СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по речевому развитию в старшей (разновозрастной) группе (по подгруппам): «Весёлые рассказы Н. Носова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить детей с новыми веселыми произведениями Н. Носова.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по речевому развитию в старшей (разновозрастной) группе (по подгруппам): «Весёлые рассказы Н. Носова»»

Конспект занятия

по речевому развитию в старшей (разновозрастной) группе (по подгруппам): «Весёлые рассказы Н. Носова»


Цель: Познакомить детей с новыми веселыми произведениями Н. Носова.

Задачи:

Образовательные задачи:

- Продолжать знакомить дошкольников с творчеством детского писателя Н. Носова, и его произведения (рассказ «Фантазеры»);

- Формировать умение давать краткие и развернутые ответы на вопросы по тексту рассказа «Фантазеры»;

- Совершенствовать навыки построения рассуждений, сочинять небольшие фантастические истории.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать интерес к произведениям художественной литературы.

Развивающие задачи:

- Развивать чувство юмора, творческое изображение.

Ход занятия:

1. Вводная часть:

Воспитатель: - Ребята, а вы любите фантазировать? (Да, любим)

Воспитатель: -А как вы думаете, зачем люди фантазируют? (Чтобы развеселить другого человека. Чтобы сделать ему приятно)

Стук.

Воспитатель: - Ребята, кто-то стучится.

Воспитатель: - К нам в гости пришёл сказочный герой, который очень любит фантазировать, придумывать, сочинять. А кто он, я думаю, вы ответите хором, в рифму:

Озорной, смешной мальчишка,

Он художник и поэт.

Он весёлый коротышка,

От него вам всем привет!

Ты сейчас его узнай-ка!

К нам пришёл герой… (Незнайка) (картинка Незнайки)

Воспитатель: - Кто придумал Незнайку и всех его друзей? (Н. Н. Носов)

Воспитатель выставляет портрет писателя.

2. Основная часть:

Воспитатель: - Ребята, а кто из вас может рассказать о Н. Носове.

Дети вспоминают биографию писателя.

Воспитатель: - Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 года в городе Киеве, семье эстрадного артиста.

Детство его прошло в небольшом городе Ирпень.

В детстве, Николая Носова мама и папа ласково называли его Кока. Мама – Варвара Петровна, а папа – Николай Петрович. У Николая был старший брат.

В 1938 году у Носова родился сын и именно с этого года Николай Николаевич начал сочинять для него сказки и рассказы.

Он был очень разносторонним человеком, увлекался фотографией, химией, шахматами и музыкой.

Работал Н.Н. Носов постановщиком и режиссером мультипликационных, научных и учебных фильмов.

Воспитатель: - Давайте еще раз повторим: семья Николая Николаевича Носова

- мама - Варвара Петровна

- папа - Николай Петрович

- сам Кока Носов

- у Носова был старший брат

- у Николая Носова родился сын Петр

- у Николая был внук Игорь

Воспитатель: - Вывод: Николая Носова называли «веселым писателем». Он умеет рассказывать весело, шутливо даже о серьезных и важных делах.

Носов – детских книг творец

Ну, какой он молодец!

Сколько книг смешных, чудесных

Написать он нам успел.

Доброту, и смех, и юмор,

Показать всем нам хотел.

Воспитатель: - Ребята, Незнайка знает много рассказов Носова и очень любит их. Воспитатель: - Давайте еще раз посмотрим на эти рассказы (показать картинку с писателем и книгами)

Воспитатель: - Сейчас мы отдохнём. Проведём фантастическую физкультминутку.

 Раз-два-три-четыре-пять

Начинаем мы играть!

Все глаза свои закрыли (закрывают глаза руками)

И головки опустили, (приседают)

А когда откроем глазки (встают)

Попадём в рассказы, сказки, (поднимают вверх руки)

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем - и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

Будет талия осиной,

Если будем наклоняться

Влево – вправо, (наклоны влево – вправо)

Вот Дюймовочки слова:

- Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам. (Встают на носочки, руки поднимают вверх)

Раз, два, три, четыре, пять

Повторите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять, (повторяют)

Красной Шапочки совет:

Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет.

Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)

Повторите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять, (повторяют)

Дала нам сказка отдохнуть!

Отдохнули? Снова в путь!

Быстро глазки закрываем, (закрывают глаза руками, приседают)

Снова в садик попадаем! (Встают, поднимают ручки вверх)

Воспитатель: - Незнайка (обращение к Незнайке) читал ли ты рассказ «Фантазеры»?

