СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по познавательному развитию детей младшего возраста "Археологические раскопки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие позволит детям узнать, кто такой археолог и чем он занимается. Познакомятся с понятием "раскопки" как процесса поиска и извлечения предметов из земли. Узнают, что археологи находят старинные вещи и узнают по ним о жизни людей в прошлом. Смогут обогатить свой словарный запас новыми словами, связанными с археологией (археолог, раскопки, находки).

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по познавательному развитию детей младшего возраста "Археологические раскопки"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Умка» города Абакана








Конспект

проведения образовательной деятельности

во второй младшей группе «Семицветик»

«Археологические раскопки»









Воспитатель:

Савельева Анна Васильевна














Абакан

2025




Конспект проведения ООД


Направление:

Познавательное

Тема:

Археологические раскопки

Образовательные (направления) области:

Познавательное; речевое; социально-коммуникативное; физическое

Цель:

Создание условий для формирования первичных представлений об истории человечества через ориентацию на профессию археолога.

Задачи:

Образовательные:

- создать условия для знакомства детей с профессией «Археолог», спецификой его труда, инструментами;

- создать условия для формирования предпосылки поисковой деятельности;

Развивающие:

- создать условия для развития познавательного интереса;

- создать условия для активизирования словаря детей;

Воспитательные:

- создать условия для воспитания уважения к труду взрослых, бережное отношение к результату их труда;

- создать условия для воспитания умения общаться, договариваться, работать в группах

Словарь:

Активный: экскурсия, поход

Пассивный: находка, энциклопедия, экскурсовод

Понятийный: археолог, раскоп

Оборудование:

Карточки с изображение петроглифов, иллюстрации с изображением раскопок, колонка

Демонстрационный материал:

Презентация «Археологические раскопки», камни с изображением наскальной живописи.

Раздаточный материал:

Кисти, лопатки на каждого ребенка.

Научно-энциклопедическая подготовка воспитателя

Археолог – это ученый, который занимаются изучением прошлого человечества по найденным вещам, предметам.

Раскоп – яма, углубление в земле, сделанное в ходе раскопок (в поисках предметов древности или останков ископаемых животных).

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100000 слов, терминов и фразеологических выражений/ С.И. Ожегов; Под ред. Л.И. Скворцова. – 27-е изд., испр. – СПб.: «Ленинградское издательство», 2012. – 1360с.



Ход ООД

На площадке игровой площадки «оборудованы» археологические раскопки. На столе расположены карточки с рисунками. На веранде, на учебной доске расположены иллюстрации с изображением археологических раскопок.

Воспитатель проводит утренний круг, дети сидят в кругу вместе с воспитателем в стороне от «раскопок».

Воспитатель: Ребята, а как узнать, что было давно, так давно, что об этом не помнят даже бабушки и дедушки?

Ответы детей

Воспитатель: Что же нам делать? Может, стоит обратиться к нашему другу – экскурсоводу Алисе? Она нам расскажет, откуда она узнает все то, о чем нам рассказывает?

Ответ детей

Из портативной колонки слышен голос Алисы

Алиса: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Здравствуй, Алиса! Мы с ребятами очень хотим знать, откуда люди узнают про то, что было в древние времена. Ты нам можешь помочь?

Алиса: Конечно, я с радостью вам расскажу. Слушайте,

То, что было много лет назад мы с вами можем узнать из книг. Эти книги называются – энциклопедии. Я вам уже рассказывала о них. А то, что написано в энциклопедии мы узнаем от археологов. Вы знаете кто это?

Ответы детей

Алиса: тогда вам обязательно надо побывать на археологических раскопках и познакомиться с археологами поближе. Согласны?

Ответы детей

Алиса: Тогда отправляемся. Собирайтесь в поход.

Дети встают друг за другом, обходят препятствия вслед за воспитателем, имитируя поход.

