Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Волошская средняя школа»
Классный час в 11 классе
«Семья — настоящее богатство».
Классный руководитель11 класса: Ильина Г.А.
2017 год.
Цель: Формирование позитивного отношения к своей семье, к родителям.
Задачи:
- способствовать развитию ценнейших качеств человека: доброты, отзывчивости, терпения, чувства уважения к родным и близким, взаимопомощи в семье;
- формировать убеждение о важности семьи в жизни человека
Музыкальное оформление: песни, компьютер, проектор, раздаточный материал.
Ход занятия
Организационно-мотивационный этап
Начинаем классный час,
Речь пойдёт здесь всё о нас.
Постарайтесь всё понять,
Что – то новое узнать.
И своих родных и близких,
Почитать и уважать!
А тему нашего мероприятия мы определим с помощью музыкальной заставки. Звучит песня «Радость моя».
- Вы догадались, о чём мы сегодня будем говорить?
Тема «Семья — настоящее богатство».
В человеческой жизни есть ценности, без которых он не может обойтись: это хлеб, которым человек кормится, земля, на которой живет, родители, которые дают жизнь и любовь своим детям. А еще у каждого человека есть дом, родительский дом. Прекрасные слова произнес Л.Н. Толстой: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Любые неприятности, любое горе отступает, если в доме любовь и дружба, забота и взаимопонимание между членами семьи.
- Какая цель нашего классного часа?
Осознание значения семьи, родительского дома в жизни каждого, воспитывать бережное, уважительное отношение к своим родителям.
Сегодня мы поговорим о роли родителей в вашей жизни и о взаимоотношениях родителей и детей.
- Как вы понимаете слова родной дом?
Это место, где тебя всегда поймут, тебя простят и когда бы ты ни пришёл тебе, всегда будут рады. Это место навсегда останется в сердце каждого человека.
Упражнение “ Сердце по кругу”
Передавая сердце по кругу, закончи фразу: Мои родители для меня…
Очень хорошо, что вы любите и уважаете своих родителей, стараетесь делиться с ними своими проблемами, заботитесь о них.
- А знаете ли вы, что есть такой праздник День родителей?
Всемирный день родителей — совсем юный праздник. Он был учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 2012 году. Примечательно, что День родителей отмечают в ту же дату, что и Международный день защиты детей — 1 июня. Роль родителей в жизни каждого человека переоценить невозможно, даже, если она ограничивается самым ценным подарком — жизнью. Цель международного праздника проста и понятна — донести до людей важность семьи для общества в целом и для каждого ребенка и взрослого человека в частности. Новый праздник должен напомнить детям о том, что у них есть мамы и папы, нуждающиеся в любви и заботе, и научить молодое поколение быть любящими родителями.
Основной этап.
Сейчас послушайте притчу и затем обсудим смысл.
«Притча о матери».
Когда-то в давние времена на прекрасной плодородной земле жил красивый народ. Мужчины охотились, выращивали хлеб, пасли скот. Женщины вели хозяйство и растили детей.
Но вот однажды наступили тяжелые времена для этого народа. Пошло на них войной чужеземное племя. Собралось тогда все мужское население да отправилось воевать. Долго, долго сражались доблестные воины, защищая свою родину. Но слишком неравные оказались силы. И разбили враги войско славное, а красных девиц да добрых молодцев забрали в плен. Спустилось тогда на ту землю горе черное. Плакали матери и убивались по сыновьям и дочерям своим. Но вдруг разверзлись небеса, и раздался голос: «Если хотите вы вернуть детей своих, отдайте им свою красоту». И безропотно женщины отдали свою красоту. Видели ли вы когда-нибудь некрасивых женщин? Не смейтесь: они отдали красоту свою детям своим. И опять разверзлись небеса, и раздался голос: «Если хотите вы вернуть детей своих, отдайте им свои силы». Послушались женщины и отдали свои силы. Видели ли вы когда-нибудь уставших женщин? Знайте: они отдали свои силы детям своим. И в третий раз разверзлись небеса, и вновь раздался голос: «Если хотите вы вернуть своих детей, отдайте им свое здоровье». И выполнили женщины веление голоса. Видели ли вы когда-нибудь изможденных болезнями женщин? Помните: они отдали свое здоровье детям своим.
