СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия в подготовительной группе. Тема: «Ледяная зона.».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление с окружающим миром.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия в подготовительной группе. Тема: «Ледяная зона.».»

Конспект занятия «Ледяная зона».

Подготовила : Ханова А.Е.

Цель: формировать у детей представление о климатических зонах: ледяной зоне (особенности климата, растительного и животного мира).

Задачи:

-закреплять представление о приспособлении растений и животных к условиям северного климата

-расширять знания детей о белом медведе;

-обогащать и активизировать словарь детей: морж, тюлень, северное сияние, полярная ночь;

-развивать умения свободного участия в диалоге;

- учить аргументированным ответам на вопросы;

-развивать интерес к природе разных климатических зон.



Оборудование: картина-модель «Север», картинки с изображением полу силуэта зверей Севера ,картина «Северное сияние».



Предварительная работа: чтение рассказов о природе Севера (С.Ивченко «Удивительные леса», А.Рогожин «Северные мотивы», В.Есаулов «Арктическое чудо»). Рассматривание иллюстраций.

Ход непосредственно образовательной деятельности

К нам в группу пришло письмо из редакции «Вокруг света». Дело в том, что выпуск нового номера задерживается. А в редакции узнали, что в нашей группе живут наблюдательные и любознательные ребята, поэтому они предлагают нам с вами отправиться в экспедицию для сбора информации о Ледяной зоне.

Ну, что принимаем предложение?

— Да!

— Тогда одеваем теплую одежду. (Дети имитируют одевание).

Захватим с собой блокнот для записей, авторучку, папку для сбора материала, фотоаппараты.

Нам только надо решить: на чем лучше всего отправляться на это задание.

( Рассуждения детей).

Договариваемся лететь на « самолёте» (быстрее, удобнее)

- Итак, заводим « мотор». В путь!

Руки в стороны - в полет.

Отправляем самолет,

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед.

Раз, два, три, четыре-

Полетел наш самолет. (Стойка ноги врозь, руки в стороны, поворот вправо; поворот влево.)

Приземлились на коврик с картиной « Север»

- Где это мы приземлились? (В ледяной зоне)

-Давайте оглядимся. Что вы ощущаете?

Дети рассказывают о климате Севера.

Это Север. Здесь очень холодно, целый год морозы, кругом лёд.

-Ребята, я вас плохо вижу. Почему тут так темно?

Дети: Это полярная ночь. Она длиться зимой несколько месяцев. Свет излучает только снег и звезды, когда тихо и нет метели.

-А кто же здесь может жить в таких суровых условиях?

-Здесь живут белые медведи, моржи, тюлени, пингвины. Питаются рыбой. У всех животных запасы жира и густая шерсть, маленькие уши (чтобы сохранять тепло). У пингвинов есть ласты, чтобы быстро плавать в воде.

Вместо картинки белого медведя ставлю на мольберт картинку бурого. Дети замечают ошибку и доказывают, что бурый медведь здесь не выживает. Это травоядное животное. И шерсть не приспособлена для жизни в этой зоне и т.д.

Дети замечают домик. Из него выходит зоолог.(ребёнок)

-Здравствуйте дети. Я зоолог. Зоология - наука о животных.

Дети просят его ответить на несколько вопросов.

  1. Почему белый медведь белый?

Белая окраска делает его незаметным на снегу. И горе зазевавшемуся тюленю, который выбрался из полыньи, чтобы подышать.

  1. А почему белый медведь не скользит на льду?

А не скользят белые медведи, потому что на подошвах ног имеется жесткая шерсть. Это и позволяет ему спокойно перемещаться по скользкой поверхности. Крупные ногти на лапах позволяют медведю удерживать крупную добычу.

  1. Впадают ли белые медведи в зимнюю спячку?

Белые медведи, как это ни удивительно, почти не спят! То есть спят-то они нормально, как и летом, а вот в зимний сон они не впадают, т.к. температура тела их почти не падает, и в любой момент они могут проснуться. В зимний сон впадают только беременные самки и выкармливающие новорожденных детенышей самки.

4.Так почему же белый медведь не замерзает?

Оказывается под кожей белого медведя (кстати, кожа его черного цвета, чтобы быстрее высыхать на солнце) находится толстый 10 см-слой жира, который не только греет арктического жителя в суровые морозы, но и позволяет ему легко и быстро перемещаться в воде, а также глубоко нырять под воду. Подкожный жир не замерзает даже при сверх низких температурах, так что белый медведь не опасается замерзнуть в арктических льдах и полярных сугробах.

5.Как охотятся белые медведи?

Затмив тюленя, белый медведь бесшумно подкрадывается к нему, если жертва замечает опасность, то хищник замирает на месте, при этом закрывает лапой глаза и нос, поскольку эти черные участки тела могут обнаружить его. Когда тюлень успокаивается, медведь начинает приближаться к нему мелкими шагами и даже ползком. В нескольких метрах от тюленя, медведь бросается на него и оглушает ударом мощной лапы.

Проводится подвижная игра « Белые медведи».

На краю площадки, представляющей собой море, очерчивается небольшое место – льдина, на которой стоит водящий — «белый медведь»

Остальные «медвежата» произвольно размешаются по всей площадке

«Медведь» рычит: «Выхожу на ловлю!» — и бежит ловить «медвежат»

Поймав одного «медвежонка», отводит его на льдину, затем ловит другого

Два пойманных «медвежонка» берутся за руки и начинают ловить остальных играющих.

Поймав кого-нибудь, два «медвежонка» соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: «Медведь, на помощь!»

«Медведь» подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину

Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят остальных «медвежат»

Когда будут переловлены все «медвежата» - игра заканчивается

Побеждает последний пойманный игрок, который и становится «белым медведем»

- А растительность здесь хоть какая-нибудь есть?

Растений здесь очень мало: слишком суровы условия. Всюду расстилаются покрытые снегами ледяные поля, да темнеют на островах и побережье голые скалы и каменистые россыпи. Даже там, где растениям не мешают льды и снега, их губят сильные ветры. Только местами, в защищенных от ледяного дыхания низинах, успевают образоваться за короткое лето небольшие «оазисы». Но и здесь растения не тянутся вверх, а прижимаются к земле: так им легче устоять против ветра. Едва успевает сойти снег, как уже появляются первые цветы. Развиваются они очень быстро, потому что солнце светит круглые сутки.

- Ну что, давайте эту зону « сфотографируем»

Молодцы интересный материал собрали. А теперь пора возвращаться домой.

Звукозапись самолёта. Дети возвращаются в детский сад.

- Ребята, пока мы летели на « самолёте», я напечатала « фотографии». Давайте посмотрим, что у нас получилось. (Картинки.)

-Дети берут картинку и говорят ,что на ней изображено.

- Ребята, несколько фотографий не получилось. Чтобы на них могло быть? (На рисунке прорисована одна половина картинки. Детям нужно дорисовать вторую половину.)

Дети дорисовывают и рассматривают, что у них получилось.

- Молодцы, вы настоящие знатоки, во всем разобрались, всё записали, сфотографировали.



















Список используемой литературы:

Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М.: АРКТИ, 2001. - 128с.

Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста [Текст] - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.-496 с.