Незнайка: - Да я и сам Фантазер хороший! Но рассказа такого не читал, хотелось бы узнать, что там за фантазеры такие.

Воспитатель: - Ну а сейчас послушай вместе с ребятами еще один рассказ Николая Носова «Фантазеры»

Чтение рассказа Н. Носова «Фантазеры»

Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврет.     

-- Сколько тебе лет? -- спрашивает Мишутка.    

-- Девяносто пять. А тебе?    

-- А мне сто сорок. Знаешь, -- говорит Мишутка, -- раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.     

-- А я, -- говорит Стасик, -- сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.     

-- А я, когда был большой, всю реку мог переплыть, -- говорит Мишутка.   

- - У! А я море мог переплыть!    

-- Подумаешь -- море! Я океан переплывал!    

-- А я раньше летать умел!     

-- А ну, полети!     

-- Сейчас не могу: разучился.    

-- А я один раз купался в море, -- говорит Мишутка, -- и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову -- и откусила.     

-- Врешь!     

-- Нет, правда!     

-- Почему же ты не умер?
     

-- А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой.    

-- Без головы?     

-- Конечно, без головы. Зачем мне голова?     

-- Как же ты шел без головы?     

-- Так и шел. Будто без головы ходить нельзя.     

-- Почему же ты теперь с головой?     

-- Другая выросла.     

"Ловко придумал!" -- позавидовал Стасик. Ему хотелось соврать получше Мишутки.   

-- Ну, это что! -- сказал он. -- Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел.     

-- Вот так соврал! -- рассмеялся Мишутка.     

-- Вовсе нет.     

-- Почему же ты теперь живой?     

-- Так он же меня потом выплюнул,     

Мишутка задумался. Ему хотелось переврать Стасика. Он думал, думал, наконец говорит:     

-- Один раз я шел по улице. Кругом трамваи, автомобили, грузовики...     

-- Знаю, знаю! -- закричал Стасик. -- Сейчас расскажешь, как тебя трамвай переехал. Ты уже врал про это.    

-- Ничего подобного. Я не про это.     

-- Ну ладно. Ври дальше.     

-- Вот я иду, никого не трогаю. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой -- рраз! -- и раздавил в лепешку.     

-- Ха-ха-ха! Вот это враки!     

-- А вот и не враки!     

-- Как же ты мог раздавить автобус?     

-- Так он же совсем маленький был, игрушечный. Его мальчишка на веревочке тащил.    

-- Ну, это не удивительно, -- сказал Стасик. -- А я раз на Луну летал.     

-- Эва, куда махнул! -- засмеялся Мишутка.     

-- Не веришь? Честное слово!     

-- На чем же ты летал?     

-- На ракете. На чем еще на Луну летают? Будто не знаешь сам!    

-- Что же ты там на Луне видел?     

-- Ну, что... -- замялся Стасик. -- Что я там видел? Ничего и не видел.     

-- Ха-ха-ха! -- рассмеялся Мишутка. -- А говорит, на Луну летал!     

-- Конечно, летал.     

-- Почему же ничего не видел?     

-- А темно было. Я ведь ночью летал. Во сне. Сел на ракету и как полечу в космическое пространство. У-у-у! А потом как полечу обратно... Летел, летел, а потом бряк о землю... ну и проснулся...

- - А-а, -- протянул Мишутка. -- Так бы сразу и говорил. Я ведь не знал, что ты -- во сне.    

Тут пришел соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:    

-- Вот врут-то! И вам не стыдно?    

-- А чего стыдно? Мы же никого не обманываем, -- сказал Стасик. -- Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.     

-- Сказки! -- презрительно фыркнул Игорь. -- Нашли занятие!    

-- А ты думаешь, легко выдумывать!   

-- Чего проще!    

-- Ну выдумай что-нибудь.    

-- Сейчас... -- сказал Игорь. -- Пожалуйста.

Мишутка и Стасик обрадовались и приготовились слушать.     

-- Сейчас, -- повторил Игорь. -- Э-э-э... гм... кхм... э-э-э...     

-- Ну, что ты все "э" да "э"!   

-- Сейчас! Дайте подумать.     

-- Ну, думай, думай!     

-- Э-э-э, -- снова сказал Игорь и посмотрел на небо. -- Сейчас, сейчас... э-э-э...     

-- Ну, чего же ты не выдумываешь? Говорил -- чего проще!     

-- Сейчас... Вот! Один раз я дразнил собаку, а она меня цап за ногу и укусила. Вот даже шрам остался.     

