СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия педагога-психолога на тему Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Познакомить обучающихся с понятием «эмоциональный интеллект», научить более подробно разбираться в своих эмоциях.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия педагога-психолога на тему Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать»

Конспект занятия педагога-психолога на тему: «Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать?»

Цель: Познакомить обучающихся с понятием «эмоциональный интеллект», научить более подробно разбираться в своих эмоциях.

Задачи:

1. Закреплять знания об эмоциях.

2. Способствовать развитию эмоциональный интеллекта с помощью упражнений.

Упражнение 1 «Мой эмоциональный портрет»

Эмоции, имея похожие поведенческие маркеры, тем не менее, очень индивидуальны. Чтобы ими управлять важно знать личные особенности эмоционального переживания. Уделите заполнению таблицы, а точнее – наблюдению за собой, достаточно времени. Таблицу вы можете перенести в свой блокнот или распечатать. Это может быть неделя, в течение которой вы фиксируете внимание на злости, столько же на радости и т.д. Выберите свой режим наблюдения, который позволит вам узнать о своей эмоциональной жизни как можно больше.

Как развивать свою способность распознавать свои эмоции?
Быть внимательным к внутреннему миру.
Развивать телесную чувствительность.
Расширять эмоциональный словарь.

Идентификация эмоций

Что такое идентификация эмоций?

Идентификация эмоций – взаимосвязанные способности распознавать эмоции (по мимике, жестам, внешнему виду, походке, поведению, голосу) других людей, различать подлинные эмоции и их имитацию, идентифицировать свои собственные эмоции и адекватно выражать их.

Азбука эмоций

Даём имя эмоциям

Как только мы распознали у себя эмоцию, важно её назвать, дать ей имя. Почему называние эмоции так важно? Мы можем управлять чем-то только тогда, когда у этого «чем-то» появляется имя – так устроен наш мозг. Поэтому прямо сейчас мы переходим к Азбуке эмоций. Это тот список, с которого вы можете начать осваивать богатый мир эмоциональных переживаний. В его основе лежит теория базовых эмоций, их называют список эмоций Плутчика + социальные эмоции Изарда.

В каждой строке, кроме последней, вы увидите по одной выделенной эмоции – это, так называемые, базовые эмоции. Разные учёные называют разные эмоции базовыми, но их можно объединить одним общим признаком: это элементарные эмоции, которые больше ни на что не расщепляются, и сами являются составляющими остальных сложных эмоций и чувств.

Последняя строка представляет социальные эмоции, которых мы бы не испытывали, не будь мы социальными существами.

Кстати, вы не замечали, что уже и нашим питомцам порой бывает стыдно за свои проделки?

Упражнение 2 «Угадай эмоцию»

А теперь попробуйте определить эмоции по мимике.

Но мимика не единственный способ понять и выразить эмоцию. Наша речь и поведение тоже являются каналами передачи эмоциональной информации. Ниже таблица, с помощью которой вы можете систематизировать свои знания и наблюдения о том, как проявляются эмоции у разных людей.

Таблица для систематизации

ЭМОЦИЯ

СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ

МИМИКА, ЖЕСТЫ, ПОЗА

ИНТОНАЦИИ, ПАУЗЫ, ГРОМКОСТЬ РЕЧИ

ЗЛОСТЬ

 

 

 

СТРАХ

 

 

 

РАДОСТЬ

 

 

 

ПЕЧАЛЬ

 

 

 

ОТВРАЩЕНИЕ

 

 

 

ДОВЕРИЕ

 

 

 

ИНТЕРЕС

 

 

 

УДИВЛЕНИЕ

 

 

 

Упражнение 3

Селфи (домашнее задание)

Уверены, что вы активно делаете селфи ☺ Сегодня мы вам предлагаем сделать это в учебных целях.

Встаньте перед зеркалом и постарайтесь выразить эмоции из упражнения 2. привычным для вас образом. Получившийся результат зафиксируйте при помощи камеры телефона. Вам нужно сделать 8 снимков. Потом попросите своих близких назвать ваши эмоции. Ну как? Получилось? Угадали?

Сколько «фотодублей» вы сделали, прежде чем были довольны результатом? Подумайте, почему так важно понятно выражать свои эмоции?

Использование эмоций

Что такое "использование эмоций"?

Интересная формулировка "использование эмоций" - у вас уже есть идеи, о чем это может быть? Как и, главное, зачем их использовать? 

Давайте представим такую ситуацию. Глубокой ночью вы просыпаетесь от громкого стука - это стучат в дверь вашей квартиры возмущённые соседи. В результате разговора, оказывается, что в их квартире случился потоп и есть подозрения, что проблема с трубой где-то на уровне вашей квартиры. В итоге - бессонная эмоциональная ночь, но уже через несколько часов нужно идти на работу! Отразится ли это ночное происшествие на вашем самочувствии? Как вы будете общаться с коллегами? Как проведёте занятия с ребятами?

