СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспекты с мнемотаблицами

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспекты с мнемотаблицами. Серия занятий средний и старший возраст

Просмотр содержимого документа
«Конспекты с мнемотаблицами»

Составление рассказа «Осень» (средняя группа)

Обучающие задачи:

  • упражнять детей в умении рассказывать о временах года (осень) с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности;

  • развивать словарный запас — называть отличительные признаки осени и диких животных (заяц, волк), используя мнемотехническую таблицу;

  • активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ об осени.

Развивающие задачи:

  • продолжать развивать психические процессы: память, вни­мание, наглядно-действенное мышление;

  • формировать умение соотносить знаковые символы с об­разом.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать доброе отношение к природе, проявлять за­боту о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость де­тей — пожалеть, утешить, подарить;

  • приучать детей к выполнению элементарных правил куль­туры поведения.

Наглядныйматериал: мнемотаблицы «Заяц», «Волк» (см. стр. ООО), «Осень»; игрушка-заяц и шапочка-маска волка для него, морковка-контейнер с угощением для ребят, свеча, маг­нитофонные записи (плач зайки; П. И. Чайковский «Октябрь»),

Предварительнаяработа:

  • экскурсии и наблюдения в природе;

  • рассматривание и обсуждение символов по мнемотаблицам «Осень», «Волк», «Заяц»;

  • показ сказок «Теремок», «Колобок» по коллажу;

  • работа с тактильными дощечками;

  • пение песен про животных;

  • чтение стихов, потешек, рассказов и сказок про животных;

  • дидактические игры: «Когда это бывает?», «Кто в домике живет», «Кто что ест».

Ход занятия

Дети входят в группу. Звучит музыка П. И. Чайковского «Октябрь».

Педагог. Ребята, какое чувство вызывает у вас эта му­зыка? Какая это музыка?

Дети. Эта музыка спокойная, грустная, печальная, тре­вожная.

Педагог. Сегодня мы с вами поговорим об осени.

Звучит магнитофонная запись — плач зайки.

Но что я слышу: как будто кто-то плачет?

Появляется игрушка-зайчик с морковкой. Дальше педагог будет говорить и за зайчика Степашку.

Педагог. Здравствуй, Степашка, очень рады тебя видеть у нас в гостях. Давайте его погладим. Зайку мы не боимся, и он нас тоже не боится.

Ребятки гладят зайку рукой.

Педагог. А почему ты плачешь?

Степашка. Здравствуйте, ребятки. Я вас не боюсь, вы хорошие, добрые, животных не обижаете. А плачу я, потому что за мной гнался волк. Я собирал на своем огороде овощи, а волк, наверное, хотел отнять у меня морковку. Что же я от­несу своим зайчатам?

Педагог. Не плачь, зайка! Давайте, ребятки, сядем на стульчики и успокоим зайку. Как мы назовем зайку ласково?

Дети. Зайчик, заинька, зайчонок, заюшка, зайчишка.

Степашка. Спасибо, ребятки, какие вы добрые!

Педагог. Ребятки, давайте расскажем, что мы знаем про заиньку. В этом нам поможет таблица.

Рассказывание детьми по мнемотаблице «Заяц».

Степашка. Молодцы! Я очень люблю травку, капусту, морковку (плачет), а волк хотел отнять у меня морковку и все овощи (плачет).

Педагог. А сейчас узнаешь — ребятки тебе расскажут все про волка. В этом нам опять поможет помощница-табли­ца. Кто хочет рассказать про волка?

Рассказывание детьми по мнемотаблице «Волк».

Степашка. Спасибо, ребятки, значит, ему была не нужна морковка, он хотел съесть меня. Теперь я тоже знаю все про волка и смогу его перехитрить. Давайте поиграем в нашу заячью игру «Волк и зайцы».

Покружились, покружились —

В зайчиков превратились

Степашка «надевает» шапочку-маску волка, а остальные ребята «превращаются» в зайчиков.

«Зайчики» под легкую музыку прыгают, «волк» в конце игры догоняет «зайчиков», а они убегают от него.

Степашка.

Покружились, покружились —

И в ребяток превратились

Дети садятся на свои места.

Степашка. На улице холодно, я не люблю осень. А вы, ребятки, любите осень?

Дети. Не очень любим.

Педагог. А почему вы не любите осень?

Дети. Осенью бывает холодно, идет дождь, во дворе лужи.

Педагог. Но наши ребятки в лужу не пойдут.