И получили пленные молодцы силу огромную. Освободились они от гнета, освободили красных девиц, да побили все вражье племя. Вернулись они на родину и увидели каких-то старых и уродливых женщин. И не узнали в них своих матерей: «Нет, - молвили они, - это не наши матери. Наши матери красивы, сильны и здоровы».
Если когда-нибудь вы случайно встретите некрасивую, уставшую, изможденную женщину, не смейте смеяться. Она все отдала детям своим.
- О каких качествах матерей рассказывает эта притча?
(Делают вывод о том, что это: любовь к своим детям, способность к самопожертвованию)
Каждый родитель хотел бы так воспитать своего ребенка. Чтобы он стал его счастьем и гордостью. Быть родителем – кропотливый, нелегкий труд.
- Хорошо ли вы знаете своих родителей?
Упражнение «Я знаю своих родителей».
В центре стола вы видите карточки, выбирайте одну и ответьте на вопрос.
Любимое блюдо мамы или папы.
Любимая песня мамы или папы
Любимая передача.
Любимый цветок мамы
Девичья фамилия мамы.
Место рождения мамы и отца.
Каким по счету ребенком были отец и мать?
Когда поженились ваши родители?
Чем любят заниматься в свободное время родители?
Какие традиции и обычаи есть в вашей семье?
Как зовут бабушку и дедушку твоих родителей?
Кем мечтали стать ваши родители?
Узнавая своих родителей, зная, какой была их жизнь, мы начинаем лучше понимать их отношение к нам самим. Узнавая детали прошлого, мы начинаем яснее видеть, почему наши родители стали такими, как есть, и чем руководствовались, принимая те или иные решения. В том числе – и касающиеся нас.
Родители – это те, кому мы верим, кто не предаст, не подведет, способен поддержать, посочувствовать. Родителям мы можем доверить свои откровения.
- А бывают такие ситуации, когда у вас возникает непонимание между вами и родителями?
- Всегда ли в доме « хорошая погода»? Но даже в благополучной семье бывают конфликты. Несомненно, сказывается разница в возрасте, взглядах, идеалах членов семьи.
- Могут ли быть отношения идеальными между родителями и детьми?
- Почему? Давайте поразмышляем над вопросом:
Что больше всего вас раздражает в поколении «отцов»?
Работа в группах.
Предлагаю вам поработать в группах.
Первая группа – составит портрет идеальных родителей.
Вторая группа – создаст образ идеального ребенка.
На выполнение задания дается 3 минуты.
Послушаем, что же у нас получилось.
Идеальных людей нет, но хочу дать вам совет: доверяйте своим родителям, делитесь с ними своими радостями и горестями, жалейте их, не огорчайте понапрасну, помогайте. И старайтесь не обижаться на них. Ведь родители – это единственные люди на земле, которые самоотверженно и бескорыстно любят вас.
Ребёнок всегда берёт пример с родителей и с их поведения. Соответственно, хотите воспитать хорошего ребёнка, работайте над собой и своим поведением.
Со временем вы тоже станете родителями.
-А задумывались ли вы о том, какими вы будете мамами и папами? В чем бы вы хотели походить на родителей?
Подготовка к семейной жизни состоит не в том, чтобы следовать родительским требованиям, а в том, чтобы переосмыслить свой жизненный опыт, осознавать чувства, которые возникают в этот период. Вы хотите знать, какими вы будете родителями?
Проведем экспресс - тест (тест на слайдах)
Инструкция: Из трёх вариантов ответов выберите один:
1. Двух - четырёхмесячный малыш в кроватке. Он плачет, хотя и здоров, сыт, сухой. Что Вы сделаете:
а) дадите пустышку;
б) возьмёте на руки и успокоите;
в) оставите в кроватке: «Поплачет-поплачет и перестанет».