Если не задуматься об использовании своих эмоций, вы можете им поддаться и с ними столкнуться окружающие – дети получат "злого учителя", коллеги "раздраженную Марию Ивановну". Да и самим вам, скорее всего, это состояние не будет приятно.

И если первые два этапа помогают нам распознать в поведении и ощущениях эмоцию, то развитие этапа "использование эмоций" - следующий шаг развития эмоционального интеллекта, который помогает нам взглянуть на эмоцию как на инструмент регуляции своего состояния. Только представьте, что у вас есть волшебная палочка, которая помогает вам перестать злиться и прийти к приятному состоянию. Она поможет понять, как перестать бояться перед выступлением где-либо. Она поможет понять, как у самого себя вызвать состояние, повышающее эффективность работы. Развитие эмоционального интеллекта помогает нам найти стратегии использования своих эмоций, чтобы регулировать своё состояние для высокой продуктивности в работе и общении.

Использование эмоций в решении задач - способность человека (главным образом неосознанно) активировать свой мыслительный процесс, пробуждать в себе креативность, используя эмоции как фактор мотивации. Знания о связи эмоций и мышления могут использоваться в управлении планированием. Некоторым типам решений проблем способствуют строго определённые эмоции.

В таблице ниже указаны базовые эмоции, наша оценка ситуации, которая провоцирует ту или иную эмоцию, автоматические реакции, вызванные ими. А также смысл такой реакции, т.е. тот результат, ради которого стоит действовать именно так.

ОЦЕНКА

ЭМОЦИЯ

ДЕЙСТВИЕ

РЕЗУЛЬТАТ

ОПАСНОСТЬ, УГРОЗА

СТРАХ

УБЕГАТЬ, ПРЯТАТЬСЯ, ЗАМИРАТЬ

САМОСОХРАНЕНИЕ

ОГРАНИЧЕНИЕ, ПРЕПЯТСТВИЕ

ЗЛОСТЬ

БИТЬ, ДРАТЬСЯ, ЛОМАТЬ

РАЗРУШЕНИЕ

ОБЛАДАНИЕ

РАДОСТЬ

СТАТЬ БОЛЬШЕ, ОТКРЫТЬСЯ

ПОВТОРЕНИЕ

ПОТЕРЯ

ПЕЧАЛЬ

ПРОСИТЬ О ПОМОЩИ

ВОССТАНОВЛЕНИЕ

«МОЁ»

ДОВЕРИЕ

СБЛИЗИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНЕНИЕ

«ОТРАВА»

ОТВРАЩЕНИЕ

ОТОДВИНУТЬСЯ, ИЗВЕРГНУТЬ

ОТВЕРЖЕНИЕ

НЕЗНАКОМОЕ НОВОЕ

УДИВЛЕНИЕ

ОСТАНОВИТЬСЯ

ВНИМАНИЕ

ЗНАЧИМОЕ НОВОЕ

ИНТЕРЕС

ДВИГАТЬСЯ К ПРЕДМЕТУ ИНТЕРЕСА

ПОЗНАНИЕ

Способность использовать эмоции заключается в умении соотнести эмоцию с решаемой задачей. Если я злюсь, то неплохо было бы ответить на вопрос «Нужно ли сейчас что-то разрушать?». Если мне страшно – «Правда ли, что мне что-то серьёзно угрожает?» и т.д. И, наоборот, когда мне необходимо получить какой-то результат, то я знаю, какая эмоция может мне в этом помочь. Это особенно важно учитывать при взаимодействии.

Понимание и анализ причин эмоций

Понимание и анализ причин эмоций – следующая «ветвь» эмоционального интеллекта. Как считаете, о чем это? Разве не очевидно, почему мы плачем и смеёмся?

Не всё так просто, ведь у каждого из нас одна и та же ситуация может вызвать совершенно разные эмоции и совершенно разное поведение. Более того, одна и та же ситуация в разное время может вызвать разные реакции у одного и того же человека. Допустим, после педсовета, на котором методист высказал недовольство проведёнными открытыми мероприятиями для родителей, кто-то из моих коллег испугается, ведь теперь есть риск, что могут начать поиск более компетентного работника. Кто-то разозлится, ведь мероприятия были проведены отлично и, скорее всего, это методист субъективно отнеслась к отзывам. Кто-то сильно расстроится из-за того, что было вложено столько в организацию, подготовку и проведению, а в итоге никакого признания.

Для того, чтобы понимать другого и продуктивно с ним общаться, важно учиться понимать его состояние и те причины, которые его вызвали. Это становится ключиком к взаимопониманию. А чтобы понять другого, важно, в первую очередь, научиться понимать себя!