Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей города Димитровграда Ульяновской области»
Тимофеева Екатерина Алексеевна,
педагог дополнительного образования
Конспект занятия «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОЖАТЫХ НА ОТРЯДЕ»
Начнем со знакомства. Вы знакомитесь со своим будущим напарником. Расскажите друг другу о себе то, что считаете нужным. Особенности своего характера и темперамента, чего от вас можно ожидать в критических ситуациях, в случае переутомления и, особенно в общении с детьми. Какой опыт работы с детьми у вас есть, какой багаж за плечами, с каким настроением едете на смену, какие есть опасения.
Помните, в том, что касается работы, у вас друг от друга не должно быть секретов. И как бы в дальнейшем ни сложились ваши личные отношения, для детей вы должны быть идеальной парой и любимыми напарниками.
Все ваши ссоры, выяснения отношений, несогласия — не при детях. Видите, что напарник не прав, не стоит мгновенно реагировать и «спасать» ситуацию. Отзовите в сторону и поговорите. Прислушивайтесь друг к другу, поддерживайте авторитет своего напарника.
Соблюдайте в работе равноправие и единство требований. Будьте принципиальны друг с другом (выработаете с детьми), но в тоже время внимательны, терпимы и доброжелательны. Не давайте друг другу умереть на работе. Вас двое, иногда кто-то может выспаться (извечная вожатская проблема). Разумно распределяйте работу, чтобы кто-то из вас не был «всю смену на арене». Сотрудничайте!
Вожатый – вожатый (напарник) - Прислушивайтесь друг к другу, поддерживайте авторитет своего напарника. Соблюдайте в работе равноправие и единство требований. Будьте принципиальны друг с другом (вы работаете с детьми), но в то же время внимательны, терпимы и доброжелательны. Не давайте друг другу 'умереть на работе'. Вас двое, иногда кто-то может выспаться (извечная вожатская проблема). Разумно распределяйте работу, чтобы кто-то из вас не был 'всю смену на арене'. Сотрудничайте! В большинстве случаев, чем удачнее сложена работа напарников-вожатых, тем дружнее отряд и тем лучше настроение у детей.
Помните! ЗАПРЕЩЕНО выяснять отношения между вожатыми в присутствии детей, обсуждать детей, обсуждать решения администрации вместе с детьми, решать вопросы личного характера.
Основные принципы взаимодействия с напарником:
- ответственность
- самодисциплина
- ЕПТ (единые педагогические требования)
- взаимодополняемость
- взаимопомощь
Вожатый - воспитатель - Если в Вашем лагере используется система связок вожатый - воспитатель, то прежде всего разграничьте обязанности. Бывает, что воспитатели хотят принимать участие в общении с детьми наравне с вожатым. Стоит еще до первого собрания с детьми поговорить с воспитателем об обязанностях и правах друг друга.
Взаимодействие с педагогическим коллективом. Отношения с администрацией.
1. Ведите себя достойно.
2. На первой планерке выясните все отношения – познакомьтесь с администрацией, определитесь с порядками, «что можно, что нельзя» и т.д.
3. Выясните кому из администрации (не всегда директору) подавать жалобы и предложения.
Отношения с персоналом:
Первый и самый главный принцип: будьте людьми, но не позволяйте садиться себе на шею. Со всеми людьми в лагере здоровайтесь. Если вы действительно приехали в лагерь работать, если вы любите детей и хотите для них лучшего, то уважение к вам почти гарантировано. Это “почти” возникает из-за того, что иногда встречаются люди, которые изначально к вам плохо относятся и не меняют свою точку зрения, чтобы вы ни делали. Если у вас возникли проблемы с кем-то из персонала, не решайте их при детях. Если вам хамят, сохраняйте спокойствие и оставайтесь вежливыми. Фишечка в общении с персоналом: если что-то просите, просите для детей, то есть вместо “нужно мне” используйте “нужно детям”.
Вожатый - вожатый “со стороны” - Здесь важно договориться, распределить функции так, чтобы никому не было обидно. И приготовиться к тому, что напарник ничего не умеет и все придется делать самому. Кроме того, возникает опасность того, что напарник воспользуется "дешевым" авторитетом. В этом случае может получиться игра "добрый - злой вожатый". Если вы не согласны быть злым вожатым, то поговорите с напарником об этом.
Вожатый - директор - Как правило, непосредственного контакта между директором и вожатым нет, так как решение всех проблем проходит через старшего вожатого. Если все же пришлось разговаривать с директором, сохраняйте спокойствие и не спорьте.
Вожатый - старший вожатый - Если старший вожатый из вашего вожатского отряда, то все замечательно: он вам поможет, посоветует почти в любой ситуации. Если нет, то надо постараться наладить с ним контакт. Если есть старший вожатый и старший воспитатель, можно посмотреть, с кем из них у вас контакт лучше и в случае конфликтов и проблем обращаться к нему.
Вожатый - старший воспитатель - Если в вашем лагере есть старший воспитатель и если старший вожатый из вашего вожатского отряда, то все ваше общение со старшим воспитателем следует сводить через старшего вожатого.
Вожатый – тех.персонал - Для поддержания хороших отношений важно выполнять все их разумные требования.
Вожатый - работники столовой - Следите, чтобы дети убирали за собой.