Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Умка» города Абакана
Конспект
проведения образовательной деятельности
во второй младшей группе «Семицветик»
«Археологические раскопки»
Воспитатель:
Савельева Анна Васильевна
Абакан
2025
Конспект проведения ООД
Направление: | Познавательное |
Тема: | Археологические раскопки |
Образовательные (направления) области: | Познавательное; речевое; социально-коммуникативное; физическое |
Цель: | Создание условий для формирования первичных представлений об истории человечества через ориентацию на профессию археолога. |
Задачи: | Образовательные: - создать условия для знакомства детей с профессией «Археолог», спецификой его труда, инструментами; - создать условия для формирования предпосылки поисковой деятельности; Развивающие: - создать условия для развития познавательного интереса; - создать условия для активизирования словаря детей; Воспитательные: - создать условия для воспитания уважения к труду взрослых, бережное отношение к результату их труда; - создать условия для воспитания умения общаться, договариваться, работать в группах |
Словарь: | Активный: экскурсия, поход Пассивный: находка, энциклопедия, экскурсовод Понятийный: археолог, раскоп |
Оборудование: | Карточки с изображение петроглифов, иллюстрации с изображением раскопок, колонка |
Демонстрационный материал: | Презентация «Археологические раскопки», камни с изображением наскальной живописи. |
Раздаточный материал: | Кисти, лопатки на каждого ребенка. |
Научно-энциклопедическая подготовка воспитателя | Археолог – это ученый, который занимаются изучением прошлого человечества по найденным вещам, предметам. Раскоп – яма, углубление в земле, сделанное в ходе раскопок (в поисках предметов древности или останков ископаемых животных). Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100000 слов, терминов и фразеологических выражений/ С.И. Ожегов; Под ред. Л.И. Скворцова. – 27-е изд., испр. – СПб.: «Ленинградское издательство», 2012. – 1360с. |
Ход ООД
На площадке игровой площадки «оборудованы» археологические раскопки. На столе расположены карточки с рисунками. На веранде, на учебной доске расположены иллюстрации с изображением археологических раскопок.
Воспитатель проводит утренний круг, дети сидят в кругу вместе с воспитателем в стороне от «раскопок».
Воспитатель: Ребята, а как узнать, что было давно, так давно, что об этом не помнят даже бабушки и дедушки?
Ответы детей
Воспитатель: Что же нам делать? Может, стоит обратиться к нашему другу – экскурсоводу Алисе? Она нам расскажет, откуда она узнает все то, о чем нам рассказывает?
Ответ детей
Из портативной колонки слышен голос Алисы
Алиса: Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Здравствуй, Алиса! Мы с ребятами очень хотим знать, откуда люди узнают про то, что было в древние времена. Ты нам можешь помочь?
Алиса: Конечно, я с радостью вам расскажу. Слушайте,
То, что было много лет назад мы с вами можем узнать из книг. Эти книги называются – энциклопедии. Я вам уже рассказывала о них. А то, что написано в энциклопедии мы узнаем от археологов. Вы знаете кто это?
Ответы детей
Алиса: тогда вам обязательно надо побывать на археологических раскопках и познакомиться с археологами поближе. Согласны?
Ответы детей
Алиса: Тогда отправляемся. Собирайтесь в поход.
Дети встают друг за другом, обходят препятствия вслед за воспитателем, имитируя поход.
Мы в поход с тобой пойдём, (шагают на месте)
Интересное найдем! (наклоняются, имитируя подбирание предмета)
Все изучим, все узнаем, (протягивают поочередно руки вперед)
До пяти мы посчитаем. (хлопают в ладоши)
Раз, два, три, четыре, пять (показывают на пальцах)
Идем новое искать! (шагают на месте)
Дети останавливаются возле стола лицом к экрану.
Воспитатель: Вот мы и на археологических раскопках
«Под землей хранятся тайны,
Всех эпох и всех веков.
Но, конечно, кто-то смелый,
Их раскрыть всегда готов.
Ну, конечно, археолог!
Воспитатель: Археологи – это ученые, которые занимаются изучением прошлого человечества по найденным вещам, предметам. Они называются «находка». Большинство старинных предметов и вещей находятся под землей. Представьте себе, они целыми днями под палящим солнцем копают огромную яму в песке. Она так и называется «раскоп».
Труд археолога очень труден и кропотлив. С помощью лопатки раскапывают слои земли, а потом кисточкой обметают найденный предмет. Им приходится работать очень осторожно, так предметы старинные и любое неосторожное движение им может навредить. Закончив раскопки, археолог продолжает исследования в музее или в лаборатории. Он изучает форму каждой найденной вещи, устанавливает ее назначение, определяет материал, из которого она сделана, а иногда предметы приходиться собирает по частицам.
Прежде чем приступить к раскопкам археологи рассматривают местность. Опытный археолог может и без специальных приборов найти место древнего поселения.
Воспитатель: Ребята, у вас сегодня есть уникальный шанс принять участие в археологических раскопках и почувствовать себя настоящими археологами. Согласны?
Ответы детей.
Воспитатель: Только для начала давайте разомнемся.
Физкультминутка.
На раскопки мы идем,
Лопату в руки мы берем.
Раз копнем, два копнем,
Следом кисточку возьмем.
Раз махнем, два махнем -
Что-нибудь сейчас найдем.
Дальше снова мы пойдем.
Лопату в руки мы берем.
Раз копнем, два копнем.
Снова кисточку возьмем.
Раз махнем, два махнем –
Находку мы сейчас найдем.
Воспитатель: Молодцы! Но прежде чем приступить к раскопкам, нужно знать и соблюдать технику безопасности.
Песок, кисти и перчатки нельзя подносить к лицу и тем более ко рту и глазам.
Работать надо аккуратно, не спеша, чтобы не повредить археологическую находку, лопаткой надо осторожно раскапывать песок, тем самым снимая верхний слой. Обнаруженные предметы аккуратно переносим и кладем на карточки с рисунками, которые лежат на столе и отмечаем фломастером.
1-й ребенок достает 1 объект: камень с нарисованным на нем человеком с необычной прической.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая находка? Что бы она означала?
Ответы детей.
2-й ребенок достает второй объект: камень, с нарисованными на нем верблюдом.
Воспитатель: Что означал этот рисунок?
Ответы детей.
3-й ребенок достает третий объект: камень, с нарисованными на нем лучником.
Воспитатель: Ребята, кто здесь изображен?
Ответы детей.
Воспитатель: Мы собрали с вами все экспонаты, чтобы они не разрушились в пути их надо аккуратно уложить в коробки.
Дети вместе с воспитателем укладывают экспонаты.
Воспитатель: Мы их оставим у себя в группе, в музее.
Дети выстраиваются друг за другом, маршируя вокруг препятствий, имитируют возвращение в детский сад.
Воспитатель:
С вами мы в поход ходили,
Археологами были.
А теперь пора назад
Возвращаться в детский сад.
Дети усаживаются на скамейки на веранде
Воспитатель: Дети, вам понравилась сегодняшняя экскурсия?
Ответы детей.
-Кто же такие археологи?
Ответы детей.
-Чем они занимаются?
Ответы детей.
-Как вы думаете, для чего они это делают?
Ответы детей.
-Какие инструменты используют?
Ответы детей.