-- Ну и что же ты тут выдумал? -- спросил Стасик.     

-- Ничего. Как было, так и рассказал.     

-- А говорил -- выдумывать мастер!     

-- Я мастер, да не такой, как вы. Вот вы все врете, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.    

-- Какая польза?     

-- А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: "Кто варенье съел?" Я говорю: "Ира". Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама еще варенья дала. Вот и польза.     

-- Значит, из-за тебя другому досталось, а ты и рад! -- сказал Мишутка.     

-- А тебе что?     

-- Мне ничего. А вот ты этот, как это называется... Брехун! Вот!     

-- Сами вы брехуны!     

-- Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть.     

-- Я и сам не стану с вами сидеть.    

Игорь встал и ушел. Мишутка и Стасик тоже пошли домой. По дороге им попалась палатка с мороженым. Они остановились, стали рыться в карманах и считать, сколько у них денег. У обоих набралось только на одну порцию мороженого.     

-- Купим порцию и разделим пополам, -- предложил Игорь.     

Продавщица дала им мороженое на палочке.     

-- Пойдем домой, -- говорит Мишутка, -- разрежем ножом, чтоб было точно.     

-- Пойдем.
     На лестнице они встретили Иру. Глаза у нее были заплаканные.    

-- Ты чего ревела? -- спрашивает Мишутка.     

-- Меня мама гулять не пускала.     

-- За что?     

-- За варенье. А я его и не ела. Это Игорь на меня наговорил. Наверное, сам съел, а на меня свалил.     

-- Конечно, Игорь съел. Он сам нам хвастался. Ты не плачь. Пойдем, я тебе свою полпорцию мороженого дам, -- сказал Мишутка.     

-- И я тебе свою полпорцию отдам, вот только попробую разочек и отдам, -- пообещал Стасик.     

-- А вы разве не хотите сами?     

-- Не хотим. Мы уже по десять порций съели сегодня, -- сказал Стасик.     

-- Давайте лучше это мороженое на троих разделим, -- предложила Ира.     

-- Правильно! -- сказал Стасик. -- А то у тебя заболит горло, если ты одна всю порцию съешь.     

Пошли они домой, разделили мороженое на три части.     

-- Вкусная штука! -- сказал Мишутка. -- Я очень люблю мороженое. Один раз я съел целое ведро мороженого.     

-- Ну, ты выдумываешь все! -- засмеялась Ира. -- Кто тебе поверит, что ты ведро мороженого съел!     

-- Так оно ведь совсем маленькое было, ведрышко! Такое бумажное, не больше стакана...
     


Вопросы по тексту:

Воспитатель: - Вам понравился этот рассказ Н.Носова? (Да)

Воспитатель: - Назовите главных героев этого рассказа? (Мишутка, Стасик, Игорь, Ира)

Воспитатель: - Кто такие «Фантазеры»? (Фантазер-человек, который любит мечтать, выдумывать)

Воспитатель: - Кого из героев можно смело назвать фантазерами, почему? (Мишутку и Стасика, они любят придумывать)

Воспитатель: - Как можно назвать Игоря? Почему? (Вруном, врун-лгун, который говорит неправду с выгодой для себя)

Воспитатель: - А чем история Игоря отличалась от истории Мишутки и Стасика?

Воспитатель: - Какую историю он им рассказал? ( Как обманул маму, сказав, что все варенье съела Ира)

Воспитатель: - Почему ребята не захотели дружить с Игорем? ( Потому, что из-за него пострадала Ира)

Воспитатель: - Чему учит нас рассказ фантазеры? (Рассказ учит нас не сваливать свою вину на других. Отвечать за свои поступки)

3. Итог занятия:

Воспитатель: - Ну что, Незнайка, понравилось тебе наше путешествие?

Незнайка: - Очень понравилось, а вам, ребята?

Воспитатель: - А что вам понравилось и запомнилось больше всего? (Игра, фантастическая физкультминутка)

Незнайка: - А мне, ребята, очень понравились истории Мишутки и Стасика! Вот вернусь, сегодня в Солнечный город к своим друзьям, и мы с ними вместе насочиняем таких историй! Жалко только, что пришла пора прощаться с вами. До свидания, ребята!

(До свидания, Незнайка!)

Воспитатель: - Ребята, мы сегодня с вами узнали, кто такие фантазеры - герои нашего рассказа. И предлагаю сегодня вечером вам тоже пофантазировать с мамами и папами, придумать свои рассказы, а завтра рассказать их друг другу в детском саду.