2. Ребёнок капризничает, не ест, хотя всегда хорошо ел:
а) вы дадите ему другое блюдо;
б) разрешите ему выйти из-за стола;
в) не выпустите из-за стола до тех пор, пока не съест всё
3. Ваш ребёнок во дворе сильно поссорился со сверстниками:
а) вы идёте во двор и разбираетесь с детьми;
б) советуете ребёнку самому уладить конфликт;
в) предлагаете остаться дома и заняться чем-нибудь.
4. Вы увидели, что ребёнок читает книгу, вместо того, чтобы делать уроки:
а) попытаетесь выяснить, почему он не делает уроки;
б) сядете рядом и разберётесь вместе в домашних заданиях;
в) без слов заберёте книгу и унесёте её в другую комнату
5. Ваш ребёнок скрыл от Вас полученные плохие отметки:
а) вы в гневе и запрещаете всё, кроме уроков;
б) пытаетесь помочь исправить положение;
в) физически или как-нибудь иначе наказываете ребенка
6.Ваш сын (дочь) гораздо позже назначенного времени вернулся домой:
а) запретите гулять вообще;
б) обсудите случившееся, выясните, почему задержался, и договоритесь, что впредь опозданий не будет;
в) накажете.
Подсчитайте, каких ответов больше всего. Под каждой буквой прочтите мнение о себе:
A — это тип авторитарного родителя, который мало доверяет своему ребёнку, мало понимает его потребности.
Б — тип родителя, понимающего, признающего право ребёнка на личный опыт, даже ошибки и пытающегося научить его отвечать за себя и свои поступки.
В — тип родителя, не пытающегося понять ребёнка, лучшим методом воспитания он считает порицание и наказание.
Мы рассмотрели три типа родителей: авторитарный, понимающий и не пытающегося понять ребёнка. Но в любом случае уважение детей к родителям и старшим является самой важной из семи добродетелей. «Почитай отца твоего и мать…
Пожалуй, именно грубость сильнее всего ранит и обижает родителей.
Если сегодня вы стали чуточку добрее – это хорошо. Будьте ласковыми, добрыми, внимательными сыновьями и дочерями. Проявляйте любовь и благодарность к тем, кто дал вам жизнь, поставил на ноги, чьи ночи и дни были заполнены заботой о вас. Помните: родителям дороги любовь, участие, доброе слово детей. В сочувствии, добросердечном внимании нуждаются ваши бабушки и дедушки, уже старые, часто немощные. Цените их. Эти люди, давшие жизнь вашим родителям.
Игра «Построим счастливый семейный дом»
У вас на столе лежат карточки со словами . Это будут своеобразные кирпичики для строительства счастливого семейного дома. Вы должны определиться, что пойдет в фундамент, что может стать стенами и крышей будущего счастливого семейного дома. Оформляют на доску свой результат и попробуют объяснить, почему именно так построили свой дом.
С вашего позволения я хочу добавить в окошечко дома карточку со словом «счастье».
Молодцы, вы сумели построить счастливый семейный дом. И пусть в каждом доме поселится счастье. Согласитесь, моделировать на бумаге намного проще, чем создавать счастливую семью в реальной жизни.
Понимание, любовь, честность, уважение, забота, благодарность, верность, терпение, доверие.
Всё, что вы сейчас назвали, является составляющими взаимоотношений с родителями. Это и есть почитание.
Заключительная часть.
- После нашего сегодняшнего разговора есть ли о чем подумать, над чем поразмыслить?
- Задумались ли вы сегодня над тем, какие взаимоотношения между вами и вашими родителями? Всегда ли вы правильно ведёте себя по отношению к ним и как нужно поступить, чтобы избежать ненужных конфликтов?
Спасибо вам за откровенные ответы.
И завершить наш разговор я хочу так же как мы и начинали с музыкальной заставки, а в то время пока она звучит, вы прочтете письмо от ваших родителей, которое мы с ними назвали «Письмо любимому ребенку».
Видеоклип на песню «Помолимся за родителей».
– Сегодня, когда придет домой, не забудьте обнять своих родных и сказать, что вы их очень любите!