Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Деревья и их одежда»
Автор: Бурдынюк Оксана Яковлевна, воспитатель муниципального казенного дошкольного учреждения Чулымский детский сад «Тополёк» Новосибирская область Здвинский район с. Чулым
Цель занятия: познакомить детей с понятием «кора» и дать представление о её значении.
Задачи:
1. Учить узнавать по внешнему виду дерево, его возраст (дать понятие, что даже старое дерево растет, появляются молодые веточки, кора на них молодая, тонкая, гибкая, нежная в отличие от коры старого дерева).
2.Закрепить названия профессий людей, занимающихся изучением и уходом за лесом.
3.Уточнять и расширять знания о том, для чего нужна древесина и что изготавливают из коры деревьев.
4.Продолжать воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к ним.
Предварительная работа:
1. Экскурсия в лес с рассматриванием цвета коры у разных деревьев, обратив внимание на возраст дерева, его породу, величину.
2. Наблюдение за дятлом.
3. Беседа о том, что производят из древесины.
Материал: Кусочки коры деревьев (березы, ели, осины, сосны); кусочки смолы, веточки тополя; картинки разных пород деревьев, предметы из дерева и бересты.
Ход занятия.
Воспитатель: Дети, в выходные дни я шла через рощу и встретила там знакомого Лесовичка. Он мне передал для вас конверт и посылку. Давайте почитаем письмо и узнаем, о чем в нем говорится (читает письмо, в котором загадка).
(Слайд 3)
Я знаю, что любите, дети
Вы тайны мои открывать.
Наверно поэтому здесь все
Собрались сегодня опять?
Ну, что же, готовы вы слушать?
Вопрос мой не прост, а мудрён
Мне хочется, милые дети,
Чтоб здесь он был вами решён.
«Нам в дождь и зной поможет друг, зелёный и хороший.
Протянет нам десятки рук и тысячи ладошек» (Дерево)
Дети: Дерево.
Воспитатель: Совершенно верно, это дерево (показывает картинку). Как вы думаете, дерево живое или нет?(Слайд 4)
Дети: Живое.
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Дети: Потому что оно дышит, питается, растет и размножается.
Воспитатель: А как дышит дерево?
Дети: Листьями.
Воспитатель: Правильно, листьями. Дерево вдыхает в себя грязный воздух, который выбрасывают заводы, фабрики, машины, а отдает кислород - это чистый воздух, необходимый для жизни.
Воспитатель:Ребята, а ведь Лесовичок нам ещё посылку передал, давайте откроем её и посмотрим, что там находится (показывает образцы коры, раскладывает их на столе). Дети, как вы думаете, что это?
Дети: Кора.
Воспитатель: Правильно, это кора. Для чего дереву нужна кора? Как вы думаете?
Дети: Кора защищает дерево.
Воспитатель: А от чего она его может защищать?
Дети: От солнца, мороза, ветра, от того, чтобы сок не вытекал.
Воспитатель: А как вы думаете, кора защищает только ствол дерева?
Дети: Нет, и ветки.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что же такое кора и что под ней находится. «Разденем» веточку (осторожно, придерживая рукой, отделяет часть кожицы). Что находится под ней?
Дети: Древесина.
Воспитатель: А какая сама кожица?
Дети: Тонкая, гибкая, мягкая.
Воспитатель: Да, мы легко отделили её от древесины. Дети, вы сказали, что корой покрыто все дерево: и ствол, и ветки. Почему же на ветках кожица?
Дети: Потому что кожица и есть кора, только молодая. Кора жесткая, толстая, а кожица тонкая, мягкая.
Воспитатель: Кожица- это тонкая кора, только молодая. Как вы думаете, как можно определить возраст дерева по коре?
Дети: Верно, чем дерево старше, тем кора толще, тверже.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру. Представьте себе, что вы молодые деревья. Придумайте каждый себе название (дети называют разные деревья), а теперь выходите в круг.
(Физминутка: слайд 5)
Выросли деревья в поле, хорошо расти на воле (руки в стороны)
Каждое старается, к небу, к солнцу тянется (руки вверх)
Вот подул весёлый ветер, закачались тут же ветви (машут руками)
Даже толстые стволы наклонились до земли (наклоны вперёд)
Влево-вправо, взад-вперёд, так деревья ветер гнёт (наклоны в стороны )
Он их вертит, он их крутит, да когда же отдых будет? (вращение туловищем )
Ветер стих, взошла луна, наступила тишина( все садятся за столы).
Воспитатель: Давайте посмотрим на кусочки коры на этом столе. Найдите кору молодого дерева. Объясните, почему вы так думаете? Какая она?
Дети: Потому что она тонкая, мягкая.
Воспитатель: Найдите кору старого дерева. Объясните, почему?
