КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
по теме «Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы».
Учитель: Мельник Ю. А.
Дата проведения: 16.03.17.
Цели:
познакомить с понятием «безличные глаголы», с глаголами, которые относятся к переходным и непереходным;
обобщить и закрепить полученные знания о глаголе;
отрабатывать навыки определения времени, вида, наклонения и спряжения глагола;
развивать устную и письменную речь, орфографические и пунктуационные навыки;
воспитывать интерес к родному языку и чувство товарищества.
Планируемые результаты |
Предметные Знать, что такое безличные глаголы. Какие глаголы относятся к переходным, а какие к непереходным. Уметь находить безличные глаголы в тексте. Определять время, вид, наклонение, спряжение, переходность/непереходность глагола. | метапредметные Овладевать приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; уметь вести самостоятельный поиск информации; иметь способность преобразовывать, сохранять и предавать информацию, полученную в результате чтения и аудирования. | личностные Осознавать эстетическую ценность русского языка; уважительно относиться к родному языку, гордиться им; иметь потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры. |
Оборудование: учебник, тетрадь рабочая, тетрадь для правил (словарик), жетоны с заданием, карточки с правилами, солнышко из бумаги, жетоны.
Вид урока: урок изучения нового материала.
Ход урока
Оргмомент.
Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок, начинается урок.
Садитесь, пожалуйста. К уроку все готовы? Как ваше настроение?
Посмотрите на солнышко, которое пришло к нам в гости, мне хочется, чтобы у вас было такое же настроение, как у него. Улыбнитесь друг другу и мне. Наш урок сегодня пройдёт в форме игры. Вы поделены на две команды. Каждый из вас должен набрать максимальное количество жетонов для получения оценки на уроке, но и командное количество будет иметь значение. Чья команда больше всего соберет жетонов, та и выиграет.
Обмен тетрадями. Анализ проверки тетрадей.
Актуализация знаний.
Поиграем в игру «Не прерви цепочку». Она поможет нам обобщить полученные знания о глаголе и заработать заветный жетончик.
Что такое глагол?
Расскажите об инфинитиве.
Всегда ли НЕ с глаголами пишется раздельно?
Какие глаголы относятся ко второму спряжению? (Ко II спряжению относятся: – глаголы в неопределённой форме оканчивающиеся на
-ить (кроме брить, стелить); – 7 глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть; – 4 глаголана -ать: слышать, дышать, гнать, держать, а также все приставочные глаголы, образованные от них).
Продолжите цепочку: -бер- - -бир-, -тер- - -тир-… Объясните орфограмму.
Назовите времена глагола. Приведите пример.
Какие наклонения глагола вы знаете. Приведите примеры.
Какого вида бывают глаголы? Приведите примеры.
Как узнать –тся- или –ться – нужно писать в глаголе?
Что такое спряжение глагола? (Изменение по лицам и числам).
Изучение нового материала.
Откроем тетрадь и запишем число. Давайте послушаем музыку. (Звучит быстрая мелодия).
Что можно делать под эту мелодию? (Танцевать, прыгать, веселиться…)
Какие части речи вы назвали? Мы с вами сегодня поговорим не о простых глаголах, а о безличных. Как вы думаете, почему их так назвали?
Безличные глаголы – это глаголы, которые обозначают действие, совершающееся само по себе, без действующего лица. В предложении они всегда выступают в роли сказуемого, при котором нет и не может быть подлежащего.
Сравните
Как сильно пахнет полынь на межах. Там Русский дух, там Русью пахнет.
(Действие совершает полынь.) (Нет активного деятеля.)
- В предложении такие глаголы часто обозначают состояние человека и природы.
- Не изменяются по лицам и числам, т.е. не спрягаются.
- Изменяются по временам и могут употребляться в форме сослагательного наклонения.
Заглянем в учебник и посмотрим правило. Прочитайте его.
Возьмите тетрадь для правил, запишите краткую запись изученного.
Безличные глаголы – это глаголы, которые обозначают действие, совершающееся само по себе, без действующего лица. - В предложении они всегда выступают в роли сказуемого, при котором нет и не может быть подлежащего. - В предложении такие глаголы часто обозначают состояние человека и природы. - Не изменяются по лицам и числам, т.е. не спрягаются. - Изменяются по временам и могут употребляться в форме сослагательного наклонения. Там Русский дух, там Русью пахнет. (Нет активного деятеля.) |
Выполним устно упражнение №____. Нужно определить в какой форме употреблены глаголы-сказуемые.
