Конспект занятия
(для обучающихся старшего школьного возраста)
ТЕМА: «ГЛАВНАЯ ЦЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА -ЖИЗНЬ»
ЦЕЛЬ:
Дать раскрыть учащимся понятие о наивысшей человеческой ценности – ЖИЗНИ
Закрепить ЗАДАЧИ:
знания учащихся о наивысших человеческих ценностях.
Вызвать желание говорить о своей жизни, как о главной человеческой ценности.
Научить помогать и определять главную цель своей жизни.
Предварительная работа:
Беседа педагога по данной теме, проведение диагностики «Отношение к жизненным ценностям», заучивание стихотворений.
Оборудование и материалы:
Музыкальный центр, диск с классической музыкой, фломастеры, лисы формата А4.
Ресурсы:
Плакаты с высказываниями учёных о человеческих ценностях, сказка «Капля» Владимира Леви.
I часть:
Приветствие
На предыдущих занятиях мы с вами говорили о жизненных ценностях. Детям предлагается вспомнить:
- Что такое человеческие ценности?
- Что может ценить человек?
- Виды ценностей? (материальные, общественно-политические, духовные)
- Что является ценностью для Вас?
Нарисуйте «ромашку счастья», на лепестках которой напишите главные ценности, необходимые вам для удовлетворённости жизнью в середине ромашки поместите свою главную ценность.
II часть:
Чтение стихотворения М. Андронова
На тропинке той, что шла к реке,
Под поникшей веткой тополиной,
Бился голубь в детском кулаке
На виду у стаи голубиной.
Бился голубь, голубь был живой,
А его кормилец восьмилетний
В пыль уткнулся мёртвой головой
И закат в селе не видел летний.
А закат был от пожаров рыж.
Бился голубь, как в тиски зажатый,
Как хотел он взвиться выше крыш,
Как хотел взлететь к семье крылатой!
Жизнь и смерть сплелись в один клубок.
Мальчик был убит фашисткой миной.
Он лежал в пыли, а голубок
Сердцем рвался к стае голубиной.
Вопросы к детям:
- О какой из человеческой ценности идёт речь в этом стихотворении?
- Докажите, что главная жизненная ценность – это сама жизнь.
ЖИЗНЬ
А, в жизни самое главное,
Наверное, жизнь сама.
(Э. МЕЖЕЛАЙТИС)
Беседа:
Мы живём среди людей. Присмотритесь внимательно к тому, что происходит вокруг: люди трудятся, идут с работы, на работу, отдыхают, ходят в гости, переносят горести и лишения, достигают поставленной цели и снова ставят перед собой цель. Одни живут, не зная, во имя чего они живут другие умеют сделать свою жизнь горением во имя благородной цели. Вокруг нас и в нас происходит сложная, неисчерпаемая жизнь.
Меняя каждый миг свой образ прихотливый,
Капризна, как дитя, и призрачна как дым,
Кипит повсюду жизнь в тревоги суетливой,
Великое смешав с ничтожным и смешным.
(С. Надсон)
Попытайтесь дать определение понятию «ЖИЗНЬ»
Поясните смысл афоризмов.
ЖИЗНЬ – форма существования материи.
Послушайте сказку В. Леви. Попробуй ответить на очень трудный вопрос для чего родится и живёт человек?
Сказка «КАПЛЯ»
Жила-была Капля. Жила в ржавом кране, таилась себе потихоньку за переключателем, и пока кран не открылся, безмятежно спала.
Но вот однажды непонятная сила устремила Каплю куда-то, куда-то, куда-то...
Стоп! Закрылась задвижка, и капля повисла между краном и неизвестно чем. Висит и висит. Между тем сзади уже давно в нетерпении колыхались другие капли. «Эй, ты там не задерживаются! Капай! – кричат.
Капля задумалась: «Кап или не кап вот в чём вопрос. Упасть в низ было бы, конечно, по всем правилам, но что дальше? А дальше вон - чёрная дыра!
Канализация… А ведь могла бы быть Росинкой, сиять, отражая солнце на каком-нибудь чудесном цветке... Я могла бы быть брызгом Ниагарского водопада – летела бы, целуясь с воздухом и искрясь, бесконечно летела бы… Господи! Если уж падать, то хоть дождём на поле, чтобы подпитать хоть какую-нибудь травинку! Иль хоть в лужу, чтобы произвести пузырь – кратковременный, но потрясающий! А туда… Нет! Нет! Не могу! А-а-а-а ...»
Нет не упала наша капля, а…
- И вот теперь я предлагаю Вам продолжить мысль автора и написать мини-сочинение: «А что же всё-таки случилось с Капелькой». На это задание даётся пять минут. 9дети зачитывают свои рассказы).
Учитель зачитывает авторский конец сказки: Испарилась. Ну, а что уж там приключилось с ней дальше, не ведаем. Только одно скажу тебе по секрету. Мир задуман для красоты. Капля тоже.
Вильям Шекспир сказал: «Видеть и чувствовать – это быть. Размышлять – это жить». Размышляйте о жизни, о своём месте и предназначении, ищите смысл своего существования. Только в жизни, наполненной смыслом, человек может найти себя, быть счастливым и принести счастье другим.
Итак, давайте попытаемся ответить на вопрос: для чего живёт человек?
Что такое цель жизни? В чём она заключается? Есть ли у вас жизненные цели? Какие?
Цель – самое главное к чему стремится человек. Именно она направляет и регулирует человеческую деятельность. Содержание цели зависит от объективных законов действительности, реальных возможностей человека и применяемых средств.
III часть:
Сегодня мы с вами поговорили о наивысшей человеческой ценности – ЖИЗНИ. И сейчас я хотела бы спросить у вас «чего бы вы хотели пожелать друг другу?». (продолжить В жизни каждого из вас было бы…)
А хотела бы я закончить наше занятие словами Николая Островского:
«Самое дорогое у человека – это жизнь.
И прожить её нужно так,
Чтобы не было мучительно больно
За бесцельно прожитые годы.
Что бы не жёг позор за подленькое, мелочное прошлое..»
И для вас ребята я хотела бы сказать маленькое напутствие:
Оставляет ветка плод,
Оставляет пчёлка мёд,
Нивы – золота зерна,
Золотой янтарь – сосна,
Овцы- тонкое руно,
Лозы- пряное питьё,
Оставляет человек имя доброе своё.