Дети: Старая кора толстая, жесткая (дети находят и определяют кору деревьев).
Воспитатель: Как вы думаете, зачем человеку нужно знать возраст дерева?
Дети: Чтобы спилить старые деревья на дрова, на строительство домов, на изготовление мебели, бумаги.
Воспитатель: А какие деревья нужно спиливать в лесу, кроме старых?
Дети: Больные.
Воспитатель: Как узнать, что дерево болеет?
Дети: Листья вянут, кора трескается.
Воспитатель: А от чего болеют деревья?
Дети: Поселились вредные насекомые.
Воспитатель: Посмотрите на обратную сторону коры, найдите, где есть ходы, проделанные вредными насекомыми, и покажите другим (дети находят и показывают).
Воспитатель: Как вы думаете, кто лечит деревья?
Дети: Дятел.(Слайд 6)
Воспитатель: Правильно, дятел. У дятла язычок с зазубринками и липкий. Когда он продолбит носом дырку в стволе, то высовывает свой язычок, и насекомые накапливаются на языке или прилипают к нему, и дятел вытаскивает их из ствола. Кто знает, как называют дятла?
Дети: Лесной доктор.
Воспитатель: А от чего ещё болеют деревья?
Дети: Кто-то порезал кору, сломал ветку.
Воспитатель: Да, дети, кто так поступает - приносит большой вред деревьям. Дерево плачет. Ранней весной многие люди собирают берёзовый сок: сделают надрез, и сок стекает, набирают нужное количество и уходят. А сок продолжает течь. Спустя некоторое время на этом месте образуется красная полоса. В народе говорят: «Береза плачет кровавыми слезами. Ребята, а кто знает, как правильно собирать берёзовый сок?
Березовый сок, дети, очень полезен, богат витаминами. А у сосны и ели сок на воздухе затвердевает, и получается смола. Этот запах нам напоминает Новый год и ёлочку. Поэтому, ребята, по коре можно определить не только возраст, но и название дерева. У меня на столе три образца коры. Давайте попробуем определить с какого они дерева.
(дети определяют, с какого дерева кора)
Проводится игра из книги Н.Пикулевой «Слово на ладошке».
Воспитатель: Сейчас я буду называть деревья и кустарники, а вы попробуйте выбрать те из них, которые растут в нашем краю. И если растут - хлопните в ладоши, а если нет - молчите (яблоня, груша, малина, апельсин, липа, береза, черемуха, лимон, рябина…).
Молодцы, ребята. Вы хорошосправились с заданием. Как вы думаете, дети, наша кора с какого дерева снята? С живого или неживого?
Дети: Со спиленного.
Воспитатель: Конечно со спиленного, которое приготовлено на дрова. Есть специальные люди, которые занимаются изучением и уходом за лесом
(слайд 6)
Кто знает, как называется эта профессия?
Дети: Лесник.(Слайд 7)
Воспитатель: Вот он и знает, какое дерево необходимо убрать и что из какого дерева можно сделать. Мы с вами говорили, что древесина идет на постройку домов. Что же ещё можно сделать из коры и древесины деревьев? (слайд 8).Посмотрите на эту выставку, она вам поможет найти ответы.
Дети называют изделия, сделанные из коры дерева.
Воспитатель: Верно, из коры дерева изготавливают различные художественные поделки. А еще в древние времена, когда не было бумаги, люди писали письма на обратной стороне коры березы, и называлось такоеписьмо «Берестяная грамота».
(Слайд 9)Включается запись с голосами птиц (встревоженных).
Воспитатель: Что мы слышим?
Дети: Птичий переполох.
Воспитатель: Что-то случилось в лесу. Птицы кружатся над деревом (показывает схему сухого дерева). Как вы думаете, что случилось с этим деревом?
Дети: Оно погибло.
Воспитатель: Почему вы решили, что оно погибло?
Дети: Нет коры, нет листьев.
Воспитатель: Давайте поможем дереву, давайте, чтобы дерево ожило - назовём пословицы и поговорки о деревьях.
(Дети, каждый по очереди, называют поговорку или пословицу о лесе).
Воспитатель: Вот мы и подлечили дерево. А чем еще можем ему помочь? Каждое доброе дело, названное вами, будет превращаться в зеленый листочек дерева.
Дети называют: поливать, зимой укутывать снегом, присыпать землей, сделать скворечники, чтобы прилетели птицы, собирать жуков, замазывать раны глиной…
Воспитатель: Посмотрите, дети, как наше дерево ожило. (Слайд 10) Весной, может быть к нему прилетят птицы, совьют гнезда и выведут птенцов.
Воспитатель: Вот видите, сколько интересного мы узнали на занятии. Деревья - это украшения нашей земли. Так давайте же беречь их! А Лесовичок вам за ваши знания и заботу о деревьях дарит подарок.