Конспект занятия «Ледяная зона».
Подготовила : Ханова А.Е.
Цель: формировать у детей представление о климатических зонах: ледяной зоне (особенности климата, растительного и животного мира).
Задачи:
-закреплять представление о приспособлении растений и животных к условиям северного климата
-расширять знания детей о белом медведе;
-обогащать и активизировать словарь детей: морж, тюлень, северное сияние, полярная ночь;
-развивать умения свободного участия в диалоге;
- учить аргументированным ответам на вопросы;
-развивать интерес к природе разных климатических зон.
Оборудование: картина-модель «Север», картинки с изображением полу силуэта зверей Севера ,картина «Северное сияние».
Предварительная работа: чтение рассказов о природе Севера (С.Ивченко «Удивительные леса», А.Рогожин «Северные мотивы», В.Есаулов «Арктическое чудо»). Рассматривание иллюстраций.
Ход непосредственно образовательной деятельности
К нам в группу пришло письмо из редакции «Вокруг света». Дело в том, что выпуск нового номера задерживается. А в редакции узнали, что в нашей группе живут наблюдательные и любознательные ребята, поэтому они предлагают нам с вами отправиться в экспедицию для сбора информации о Ледяной зоне.
Ну, что принимаем предложение?
— Да!
— Тогда одеваем теплую одежду. (Дети имитируют одевание).
Захватим с собой блокнот для записей, авторучку, папку для сбора материала, фотоаппараты.
Нам только надо решить: на чем лучше всего отправляться на это задание.
( Рассуждения детей).
Договариваемся лететь на « самолёте» (быстрее, удобнее)
- Итак, заводим « мотор». В путь!
Руки в стороны - в полет.
Отправляем самолет,
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре-
Полетел наш самолет. (Стойка ноги врозь, руки в стороны, поворот вправо; поворот влево.)
Приземлились на коврик с картиной « Север»
- Где это мы приземлились? (В ледяной зоне)
-Давайте оглядимся. Что вы ощущаете?
Дети рассказывают о климате Севера.
Это Север. Здесь очень холодно, целый год морозы, кругом лёд.
-Ребята, я вас плохо вижу. Почему тут так темно?
Дети: Это полярная ночь. Она длиться зимой несколько месяцев. Свет излучает только снег и звезды, когда тихо и нет метели.
-А кто же здесь может жить в таких суровых условиях?
-Здесь живут белые медведи, моржи, тюлени, пингвины. Питаются рыбой. У всех животных запасы жира и густая шерсть, маленькие уши (чтобы сохранять тепло). У пингвинов есть ласты, чтобы быстро плавать в воде.
Вместо картинки белого медведя ставлю на мольберт картинку бурого. Дети замечают ошибку и доказывают, что бурый медведь здесь не выживает. Это травоядное животное. И шерсть не приспособлена для жизни в этой зоне и т.д.
Дети замечают домик. Из него выходит зоолог.(ребёнок)
-Здравствуйте дети. Я зоолог. Зоология - наука о животных.
Дети просят его ответить на несколько вопросов.
Почему белый медведь белый?
Белая окраска делает его незаметным на снегу. И горе зазевавшемуся тюленю, который выбрался из полыньи, чтобы подышать.
А почему белый медведь не скользит на льду?
А не скользят белые медведи, потому что на подошвах ног имеется жесткая шерсть. Это и позволяет ему спокойно перемещаться по скользкой поверхности. Крупные ногти на лапах позволяют медведю удерживать крупную добычу.
Впадают ли белые медведи в зимнюю спячку?
Белые медведи, как это ни удивительно, почти не спят! То есть спят-то они нормально, как и летом, а вот в зимний сон они не впадают, т.к. температура тела их почти не падает, и в любой момент они могут проснуться. В зимний сон впадают только беременные самки и выкармливающие новорожденных детенышей самки.
4.Так почему же белый медведь не замерзает?
Оказывается под кожей белого медведя (кстати, кожа его черного цвета, чтобы быстрее высыхать на солнце) находится толстый 10 см-слой жира, который не только греет арктического жителя в суровые морозы, но и позволяет ему легко и быстро перемещаться в воде, а также глубоко нырять под воду. Подкожный жир не замерзает даже при сверх низких температурах, так что белый медведь не опасается замерзнуть в арктических льдах и полярных сугробах.
5.Как охотятся белые медведи?
Затмив тюленя, белый медведь бесшумно подкрадывается к нему, если жертва замечает опасность, то хищник замирает на месте, при этом закрывает лапой глаза и нос, поскольку эти черные участки тела могут обнаружить его. Когда тюлень успокаивается, медведь начинает приближаться к нему мелкими шагами и даже ползком. В нескольких метрах от тюленя, медведь бросается на него и оглушает ударом мощной лапы.
Проводится подвижная игра « Белые медведи».
На краю площадки, представляющей собой море, очерчивается небольшое место – льдина, на которой стоит водящий — «белый медведь»
Остальные «медвежата» произвольно размешаются по всей площадке
«Медведь» рычит: «Выхожу на ловлю!» — и бежит ловить «медвежат»
Поймав одного «медвежонка», отводит его на льдину, затем ловит другого
Два пойманных «медвежонка» берутся за руки и начинают ловить остальных играющих.
Поймав кого-нибудь, два «медвежонка» соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: «Медведь, на помощь!»
«Медведь» подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину
Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят остальных «медвежат»
Когда будут переловлены все «медвежата» - игра заканчивается
Побеждает последний пойманный игрок, который и становится «белым медведем»
- А растительность здесь хоть какая-нибудь есть?
Растений здесь очень мало: слишком суровы условия. Всюду расстилаются покрытые снегами ледяные поля, да темнеют на островах и побережье голые скалы и каменистые россыпи. Даже там, где растениям не мешают льды и снега, их губят сильные ветры. Только местами, в защищенных от ледяного дыхания низинах, успевают образоваться за короткое лето небольшие «оазисы». Но и здесь растения не тянутся вверх, а прижимаются к земле: так им легче устоять против ветра. Едва успевает сойти снег, как уже появляются первые цветы. Развиваются они очень быстро, потому что солнце светит круглые сутки.
- Ну что, давайте эту зону « сфотографируем»
Молодцы интересный материал собрали. А теперь пора возвращаться домой.
Звукозапись самолёта. Дети возвращаются в детский сад.
- Ребята, пока мы летели на « самолёте», я напечатала « фотографии». Давайте посмотрим, что у нас получилось. (Картинки.)
-Дети берут картинку и говорят ,что на ней изображено.
- Ребята, несколько фотографий не получилось. Чтобы на них могло быть? (На рисунке прорисована одна половина картинки. Детям нужно дорисовать вторую половину.)
Дети дорисовывают и рассматривают, что у них получилось.
- Молодцы, вы настоящие знатоки, во всем разобрались, всё записали, сфотографировали.
Список используемой литературы:
Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М.: АРКТИ, 2001. - 128с.
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста [Текст] - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.-496 с.