Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
Тема: «Пробуждение весны»
Цель: формирование представлений детей о весне.
Задачи:
1)Образовательные – способствовать формированию представлений детей о весне, как времени года, о характерных признаках весны, о твердом и жидком состоянии воды; способствовать формированию умений понимать закономерности явлений природы.
2)Развивающие – содействовать развитию интереса к изменениям, происходящим в природе; развитию наблюдательности, речи, мышления, эстетического вкуса; обогащать словарный запас.
3)Воспитательные – побуждать детей любить родную природу, ценить красоту природы, беречь ее.
Средства: звуки капели, презентация, ноутбук, мольберт; альбомный лист (по количеству детей), цветные карандаши (по количеству детей), мяч, контейнеры с сосулькой (по количеству детей).
Предварительная работа:
1. Наблюдения на прогулке за весенними признаками.
2. Рассматривание картин о весне: А.К. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Март», «Весна», «Весна. Большая вода», «Весенняя пора. Последний снег»; И.И. Шишкин «Лес весной»; Борис Кустодиев «Весна»; В. Бакшеев «Голубая весна»; К. Юон «Мартовское солнце»; Альфред Сислей «Весна».
3.Чтение художественной литературы: Ф.И Тютчев «Весенние воды», «Весна»; И. Соколов-Микитов «Весна в лесу», «Ранней весной»; Н. Сладков «Птицы весну принесли», «Весенние ручьи»; С. Маршак «Круглый год», «Апрельский дождь»; Г. Скребицкий «Апрель»; С. Есенин «Черемуха», А.А. Фет «Уж верба вся пушистая» и др.
4.Заучивание примет, пословиц, стихотворений о весне: Ф.И Тютчев «Весенние воды», «Весна».
5.Беседы на темы: «Ранняя весна», «Середина весны», «Поздняя весна», «Признаки весны», «Первые весенние цветы», «Звери весной», «Перелетные птицы».
Ход занятия
В: Ребята, какие времена года вы знаете? (дети называют времена года) В: Год у нас начинается с зимы. Всю землю покрывает… (снег), повсюду лежат сугробы, листьев на деревьях совсем нет. Но вот снег начинает таять, на деревьях появляются первые… (листики) и на смену зиме приходит… (весна). Потом становится совсем тепло, даже жарко, все деревья одеваются в зеленые наряды, кругом цветут цветы, поют птицы, летают бабочки. Это к нам пришло теплое… (лето). Но вот начинают дуть холодные ветра, листья на деревьях желтеют и опадают. Это к нам в гости пришла золотая… (осень). Ну, а за осенью снова приходит… (зима).
- Молодцы, ребята! Все времена года вы отлично знаете!
- Ребята, я вам загадаю загадку. А вы догадайтесь, о каком времени года мы сегодня будем разговаривать.
Загадка:
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? (Весной).
Правильно, ребята, молодцы! Конечно же, это весна. И сегодня мы с вами поговорим о «Весне».
Воспитатель читает стихотворение
Уж тает снег...
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала...
(Алексей Плещеев)
- Ребята, о каких признаках весны вы услышали в стихотворении? (ответы детей)
- А какие еще признаки весны вы знаете? (ответы детей)
Игра с мячом «Опиши весну»
- Ребята, давайте порадуем весну красивыми словами. Поиграем в игру «Опиши весну». Я буду кидать вам мяч, а вы опишите мне, какая же она – весна (ответы детей).
- Ребята, а какие весенние месяцы вы знаете? (ответы детей)
Игра «Дополни фразу»
В:
- Давайте теперь поиграем: я буду говорить фразу, а вы будете отгадывать – о чем я говорю.
- Весной с небес светит теплое, ласковое… (солнышко)
- Над головой чистое, ясное, голубое… (небо)
- На крышах вырастают белые морковки (сосульки). И вот они уже зазвенели, запели – это звонкая весенняя (капель).
- Становится ноздреватым, мокрым и вот уже тает… (снег)
- Снег превращается в быстрые, озорные ручейки, которые бегут-звенят по всем дорожкам, зовут в гости весну.
- На деревьях набухают и распускаются пушистые или коричневые… (почки)
- А потом из них прорастают первые зеленые, свежие, клейкие… (листики)
- И вот уже из-под снега появляются первые цветы. Их называют…(подснежниками)
- А с юга прилетают, возвращаются к нам назад стаи… (птиц)
- Они рассаживаются на ветках и вьют на деревьях свои… (гнезда)
Вот какие вы молодцы! Все мои загадки разгадали.
Весна – замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Недаром поэты называют весну «утром года». Вы рады весне?
Зрительная гимнастика:
Лучик вверх, лучик вниз,
Лучик детям улыбнись,
Вправо, влево посмотри,
Вокруг солнца обойди.
Игра «Скажи наоборот».
- Зимой снег белый, а весной (серый)
- Зимой снег чистый, а весной (грязный)
- Зимой дни холодные, а весной (теплые)
- Зимой дни короткие, а весной (длинные)
- Зимой солнце тусклое, а весной (яркое)
- Зимой небо серое, а весной (голубое)
- Зимой ветер холодный, а весной (теплый)
- Зимой солнце низкое, а весной (высокое)
- Зимой похолодало, а весной (потеплело)
Д/игра «Скажи ласково».
Весной хочется говорить только ласковые слова. Я скажу солнце, а вы ласково – солнышко, ветка – веточка, лист – листочек, ручей – ручеек, лужа – лужица, цветок – цветочек, сосулька – сосулечка, туча – тучка, дерево – деревце, облако – облачко, вода – водичка, трава – травинка, птица – птичка, проталина – проталинка, ветер – ветерок, гнездо – гнездышко.
Музыкальная пауза. (Звучат звуки капели.)
-Что вы услышали? Какие звуки?
Загадка:
Растут они вниз головой
И звонко плачут лишь весной.
Что это? (сосульки)
- Правильно, сосульки
В:
Когда сосульки плачут,
Мы слышим целый день
Веселую и звонкую
Весеннюю капель.
Экспериментирование
В:
- Сегодня, когда я шла в детский сад, я увидела много сосулек и решила вам их показать. (Раздаёт каждому ребёнку контейнер с сосулькой. Предлагает потрогать сосульку и сказать, какая она).
- Ребята, посмотрите на сосульку, потрогайте ее, какая она? (ответы детей)
- Давайте посмотрим, как образуется сосулька.
В:
- Когда снег тает, появляется капелька, она стекает с крыши и застывает, затем следующая стекает и снова застывает, присоединившись к первой капельке. Вот так образуются сосульки. Они состоят из множества капелек.
Вывод: сосулька – это замерзшие капельки воды, которые превращаются в лед.
- Что будет происходить, если поднять сосульку над ладошкой? (ответы детей)
- Правильно, сосулька начинает капать. Почему? (ответы детей)
- Итак, сосулька начинает таять и превращаться в воду, так как находится в теплых условиях.
В:
- В каждом человеке прячется весна,
Если ты печальный - значит, спит она.
Если ты бежишь, смеясь, босяком по лужам –
Это, значит, в вас весна вылезла наружу!
- И я хочу пожелать вам голубого, чистого неба, яркого ласкового солнышка и прекрасного весеннего настроения.
Релаксация
(Воспитатель раздает детям альбомный лист с нарисованным деревом без листьев. Дети рисуют листья на деревьях на альбомном листе карандашами. По окончании работы дети размещают свои работы на мольберте)