Степашка. А почему?

Педагог. Степашка, как ты понимаешь выражение «Умный в лужу не пойдет, умный лужу обойдет»?

Степашка. Я умный, я бегаю по лужам — так здорово! Попробуйте, ребятки!

Педагог. Что ты, что ты, нельзя бегать по лужам!

Зайка. А почему? А вот я бегаю. Расскажите, почему нельзя бегать по лужам.

Дети. Можно промочить ноги и заболеть.

Педагог. Вот почему нельзя, Степашка, ходить и бегать по лужам.

Степашка. Да, сейчас я тоже лужи буду обходить. А ко­му нравится осень и почему? (Ответы детей.) Теперь я знаю, что в осени бывает что-то хорошее и что-то плохое.

Педагог. Ребятки, а какими словами можно начать рас­сказ про осень?

Осень

Осенью все деревья надевают разноцветный наряд. Подул сильный холодный ветер и сорвал с ветки листочек. Он поле­тел. Солнышко светит мало, часто идет дождь. В лесу после дождя появляются грибы. А мы во время дождя прячемся под зонтик.

Звучит тихая, спокойная музыка. Педагог вносит в группу свечу, ставит на стол.

Педагог. Пламя свечи — это символ тепла, любви и добра, и вот я вам передаю тепло, любовь, добро. Посмотрите на пламя свечи.

Пауза.

Педагог. Сейчас ручки положим на коленки и попытаем­ся вспомнить, чем мы сегодня занимались. Все дети внимательно

Дети. Наступила осень, пришла осень. Педагог. А какими словами можно закончить рассказ? Дети. Я люблю осень, потому что... Педагог. А сейчас давайте нашему зайчику расскажем все, что мы знаем про осень. В этом нам поможет наша по­мощница-таблица.

Рассказывание по мнемотаблице «Осень».

 

слушали музыку. Придумали ласковые слова зайчику. Кра­сивые рассказы про зайца и про волка придумали Наташа и Ксюша. Дружно играли в игру «Зайцы и волк». Придумывали начало и конец рассказа Геля и Вика.

Вы чудесно отдохнули, а сейчас занятие закончилось. У Степашки есть для вас угощение!

Составление рассказа по картине «Белочка» (подготовительная группа)

Обучающие задачи:

  • закрепить знания детей о том, как звери готовятся к зиме;

  • формировать понятия причинно-следственных связей и за­кономерностей в явлениях природы;

  • упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели.

Развивающие задачи:

  • развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;

  • продолжать развивать психические процессы: память, вни­мание, наглядно-действенное мышление.

Воспитательныезадачи:

  • воспитывать доброе отношение к животным, проявлять за­боту о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, помочь, утешить;

  • воспитывать интерес к природе, к животным.

Наглядныйматериал, картина «Белочка», аудиокассета

«Звуки леса», игрушка-ежик, шишки, желуди, грибы, ягоды ря­бины, сухие листочки. Альбомный лист с пустыми окружностя­ми, чтобы дети их заполняли, составляя рассказ про белочку, и такой же образец — у воспитателя; фломастеры на всех детей..

Предварительнаяработа:

  • чтение рассказа И. Соколова-Микитова «Белка»;

  • разучивание потешек, считалочек про белку;

  • разучивание стихотворения с одним из детей;

  • рассматривание картин и иллюстраций на тему «Животные леса»;

  • загадывание загадок про белку и ежа;

  • прослушивание аудиокассеты — музыка П. И. Чайковского «Октябрь».

Ход занятия

Педагог. Сегодня мы поговорим с вами о том, как не­которые звери готовятся к зиме. Послушайте загадку:

Вот художник так художник — Все леса позолотил, Даже самый сильный дождик Эту краску не отмыл. Отгадать загадку просим: Кто художник этот?

Дети. Осень.

Педагог. А вы хотите побывать в лесу? Дети. Хотим.

Педагог. Закройте глазки и представьте, что мы очути­лись в осеннем лесу.

Звучит фонограмма «Звуки леса».

Педагог. Посмотрите, как здесь красиво, спокойно. Какие красивые слова мы придумаем про осень, какая осень?

Дети. Осень золотая, поздняя, красивая, хмурая, дождли­вая, холодная, сухая.

Педагог. Ой, ребятки, посмотрите: за елочкой спрятался ежик (находит и показывает детям игрушку-ежика), он плачет. Что же с ним случилось? Ежик, почему ты плачешь?

