СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспек урока русского языка в 10 классе Русские писатели и учёные-лингвисты о русском языке

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исспользование исследовательского метода на уроках русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Конспек урока русского языка в 10 классе Русские писатели и учёные-лингвисты о русском языке»

Русский язык 10 класс

19 сентября

Тема: Русские писатели и учёные-лингвисты о русском языке

Цели: дать представление о происхождении языка и истории народа, создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Методы: исследовательский, самостоятельная работа, создание эмоционально-нравственных ситуаций, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

Ход урока:

  1. Беседа о домашних исследованиях на тему «Язык каждого народа создан самим народом»:

Устные краткие презентации (Климович Р. И Хохлова А.) Сдать на проверку на флешках (все).

  1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.

Работа с текстами.

А. А. Шахматов «Русский язык, его особенности. Вопрос об образовании наречий. Очерк основных моментов развития литературного языка»; И. И. Срезневский «Мысли об истории русского языка»*.

– Подготовьте по предложенным материалам воображаемое интервью с ученым-лингвистом на тему «История развития русского языка».

Данное задание направлено на достижение понимания основной мысли текста, создание условий для формирования умений и навыков работы с текстом. Игровая форма позволяет снизить психологический барьер, придает уверенность в своих знаниях.

3. Этап первичной проверки понимания изученного.

Заслушивание подготовленных интервью (Сальникова Л.), обсуждение.

4. Этап закрепления и применения изученного.

Задания для учащихся «Проверь себя».

«В наше время каждую секунду произносятся, пишутся, передаются в эфир миллиарды слов. Произнесенная кем-то фраза может буквально в считанные часы стать известной всему миру. И неважно, на каком языке она прозвучала. Газеты, радио, телевидение… Интернет, наконец!

Сегодня расстояний для человеческого общения практически не существует. Но давайте представим себе на минуту, что в мире исчез язык. Нет, не конкретно русский, японский, немецкий, английский, а язык вообще. Как универсальная знаковая система, как главное средство человеческого общения. Исчезли книги, газеты, почта, телефон… Как смогут люди понять друг друга? Чем воспользуются для этого? Жестами? Языком музыки, искусства? Да, конечно, богатейшая палитра звуков и красок, выразительная мимика могут вполне понятно рассказать о боли и радости, о любви и ненависти. Но все это – лишь область чувств и эмоций. Точностью же выражения человеческой мысли обладает только язык. Ему одному подвластны холодная логика рассуждений и порывы горячего сердца. Он может вознести человека на крыльях счастья, а может убить одним словом. Именно язык объединяет биологический вид Homo sapiens в единое сообщество – человеческое. Как возник язык на нашей планете? Кто вручил этот дар, объединяющий нас во времени и пространстве? Почему так по-разному говорят люди? Каждый шаг к ответу рождает новые вопросы. И хотя о языке уже известно многое, еще больше нам предстоит узнать. Ведь тайна человеческого языка – одна из самых удивительных на Земле».

1. Озаглавьте текст. Разбейте на абзацы в соответствии с количеством микротем.

2. Какова основная мысль данного текста?

3. В чем заключается позиция автора?

4. Приведите 2 аргумента, подтверждающих обоснованность позиции автора по проблеме данного текста.

5. Д/з письменно упр. 3. , устно Тест «Периоды развития русского языка» (материал к уроку № 4)

В упражнении выполнить все задания, тест сдать на флешках.

Карточка к самостоятельной работе

«В наше время каждую секунду произносятся, пишутся, передаются в эфир миллиарды слов. Произнесенная кем-то фраза может буквально в считанные часы стать известной всему миру. И неважно, на каком языке она прозвучала. Газеты, радио, телевидение… Интернет, наконец!

Сегодня расстояний для человеческого общения практически не существует. Но давайте представим себе на минуту, что в мире исчез язык. Нет, не конкретно русский, японский, немецкий, английский, а язык вообще. Как универсальная знаковая система, как главное средство человеческого общения. Исчезли книги, газеты, почта, телефон… Как смогут люди понять друг друга? Чем воспользуются для этого? Жестами? Языком музыки, искусства? Да, конечно, богатейшая палитра звуков и красок, выразительная мимика могут вполне понятно рассказать о боли и радости, о любви и ненависти. Но все это – лишь область чувств и эмоций. Точностью же выражения человеческой мысли обладает только язык. Ему одному подвластны холодная логика рассуждений и порывы горячего сердца. Он может вознести человека на крыльях счастья, а может убить одним словом. Именно язык объединяет биологический вид Homo sapiens в единое сообщество – человеческое. Как возник язык на нашей планете? Кто вручил этот дар, объединяющий нас во времени и пространстве? Почему так по-разному говорят люди? Каждый шаг к ответу рождает новые вопросы. И хотя о языке уже известно многое, еще больше нам предстоит узнать. Ведь тайна человеческого языка – одна из самых удивительных на Земле».

1. Озаглавьте текст. Разбейте на абзацы в соответствии с количеством микротем.

2. Какова основная мысль данного текста?

3. В чем заключается позиция автора?

4. Приведите 2 аргумента, подтверждающих обоснованность позиции автора по проблеме данного текста.