Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе
Тема: «Веселый снеговик»
Учитель – логопед: Романова Е.Г.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ НОД:
Учить детей составлять рассказы по картине без повторов и пропусков существенной информации, опираясь на схему (мнемотаблицу).
Задачи НОД:
В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:
1. Активизировать словарь детей по теме «Зима»;
2. Формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием (с помощью вопросов воспитателя);
3. Обучать умению придумывать название картины;
4. Учить составлять описательный рассказ с опорой на картинно-графический план;
5. Воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.
6. Развивать внимание, память, мышление, общую моторику.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Картина «Вот это снеговик!», мольберт, мнемотаблица, мяч «снежок»
ХОД НОД:
1. Организационный момент, речевая игра «Подбери словечко».
(Образовательная область РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность).
Логопед: - Ребята отгадайте загадку?
Вот уж месяц снег идёт,
Скоро встретим Новый год,
В снежной спячке вся природа.
Подскажите время года.
Дети:- Зима.
Логопед: - Какое сейчас время года?
Дети: - Зима.
Логопед: - Почему вы думаете, что сейчас зима?
Дети: - Потому что на улице лежит снег, холодно.
Логопед: - Зима предлагает нам немного поиграть со снежком.
2. Речевое упражнение «Доскажи словечко» (с мячом-снежком). (Образовательная область РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность).
-Наступила (что) -… зима.
-Падает, блестит (что) -… снег.
-Свищет, воет (что) - ветер.
-Замерзают (что) -… реки.
-Дети лепят (что) -… снежную бабу.
Логопед: - Зима, какая? Ответы детей.
- А что мы делаем зимой, когда идем гулять?
-А если выпало много снега, чем можно заняться? (слепить снеговика).
3. Беседа (Образовательная область РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность).
Логопед: - Сегодня я принесла вам картину. А чтобы угадать, кто на ней изображен, отгадайте загадку.
Мы его слепили ловко.
Глазки есть и нос-морковка.
Чуть тепло — заплачет вмиг,
И растает...
Дети: - Снеговик. После отгадывания загадки, логопед поворачивает картину лицевой стороной к детям и организует беседу. Даёт возможность рассмотреть ее, обменяться впечатлениями. Затем просит придумать название картине. Логопед называет самые удачные названия, объясняет, что они самые точные и краткие.
Логопед: - А художник назвал свою картину «Вот это снеговик!» - Правда, хорош снеговик? (ответы детей)
Логопед задаёт вопросы по картине: - Скажите, какое время года изображено на картине? - Почему ты так решила? - Расскажите, что слепили дети? - Из чего слепили снеговика? - Какой был снег? (ответы детей)
Логопед: - Рассмотрите снеговика и расскажите, какой Снеговик?
Ответы детей: - Снеговик большой, веселый, на голове у него ведро, глазки-угольки, нос-морковка…
Логопед: - Расскажите о том, что происходит вокруг снеговика? Понравился ли вам снеговик? (ответы детей).
4. Физкультминутка (Образовательная область - ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. Двигательная деятельность).
Лепим мы снеговика: (лепим ладошками комочки) Из пушистого снежка.
Шляпа будет из ведра, (над головой ставят ладони, как крышу)
Нос – морковка, а глаза –
Два весёлых уголька. (показывают пальцем нос, глаза)
Всё, готов наш снеговик, ( хлопают по бокам, ставят руки на пояс)
У него довольный вид.
5. Составление описательного рассказа по картине с опорой на картинно-графический план. (Образовательная область РЕЧЕВОЕ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. Умственная и речевая деятельность).
Логопед: - А теперь послушайте мой рассказ по картине. Я буду его составлять, используя вот такую схему.
(Вывешиваем перед детьми картину)
«Наступила зима. Выпал пушистый, но мокрый снег. Дети надели теплую одежду и вышли на прогулку. Маша, Катя и Дима слепили снеговика большого, толстого, весёлого и красивого. Глаза у него из угольков, нос - длинная морковка, на голове красное ведёрко. Воспитатель в нарядной оранжевой дублёнке принесла снеговику метлу, да не простую метлу, а с большим красным бантом. Снеговик глаз от метлы отвести не может. Дети смотрят на снеговика, радуются и каждый говорит: «Вот это снеговик!»
Логопед: - А теперь я предлагаю вам придумать свой рассказ (спросить 3-4 детей). Чтобы ничего не забыть, смотрите на схему.
Рассказы детей.
Логопед: - Молодцы, у вас получились хорошие рассказы!
6. Итог. (Образовательные области – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность).
Логопед: - О чем говорили? Что понравилось? Что показалось трудным? Скучным? Неинтересным?
Логопед обобщает: - Мы сегодня с вами учились составлять рассказы по картине, используя схему. Мне ваши рассказы очень понравились, а еще мы придумали название картине.
Оценка работы детей.