Дальше педагог говорит и за Ежика.

Ежик. Скоро кончится осень, я сделал запасы на зиму — грибы, ягоды, корешки, яблоки. Сухими листьями утеплил свою норку. Но очень беспокоюсь о своей знакомой белочке, которую давно не видел. Помогите мне найти белочку. Ей надо помочь сделать запасы на зиму, а то она зимой замерзнет и погибнет.

Педагог. Ребятки, поможем Ежику найти белочку?

Дети. Поможем!

Педагог. Давайте возьмем Ежика и пойдем искать бе­лочку, а чтобы нам было веселее идти, поиграем в игру «Найди листок».

Педагог показывает детям какой-либо лист и предлагает найти такой же. Листья сравнивают, отмечают их сходства и различия. Затем педагог поднимает, например, кленовый лис­ток и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они полетели». Дети, в руках которых листья клена, кружатся под легкую музыку, а по команде воспитателя останавливаются. Игра повторяется с разными листьями и всеми листьями вместе.

Педагог. А вот, ребятки, мы и нашли белочку (показы­вает картину). На каком дереве сидит белочка — на листвен­ном или на хвойном? Как вы узнали? Где нашла свой домик белочка? А почему у нее домик так высоко? Что запасла бе­лочка к зиме?

А ты, Ежик, хочешь узнать о жизни белочки?

Ежик. Да!

Педагог. Тогда, Ежик, и вы, ребятки, садитесь на поляну и слушайте.

Дети садятся за столы, на которых лежат схемы-модели и фломастеры.

Педагог. Ежик, сейчас ребятки расскажут тебе про бе­лочку. В этом нам помогут наши помощницы — схемы-моде­ли, которые вы сами составите, если правильно ответите на вопросы.

В центральном кружочке пишем букву «Б» — почему?

Дети отвечают и пишут в центральном кружке букву «Б».

Педагог. Белка — это домашнее или дикое животное? Где она живет?

Дети отвечают и рисуют в кружочке №1 дерево с дуплом и дом.

Педагог. Как называются детеныши белки? Мама-белка большая, а бельчата?

Дети отвечают и рисуют в кружочке №2 маму-белку и бельчонка.

Педагог. Чему учит мама-белка своих бельчат? Приду­маем добрые слова про белку, какая белочка?

Дети описывают белку — без схемы, пишут в кружочке №3 слово «мама».

Педагог. А кто знает врагов белки?

Дети отвечают и рисуют в кружочке №4 зубы и ружье.

Педагог. Чем питаются белки?

Дети. Белки питаются грибами, шишками.

Педагог. Да, чтобы насытиться, белка должна за день опустошить двадцать восемь еловых шишек.

Дети в кружочке №5 рисуют орешки, грибы, ягоды, яблоки.

Педагог. Какую пользу приносят белки людям?

Дети отвечают и рисуют в кружочке Мб кисточку, шубу, шапку, хвост-мех (воротник).

Педагог. А какие вы знаете стихи, потешки, загадки о белке?

Дети отвечают и рисуют в кружочке № 7 букву «Я».

Педагог. А сейчас кто хочет рассказать про белку?

Составление рассказов детьми.

Ежик. Молодцы, ребятки, теперь я знаю, что моя знако­мая белочка сделала запасы на зиму. Я могу спокойно спать

зиму, а когда наступит весна, мы снова встретимся. А вы, ребятки, помогайте всем животным и птицам выжить в холод­ную зиму. До свидания, спасибо вам, ребятки!

Педагог. Давайте проводим Ежика до норки. Спи, Ежик, до весны, а нам надо вернуться в группу. Закрыли все глазки... На одной ножке покрутились — и в группу возвратились. Вот мы и опять в своей группе. Скажите, что вы сегодня делали? Что было вам трудно выполнять? А что легко? А вы запомни­ли врагов белочки?

Дети. Враги белочки — хищники, охотники. Педагог. Правильно, молодцы! А сейчас пойдем гулять, возьмем хлеб — покормим птиц.

Рассказ «Белочка»

Белочка — дикое животное, она живет в лесу. Высоко на дереве ее домик — дупло. Там тепло и уютно, там она выводит своих бельчат.

Белка маленькая, рыженькая, ушки у нее с кисточками, хвост длинный и пушистый.

Мама-белка учит своих бельчат выбирать дупло, правильно передвигаться с дерева на дерево, спасаться от врагов, соби­рать корм и делать запасы на зиму.

