I. Организационный момент
II. Основная часть
1. Упражнения на развитие пространственной ориентировки
2. Упражнения на выделение общего согласного звука в словах
3. Сообщение темы и цели занятия
4. Повторение характеристик звуков
5. Упражнение на определение наличия звуков «Ж», «Ш» в словах
6. Упражнение на определения места звуков «Ж», «Ш» в словах
7. Развитие порядкового звукового анализа
8. Комбинированное упражнение на развитие мелкой моторики и количественного звукового анализа
9. Выкладывание схемы слова «одежда»
10. Уточнение значения слов «справа», «слева», «между»
11. Физминутка с элементами психогимнастики
12. Игра «Найди буквы»
13. Чтение слогов с одновременным развитием пространственной ориентировки
14. Игра «Не ошибись»
15. Списывание слов в тетрадь
III. Итог занятия
№ п/п | Содержание | Примечания |
I | - Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас на занятии. Сегодня на занятии мы будем | |
II 1. | Основная часть Развитие пространственной ориентировки Игра «Клоун» - Поднимите вверх правую руку - А теперь левую. - Похлопайте правой рукой по левому плечу. - А теперь левой рукой коснитесь кончика носа. Молодцы! - Рассмотрите предметы, изображенные на слайде. Назовите предмет в правом верхнем углу; в левом нижнем углу; в правом нижнем углу; в левом верхнем углу. | Ученикам предъявляется слайд с картинками, расположенными в углах Картинки: жираф, мыши, кошка, ежи |
2. | Упражнение на выделение общего согласного звука в словах - Назовите общий согласный звук в словах «лыжи» «жаба» «кружок» - Назовите общий согласный звук в словах «уши» «шалаш» «каша» | Звук «Ж» Звук «Ш» |
3 | Сообщение темы и цели занятия - Ребята, попробуйте догадаться, какие звуки мы будем различать сегодня на занятии. - Правильно. Тема нашего занятия «Звуки «Ж» - «Ш». Мы будем учиться различать эти звуки в словах | Звуки «_Ж_» - «_Ш_» |
4 | Повторение характеристик звуков Ж – согласный, звонкий, всегда твёрдый Ш – согласный, глухой, всегда твёрдый | У каждого ученика по три пирамидки, с четырьмя гранями. На гранях пирамидок изображено: пирамидка - красный и синий круги пирамидка - колокольчик, зачеркнутый колокольчик пирамидка – камень и травка Ученики поворачивают пирамидки нужной гранью. Таким образом дают характеристику звуков «_Ж_» - «_Ш_» |
| Чтение слогов с одновременным подниманием рук. Под каждым слогом прописаны буквы: В - поднять вверх обе руки, П - правую руку вверх, Л - левую руку вверх ЖА ШУ ШИ ЖА ШО ЖИ ЖУ В Л В П Л П В | Слайд со слогами |
|
5 | Упражнение на определение наличия звуков «_Ж__» - «_Ш__» в словах: ложка, груша, ландыши, журнал, школа, лужа, шар, чашка, Женя, Даша | Ученики, услышав в слове звук «_Ш__» складывают руки в виде шарика (соединяют кончики пальцев). При наличии в слове звука «Ж» изображают жука: сжимают пальчики в кулачок, указательный и мизинец разводят в стороны |
6 | Упражнение на определение места звуков в названиях картинок: машина, нож, жук, | Слайд |
7 | Развитие порядкового звукового анализа - Какой по счету звук «Ж» в словах: ножи, кружка, ужи - Какой по счету звук «_Ш_» в словах: лягушка, мешок, шум | Учащиеся показывают ответ с помощь звуковых линеек |
8 | Упражнение на развитие мелкой моторики рук Кулинары - Мы тесто месили, мы тесто месили: нас тщательно все промесить попросили, но сколько не месим и сколько не мнем, комочки опять и опять достаем. Определите количество звуков в словах - Положите на левую ладонь столько горошин, сколько звуков в словах: шар, жара, горошина, - Положите на правую ладонь столько горошин сколько звуков в словах: | Ученики опускают руки в емкости с горохом, делают движения имитирующие работу рук при замешивании теста и проговаривают текст. |
9 | Отгадывание загадки. Выкладывание схемы слова Змея на дерево вползла, Собою дерево спасла: Когда ветры налетели, Она дерево согрела. (Шарф) | Учащиеся, используя знаки звуков, выкладывают схему слова |
11 | Физминутка Ножки, ножки (Показывают поочерёдно ноги) Где вы были? За дровами в лес ходили! (Притопы вправо и влево) Ручки, ручки, где вы были? (Поворачивают и показывают руки) Мы в лесу дрова рубили. (Движения руками - «Дровокол») Ух, ух, ух, ух! | |
12 | Игра «Угадай, где буквы?» На слайде имеется изображение одной буквы «И», остальных буквы закрыты предметами. Детям дается задание с помощью подсказки отгадать, где находятся заданные буквы. - Буква «_Ж_» находится выше и правее буквы «И». Найдите букву Ж - Буква «__Ш__» находится ниже и левее буквы «И». Скажите за каким предметом спряталась буква «Ш» Прочитайте получившиеся слоги. Закрепление правила написания ЖИ, ШИ | Учащиеся называют предмет, за которым, по их мнению, спряталась заданная буква. |
13 | Игра «Не ошибись» На слайде записаны слова, в которых пропущены буквы. Учащимся предлагается назвать пропущенную букву. Назвать одним словом. | Слова: …илет, …уба, варе…ки, …орты, пи…ама, руба…ка |
15 | Списывание слов в тетрадь | |
III | Подведение итогов занятия Чему учились на занятии? Какое задание вам понравилось больше всего? | |