________________________________________________
6___________________________________________________________
7___________________________________________________________
8___________________________________________________________
9___________________________________________________________
10__________________________________________________________
11__________________________________________________________