1. Орг. момент – Сядет тот, кто отгадает мои загадки Странная звездочка Что за нелепый человек С неба упала Пробрался к нам? Мне на ладошку Морковка – нос, в руке – метла, Легла и пропала. Боится солнца и тепла. (снежинка) (снеговик) Художник-невидимка Прозрачен, как стекло, По городу идет: Да не вставишь его в окно. Всем щеки нарумянит, (лед) Всех ущипнет за нос. (мороз) Наступили холода, Он летает белой стаей, Обернулась в лед вода, И сверкает на лету. Длинноухий зайка серый Он звездой прохладной тает Обернулся зайкой белым. На ладони и во рту. Перестал медведь реветь – (снег) В спячку впал в бору медведь. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (зимой) 2. Беседа о времени года – Как вы думаете, какое сейчас время года? – Как вы догадались? – Какой день зимой? – Какая ночь? – Перечислите зимние месяцы. - Если зимой холодно, то какая это зима? (Холодная). - Если зимой снежно, то какая это зима? (Снежная). - Если зимой морозно, то какая это зима? (Морозная). - Если зимой очень холодно, дуют сильные ветры, то какая это зима? (Студеная). |
Упражнение «Какой? Какая? Какое?» а) Зима какая? – (холодная, снежная, морозная, …). Снег какой? — (белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий,…). День какой? — (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…). Ночь какая? — (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная…). Лед какой? — (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…). Сосулька какая? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая…). б) О чем можно сказать: Морозный что? — день, вечер, ветер… Холодная что? — … (погода, зима, ночь, сосулька…). Снежное что? — … (дерево, облако, озеро…). Ледяные что? — … (дороги, сосульки, горки…). в) Что делает? Метель (что делает)? — вьется, бушует, воет, метет… . Снег (что делает?) — идет, летит, падает, кружится… . Дети (что делают?) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются… |
Образование родственных слов. «Тихо, тихо, как во сне, Падает на землю. (Снег.) С неба всё скользят пушинки — Серебристые. (Снежинки.) На дорожки, на лужок Всё снижается. (Снежок.) Вот веселье для ребят — Всё сильнее. (Снегопад.) Все бегут вперегонки, Все хотят играть в. (Снежки.) Словно в белый пуховик Нарядился. (Снеговик.) Рядом снежная фигурка — Эта девочка —. (Снегурка.) На снегу-то, посмотри — С красной грудкой. (Снегири.) Словно в сказке, как во сне, Землю всю украсил. (Снег.)» |
Игра «Какой бывает снег?» (раздаточные карточки) Расскажите о снеге. Какой бывает снег? Скажи не торопясь. И за каждый признак снежок раскрась. Дети получают карточки и называют слова-признаки, а затем на своей карточке раскрашивают цветным карандашом.(синий, голубой) Слова-признаки: лёгкий, белый, пушистый, сверкающий, блестящий, рыхлый, плотный, липкий, рассыпчатый… |
Игра «Верно или нет?» (картинка) Дети подходят к доске и рассматривают картинку. Логопед: Про картинку дай ответ: всё здесь верно или нет? Кто здесь расстроен, кто боится, кто удивлён, кто веселится? Ответы детей: Девочка веселится – она катается на коньках. Мальчик веселится – он катает снежный ком и лепит снеговика. Медведь зимой спит, а не собирает цветы. (Не бывает.) и т.д. |