У белок есть враги. Главный враг — куница. Сильные и злые куницы преследуют белок, ловят их и поедают, разоряют дупла. Еще за белками охотятся люди — охотники с собаками. Умные собаки выслеживают белок. А охотник стреляет прямо в глаз белки, чтоб не испортить шкурку.

Педагог. Давайте расскажем зайке про лисенка.

Рассказывание по мнемотаблице «Лисенок».

Степашка. Молодец, Таня, сейчас я все знаю про лису и лисят. Давайте вспомним, как лиса бежала за зайцем. Поиграем в игру «Лиса и зайцы». Ребятки покружились, покружились — и в зайчиков превратились! А ты будешь лисой.

Педагог надевает на одного из детей шапочку-маску лисы.

На одной стороне группы «зайцы» (все дети) прячутся в «домик» (за спинку стула), «лиса» (один из детей в шапочке- маске лисы) — на противоположной стороне. В начале игры «зайцы» сидят в «домиках».

Педагог.

Зайцы скачут — скок, скок, скок —

На зеленый на лужок, на лужок,

Травку щиплют, кушают, Осторожно слушают — Не идет ли рыжая лиса?

«Зайцы» выпрыгивают из «домиков» и разбегаются по группе. Они то прыгают на двух ногах, то, согласно тексту, присажива­ются, «щиплют травку» и оглядываются, не идет ли «лиса». Ког­да воспитатель произносит последние слова — «рыжая лиса», «лиса» выходит из «норы» и бежит за «зайцами», стараясь их поймать (коснуться). «Зайцы» убегают в свои «домики», где «ли­са» их уже не может настигнуть. Игра проводится 2 раза.

Степашка. Молодцы, зайчики, быстро убежали от лисы! Покружились, покружились — и в ребяток превратились!

Дети садятся на стулья.

Степашка. Ребятки, расскажите про лису и про лисят еще раз. Я хочу запомнить ваш рассказ и рассказать своим зайчатам.

Педагог. А в этом нам поможет картина. (Вешает кар­тину «Лиса с лисятами».) Кто изображен на картине?

Дети. На картине изображены лиса и лисята.

Педагог. Где находится лиса?

Дети. Лиса находится в лесу, у своей норы.

Педагог. Почему вы так думаете?

Дети. Мы так думаем, потому что на картине нарисованы лес, нора, ветки, земля, листья.

Педагог. Подумайте и скажите, как здесь оказался мы­шонок?

Дети. Мышонок пробегал мимо, мама-лиса принесла его познакомить, поучить лисят.

Педагог. Какой лисенок вам больше всего понравился? Расскажите про него. Теперь расскажите про других лисят. А кто расскажет про маму-лису?

Дети рассказывают.

Педагог. Какими словами можно начать рассказ по кар­тине?

Дети. Жила-была лиса с лисятами... В лесу жила лиса с лисятами... Дело было летом... Однажды мама-лиса принесла мышку своим лисятам.

Педагог. Какими словами можно закончить рассказ?

Дети. Мне понравилась эта картина...

Педагог. А сейчас попробуем составить рассказ по кар­тине.

Рассказывание по картине.

Степашка. Молодцы, ребятки, я много узнал о лисе и запомнил ваш рассказ.

Педагог идет за ширму и зажигает свечу.

Педагог. Посмотрите на огонек свечи, подумайте о чем-нибудь хорошем и приятном. Как весело горит огонек! Он все­ляет в нас любовь друг к другу. Помогает обрести веру в себя и тех, кто рядом. Поможет всем нам стать красивыми душой.

Вот и закончилось наше занятие. Мы учились составлять рассказ по картине. Все внимательно слушали музыку. Хорошо рассказала про зайца Наташа. Хороший рассказ про лису у Насти, у Тани — рассказ про лисят. Много красивых слов приду­мали про зайца, лису, про лисят Максим, Саша...

Педагог гасит свечу баночкой.

Степашка. Я запомнил ваш рассказ, побегу домой и расскажу его своим зайчатам. А вас я угощаю морковкой, ку­шайте на здоровье. До свидания!

Лиса

Лиса — не домашнее животное, а дикое. Живет она в лесу. У нее четыре ноги. Тело покрыто густой рыжей шерстью. Хвост — большой и пушистый. Своих детенышей выкармли­вает молочком. Лиса — хищное животное, которая добывает себе еду: кур, петухов, мышей.