КОУ Омской области «Шербакульская адаптивная школа-интернат»
Конспект занятия «Письменность на Руси»
для детей дошкольной группы с ТНР
Подготовила: воспитатель Рогова Н.Д.
2024 г.
Цель: | Рассказать детям о появление письменности на Руси. | |
Задачи: | - Познакомить детей с основоположниками славянской письменности и со старославянским алфавитом; - Формировать у детей представления о сходстве и различии современной и славянской азбук, нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру; - Развивать память, внимание, мышление, мелкую моторику пальцев рук. - Воспитывать любовь к Родине, уважение к народным традициям. | |
Методы и приемы: | Активация деятельности различных анализаторов: словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ, вопросы проблемного характера) игровые (подвижные, сюрпризный момент) практические (занимательные упражнения, стихотворений, динамическая пауза, рефлексия) | |
Оборудование: | Демонстрационный: Азбука, компьютерная презентация, мелки восковые, листы бумаги, выставка книг, магниты, 2 доски магнитные, буквы алфавитов (русский и кириллица), карандаши. | |
Ход занятия:
(Слайд 2) Звучит праздничный колокольный звон.
Воспитатель:
По широкой Руси нашей, матушке,
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных равноапостольных,
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
(Слайд 3)- Ежегодно 24 мая России отмечается День славянской письменности и культуры.
(Выносит букварь) (Слайд 4)
Вопросы детям:
- Что это? (книга, Азбука)
- Для чего она нужна? (дети учат по ней буквы, учатся читать)
- Все буквы вместе как называются (алфавит)
Вопросы детям:
- Зачем нам нужны буквы? (мы можем общаться друг с другом на расстоянии написать письмо, узнать новое из книг и журналов)
-А как появились буквы? Сейчас я расскажу о том, как появилась письменность.
Рассказ воспитателя:
Давно древние люди передавали друг другу информацию, рисуя животных, сцен охоты на скалах и камнях. Это были первые шаги человека к созданию письменности. (Слайд 5-6)
Позже люди стали заменять рисунки символами. Что бы информация сохранилась дольше, первобытные люди выбивали выбивать силуэты животных и символы на скалах острым камнем. (Слайд 7-8-9)
- Легко ли написать сообщение и доставить его по назначению? (нет, он тяжелый, выбивать рисунок трудно и долго)
Правильно, поэтому люди стали писать на том материале, который легче найти или изготовить. Люди стали писать заострёнными палочками – их называли писало. Вместо бумаги использовали восковые дощечки и кору берёз – бересту. (Слайд 10-11)
Шло время. На смену им пришла гусиные перья и бумага (Слайд 12)
Вот такая история появления письменности.
- А я хочу рассказать вам как появилась азбука.
Данным - давно наши предки обрабатывали землю, вели хозяйство, строили дома, ткали холсты, вышивали, а книг читать и письма писать не умели. В те времена жили два брата проповедника. Кирилл и Мефодий. (слайд 13) Младший брат Кирилл решил написать книги, понятные славянам, но для этого нужно было придумать славянские буквы. Это и сделали братья. В их азбуке было 44 буквы. (слайд 14-15-16)
В честь просветителей Кирилла и Мефодия был учреждён праздник – День славянской письменности и культуры. Каждый год, 24 мая во всех славянских странах торжественно прославляют святых Кирилла и Мефодия. (слайд 17-18)
Первыми славянскими азбуками стали Глаголица и Кириллица. Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». А «Кириллица» названа в честь её создателя- Кирилла. Позже эта азбука стала основой для русского алфавита (слайды 19-20).
Книги на Руси делали из пергамента: специально обработанной кожи овцы. На одну книгу иногда уходило до 30 шкур животных — целое стадо! Вот почему книги стоили дорого и покупали их только очень богатые люди. (слайд 21-22 )
Обычные письма писали на более дешевом материале бересте. Знаки наносились костяным стерженьком. Берестяные новгородские грамоты подтвердили предположение, что уже в Древней Руси было немало умевших писать и читать. (слайд 23)
Каждая буква в старорусском алфавите имеет свое имя: аз, буки, веди, земля. Названия букв напоминали людям о таких словах, как: «добро», «земля», «люди», «покой», «слово». (слайд 24-25)
Физминутка
Ребята, а у вас есть имена? Давайте поиграем?
-У кого имя начинается на букву «А» - потопаем, у кого имя начинается на «Б»- хлопаем, все остальные попрыгаем…
Рассказ воспитателя:
- Первая бука древнего алфавита называлась «Аз» вторая - «Буки». Попробуйте их сложить и посмотрите, что получится. (слайд 26)
(дети складывают написанные на бумаге слоги)
Получилось слово «АЗБУКА».
В народе так и говорят: «Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний. (слайд 27)
- Первый букварь был написан и напечатан в 1574 году. Он был без картинок и совсем не был похож на букварь, по которому учим алфавит сейчас. (слайд 29)
Славянские буквы гораздо сложнее и труднее русских, для их запоминания нужно было больше времени и усилий, чем для запоминания русских. Шло время и из алфавита трудные буквы исключили, другие заменили. И наш алфавит теперь выглядит так (слайд 31)
А буквы мы учим теперь вот по таким букварям (слайд32)
(слайд 34)- Мы бесконечно благодарны святым Кириллу и Мефодию за то, что они создали славянскую азбуку. Сейчас мы даже не можем себе представить, как бы мы обходились без книг. Из книг мы познаём много нового и интересного, книга нас многому учит. Перед тем как книга приходит в наш дом, многие люди вкладывают свой труд для создания этой книги.
Воспитатель: - А теперь, предлагаю вам, заглянуть в волшебную азбуку, и посмотреть, что же она нам подарит сегодня?
Ответы детей.
Воспитатель: - Давайте с вами раскрасим эти замечательные и веселые буковки!
Пальчиковая гимнастика «Посчитаем буковки»
Две палочки, как ножки,
Шагают по дорожке.
Третью палочку несут.
Буква «А» уж тут как тут!
Буква «Б» – большой крючок,
С толстым брюшком на бочок.
Художественно-эстетическое творчество детей.
Итог занятия.
Воспитатель: - Ребята, ответьте на вопрос, что вы сегодня нового узнали? Кто были основоположниками славянской письменности?
Ответы детей.
- Если вам понравилось занятие, похлопайте в ладоши, если не очень, то потопайте ногами.
Деятельность детей.