Конспект НОД по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе «Играем с Фиксиками»
Учитель-логопед Петрова Е.В.
Задачи
Коррекционно-образовательные:
- закрепить умения выделять первый звук в слове;
- уметь определять количество слогов в слове;
- закрепить умения детей отгадывать загадки;
- делать звуковой анализ и синтез;
- уметь собирать из слогов слова, а из слов предложения;
- формировать навык чтения и элементарных графических умений;
- совершенствовать практические умения и навыки.
Коррекционно-развивающие:
- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание;
- способствовать развитию памяти, мышления;
- развивать быстроту, сообразительность.
Воспитательные:
- совершенствовать навыки коммуникативного общения;
- воспитывать навыки активного контроля и самоконтроля.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, ноутбук, презентация, воздушный шарик с конвертом, разрезные картинки, шкатулка, коробка, картинки-болтики, 3 ящика, блокнот, тетради, ручки, мешочек, карточки-слоги, карточки с предложениями, сундучок.
Ход занятия:
– Ребята, какое у вас сегодня настроение?
– Хорошее, радостное, веселое.
– Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Мы пожмём друг другу руки
Побежит тепло по кругу
Вместе будем очень дружно
На вопросы отвечать.
Все хотим мы заниматься
Все хотим мы много знать.
- Сегодня утром в наше окно залетел воздушный шарик. А на веревочке висит конверт. Странный какой-то конверт, на нём ничего не написано. Давайте откроем конверт и посмотрим, что там. В конверте лежат разрезные картинки, нужно их собрать и тогда мы, может быть узнаем от кого оно. (Дети собирают картинки, на картинке изображены фиксики). Всё ясно, значит, письмо нам прислали Фиксики (Слайд 2). Теперь мы можем с вами его прочесть. (Логопед читает письмо).
"Здравствуйте дорогие ребята! Хотим поздравить вас, ведь вы идёте в школу. И по такому замечательному поводу, мы приготовили для вас сюрприз, вы сможете его найти, если пройдёте все испытания. Задания будут сложными, но интересными; выполняя задание, вы будете получать подсказку. Если все правильно сделаете, то узнаете, где лежит приз. Вы готовы? Тогда удачи. Ловите подсказку. (Слайд 3)
Логопед:
- В коробке лежит задание, читаем его. Ребята, помогите нам открыть кодовый замок. Для этого расшифруйте слова. По первым буквам названий картинок, соберите новое слово! (Слайд 4).
- первое слово? (рак, первый звук «Р»)
- ухо (первый звук «У»)
- чайник (первый звук «Ч»)
- косточка (первый звук «К»)
-аист (первый звук «А»)
- получилось слово РУЧКА (слайд 5).
- Чтобы открыть замок, нужно отгадать еще слово!
- первое слово? (лук, первый звук «Л»)
- арбуз (первый звук «А»)
- стул (первый звук «С»)
- торт (первый звук «Т»)
- индеец (первый звук «И»)
- коза (первый звук «К»)
- получилось слово ЛАСТИК (слайд 6)
- Что это за предметы ручка и ластик? (школьные). Да, вы тоже скоро станете школьниками и будете ими пользоваться! (На экране появляется подсказка. Слайд 7)
- Достаем из шкатулки конверт и читаем задание. Ребята, в шкатулке перепутались болтики. Нужно разложить их по ящикам. На болтике изображена картинка, разделите слово на слоги и определите в ящик под каким номером положить болтик. (1 слог-ящик №1, 2 слога-ящик №2, 3 слога-ящик №3).
- Все верно выполнили! Молодцы!
- Поможем нашим глазам отдохнуть. (Гимнастика для глаз)
-Ждем подсказку, где следующее задание! (Слайд 8)
- В блокноте написана загадка, давайте отгадывать!
- Большой, просторный, светлый дом.
Ребят хороших много в нём.
Красиво пишут и читают.
Рисуют дети и считают. (Школа)
- Садитесь на свои места и открывайте тетради.
- Какое слово написано в тетради? (Школа)
- Возьмите ручку и напишите через две клетки это слово.
- А теперь составим звуковую схему слова «школа».
- Первый звук какой? (Ш)
- Гласный или согласный? (согласный)
- Твердый или мягкий? (всегда твердый)
- Каким цветом закрашиваем квадратик? (синим)
- Какой второй звук? (К)
- Гласный или согласный? Твердый или мягкий? (согласный, твердый)
- Каким цветом закрашиваем квадратик? (синим)
- Третий звук? (О)
- Гласный или согласный? (гласный)
- Каким цветом обозначаем? (красным)
- Четвертый звук? (Л-согласный, твердый)
- Каким цветом? (синим)
- Пятый звук? Гласный или согласный? (А-гласный, красным цветом)
- Сколько в слове звуков? (пять), сколько согласных? (три), гласных? (два).
- Молодцы, вы все выполнили правильно!
- Ребята, давайте разомнемся.
Физминутка
Мы на плечи руки ставим,
Начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим.
Раз-два-три-четыре-пять! (Руки к плечам, вращение плечами вперёд и назад.)
Руки ставим перед грудью,
В стороны разводим.
Мы разминку делать будем
При любой погоде. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)
Руку правую поднимем,
А другую вниз опустим.
Мы меняем их местами,
Плавно двигаем руками. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, плавным движением одна рука опускается, а другая одновременно — поднимается.)
А теперь давайте вместе
Пошагаем все на месте. (Ходьба на месте.)
- Смотрите, появилась подсказка! (Слайд 9)
- Дим Димыч попросил Фиксиков починить вещи, которые лежат у него в комнате, но не сказал какие. Чтобы узнать, что чинить нужно сложить слова из слогов. Выберите себе первый слог, а теперь найдите второй слог вашего слова. (В мешочке карточки со слогами, дети должны собрать слова).
- Какие слова получились? (глобус, часы, лампа, насос, ручка, лупа, диван, робот). (Слайд 10)
- Посмотрите, на картинке, что мы не починили (лишний компьютер)
- А еще у Дим Димыча сломался компьютер и все буквы в словах и предложениях перепутались. Помогите починить его. Если соединить буквы в одинаковых фигурах, то получатся слова.
-Лиза, прочитай слова. Какое предложение получилось? (Мама варит суп)
- У кого еще такое предложение?
- Какое первое слово? (Один отвечает)
- Какое второе слово? Третье? (другой отвечает)
Остальные дети также собирают и зачитывают предложения: Дима наливает воду. Кошка ловит мышку.
- Молодцы, справились! Это было последнее задание. Вот вам подсказка, чтобы узнать, где лежит наш приз!(Слайд 11) (Дети находят сундучок с призом).
- Здесь записка: «Ребята, вы большие молодцы, справились со всеми заданиями и показали, что готовы идти в школу. С вами было интересно и весело! До свидания. Фиксики».
- Вам понравилось играть с Фиксиками? Что вам понравилось? (Дети вспоминают задания, которые выполняли).