Мы в поход с тобой пойдём,  (шагают на месте)

Интересное найдем!  (наклоняются, имитируя подбирание предмета)

Все изучим, все узнаем,  (протягивают поочередно руки вперед)

До пяти мы посчитаем.  (хлопают в ладоши)

Раз, два, три, четыре, пять  (показывают на пальцах)

Идем новое искать!  (шагают на месте)

Дети останавливаются возле стола лицом к экрану.

Воспитатель: Вот мы и на археологических раскопках

«Под землей хранятся тайны,

Всех эпох и всех веков.

Но, конечно, кто-то смелый,

Их раскрыть всегда готов.

Ну, конечно, археолог!

Воспитатель: Археологи – это ученые, которые занимаются изучением прошлого человечества по найденным вещам, предметам. Они называются «находка». Большинство старинных предметов и вещей находятся под землей. Представьте себе, они целыми днями под палящим солнцем копают огромную яму в песке. Она так и называется «раскоп».













Труд археолога очень труден и кропотлив. С помощью лопатки раскапывают слои земли, а потом кисточкой обметают найденный предмет. Им приходится работать очень осторожно, так предметы старинные и любое неосторожное движение им может навредить. Закончив раскопки, археолог продолжает исследования в музее или в лаборатории. Он изучает форму каждой найденной вещи, устанавливает ее назначение, определяет материал, из которого она сделана, а иногда предметы приходиться собирает по частицам.

Прежде чем приступить к раскопкам археологи рассматривают местность. Опытный археолог может и без специальных приборов найти место древнего поселения.

Воспитатель: Ребята, у вас сегодня есть уникальный шанс принять участие в археологических раскопках и почувствовать себя настоящими археологами. Согласны?

Ответы детей.

Воспитатель: Только для начала давайте разомнемся.

Физкультминутка.

На раскопки мы идем,

Лопату в руки мы берем.

Раз копнем, два копнем,

Следом кисточку возьмем.

Раз махнем, два махнем -

Что-нибудь сейчас найдем.

Дальше снова мы пойдем.

Лопату в руки мы берем.

Раз копнем, два копнем.

Снова кисточку возьмем.

Раз махнем, два махнем –

Находку мы сейчас найдем.

Воспитатель: Молодцы! Но прежде чем приступить к раскопкам, нужно знать и соблюдать технику безопасности.

Песок, кисти и перчатки нельзя подносить к лицу и тем более ко рту и глазам.

Работать надо аккуратно, не спеша, чтобы не повредить археологическую находку, лопаткой надо осторожно раскапывать песок, тем самым снимая верхний слой. Обнаруженные предметы аккуратно переносим и кладем на карточки с рисунками, которые лежат на столе и отмечаем фломастером.

1-й ребенок достает 1 объект: камень с нарисованным на нем человеком с необычной прической.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая находка? Что бы она означала?

Ответы детей.

2-й ребенок достает второй объект: камень, с нарисованными на нем верблюдом.

Воспитатель: Что означал этот рисунок?

Ответы детей.

3-й ребенок достает третий объект: камень, с нарисованными на нем лучником.

Воспитатель: Ребята, кто здесь изображен?

Ответы детей.

Воспитатель: Мы собрали с вами все экспонаты, чтобы они не разрушились в пути их надо аккуратно уложить в коробки.

Дети вместе с воспитателем укладывают экспонаты.

Воспитатель: Мы их оставим у себя в группе, в музее.

Дети выстраиваются друг за другом, маршируя вокруг препятствий, имитируют возвращение в детский сад.

Воспитатель:

С вами мы в поход ходили,

Археологами были.

А теперь пора назад

Возвращаться в детский сад.

Дети усаживаются на скамейки на веранде


Воспитатель: Дети, вам понравилась сегодняшняя экскурсия?

Ответы детей.

-Кто же такие археологи?

Ответы детей.

-Чем они занимаются?

Ответы детей.

-Как вы думаете, для чего они это делают?

Ответы детей.

-Какие инструменты используют?

Ответы детей.