ФИЗМИНУТКА
Поскачите, попляшите,
Сядьте тихо, полежите.
Поднимитесь, распрямитесь.
Потянитесь и согнитесь.
Встаньте прямо, улыбнитесь.
Глагол может быть переходным и непереходным. Переходные глаголы обозначают действие, которое переходит на определенный предмет. Этот предмет выражается чаще всего с помощью существительного в В.п. без предлога. Перех. Смотрю (что?) фильм. Все остальные глаголы непереходные. К непереходным также глаголы с суффиксами –СЯ, и –СЬ. Неперех. Неперех. Поехать в Москву. Улыбаться другу. |
Продолжим изучать глагол. Глагол, ребята, очень сложная часть речи. Кроме того, что мы с вами уже о нем знаем, он ещё и может быть переходным и непереходным.
Переходные глаголы обозначают действие, которое переходит на определенный предмет. Этот предмет выражается чаще всего с помощью существительного в В.п. без предлога.
Смотрю (что?) фильм.
Все остальные глаголы непереходные. К непереходным также глаголы с суффиксами –СЯ, и –СЬ.
Поехать в Москву.
Улыбаться другу.
Дома вклеите правило себе всловарик.
ГЛАГОЛЫ Переходные Непереходные обозначают действие, все остальные которое переходит на (Поехать в Москву.) определенный предмет. +гл. с суф-ми –СЯ, и –СЬ. Этот предмет выражается (Улыбаться другу.) чаще всего с помощью существительного в В.п. без предлога. Смотрю (что?) фильм. |
Закрепление материала.
Выполним упражнение у доски. Есть возможность получить жетон. Нужно заполнить таблицу, поясняя вслух принадлежность глагола к той или иной категории.
Слайд 11.
Словосочетание с перех. глаголом | Словосочетание с неперех. глаголом |
Писать статью Читал текст Смотришь видеофильм Обошёл посадки Проспать передачу Возьмите диск | Войти в дом Строиться в Петербурге Шел лесом Коснусь плечом Вырвалась на волю Блестело на траве Создается журналистом |
Ещё одно задание на жетон. Перед вами раздаточный материал, на нем написаны глаголы. Вам нужно выделить окончание, определить вид, наклонение и время глагола.
(Самостоятельная работа детей). Поднимают руки, отвечают. По 1 глаголу. Вслух дети озвучивают полученный результат. Если ответ верный, то получают жетон).
Дополнительное задание
Подчеркнуть только безличные глаголы. (Меня морозит. Светает. Ветер несёт листья по дорожке. Уже холодает. К утру подморозило. В лесу пахнет весною. Духи приятно пахнут. Как аукнется, так и откликнется.)
Итог урока, рефлексия
Что нового вы узнали на уроке? Что вам показалось сложным? Что понравилось на уроке? Давайте посчитаем наши жетоны и выставим оценки за урок. А теперь общее командное количество жетонов выявит победителя. Молодцы! Поздравляю с победой.
Домашнее задание
Выучить новые правила, повторить все изученное о глаголе, сочинить сказку про глагол и оформить её.
Раздаточный материал:
Ф.И._________________________________________________ Нужно выделить окончание, определить вид, наклонение и время глагола. Рисую, бегу, читал, смотрели, выучу, думаю, пишу, катался, решал, напишу, исправят, поспеем, получил, нарисовал. |
Дополнительное задание Подчеркнуть только безличные глаголы. (Меня морозит. Светает. Ветер несёт листья по дорожке. Уже холодает. К утру подморозило. В лесу пахнет весною. Духи приятно пахнут. Как аукнется, так и откликнется.) |
Распредели словосочетания в 2 столбика.
Писать статью, войти в дом, читал текст, строиться в Петербурге, смотришь видеофильм, обошёл посадки, шел лесом, коснусь плечом, вырвалась на волю, проспать передачу, возьмите диск, блестело на траве, создается журналистом.
Словосочетание с перех. глаголом | Словосочетание с неперех. глаголом |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Глагол может быть переходным и непереходным. Переходные глаголы обозначают действие, которое переходит на определенный предмет. Этот предмет выражается чаще всего с помощью существительного в В.п. без предлога. Перех. Смотрю (что?) фильм. Все остальные глаголы непереходные. К непереходным также глаголы с суффиксами –СЯ, и –СЬ. Неперех. Неперех. Поехать в Москву. Улыбаться другу. |