Конспект игрового занятия по обучению детей татарскому языку в подготовительной группе
«Тылсым урманына сәяхәт!»
Использованная образовательная программа: «Региональная программа дошкольного образования» Р.К.Шаехова, Казань 2012.
Возрастная группа: Подготовительная группа.
Цель: формирование умение составлять закрепление пройденного лексического материала по темам «Җәнлекләр», “Җиләк-җимешләр”, “Ашамлыклар”, “Саннар”, а также ранее приобретенных детьми навыков использования грамматических конструкции в известных игровых ситуациях с использованием мнемотаблиц.
Обучающие задачи:
1.Активизация в речи слов, обозначающих предмет, его признак и действие;
2.Способствовать умение составлять мини-диалоги в речевых ситуациях с использованием мнемотаблиц.
Развивающие:
1.Продолжать развивать связную диалогическую речь, умение подбирать слова по смыслу;
2.развивать и стимулировать память, внимание, мышление, мелкую моторику рук, самостоятельно выполнять задания, умения общаться на татарском языке со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение внимательно слушать ответы товарищей, если нужно, корректно поправлять их;
2.Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельность; доброжелательность и выдержку;
3.Воспитывать интерес к изучению татарского языка.
Дидактическое обеспечение занятия:
Для воспитателя: ноутбук, проектор, презентация для ИКТ игры, 2 стола.
Для детей: маски лесных животных, 4 корзинки и муляжи овощей, меда и рыб, декорации леса, облако, тюбетейка, платок, многофункциональный «волшебный дом».
Структура занятия:
1. Вводная часть (4-5 мин).
Цель: создание интереса, эмоционального настроя к занятию.
Организационный момент:
Здороваемся.
Приветствие
Вопросы
2. Основная часть (22 мин)
Цель: реализация задач программного содержания.
Методические приемы:
1. Художественное слово
2. Тат.нар.игра “Тюбетейка”
3. Художественное слово “Сана”
4. ИКТ - Отгадывание загадок о лесных животных по мнемотаблицам.
5. Театрализованная деятельность «Волшебный дом», по мнемотаблицам.
6. Песня «Бар монда…»
7. Сюжетная игра «Сыйла!» с использованием мнемотаблиц.
8. Музыкально-хороводная игра «Карусели»
3. Заключительная часть (3 мин).
Цель: подвести итог занятия.
Использованная литература:
Р.К.Шаехова «Региональная программа дошкольного образования» Казань, 2012г.
З.М.Зарипова «Говорим по-татарски. Методическое пособие по обучению детей 5-7 лет татарскому языку» Казань, 2012г.
К.В.Закирова, Л.Р.Мортазина «Әй уйныйбыз, уйныйбыз...Балалар бакчасында хәрәкәтле уеннар.» Казан, 2013.
З.М.Зарипова “Үстерешле уеннар: методик кулланма” Казан, 2013.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Исәнмесез, балалар!
Дети: Исәнмесез!
Воспитатель: Балалар буген бу залда кунаклар да бар!Ребята, сегодня в этом зале есть гости. Они вдруг узнали, что вы очень любите играть и разговаривать на татарском языке. Давайте же и с ними поздароваемся и пожелаем доброго дня.
Дети: Исәнмесез! Хәерле көн!
Воспитатель: Давайте же поприветствуем себя и друг друга.
Воспитатель и дети:
(Включается презентация с мнемокартинами)
Хәерле көн, күзләрем! (Поглаживание ладонями глаз)
Хәерле көн, колакларым! (Легкое потягивание ушей)
Хәерле көн, кулларым! (Хлопание ладошками)
Хәерле көн, аякларым! (Поглаживание ног)
Хәерле көн дустым! (Слегка обнимают друг друга)
Хәерле көн, кояшым! (Тянутся к солнцу)
Хәлләр ничек балалар?
Дети: Әйбәт, Рәхмәт!
Воспитатель: Ребята, скажите мне, вы любите путешествовать? Сез сәяхәт итәргә яратасызмы?
Дети: Да. Әйе!
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся путешествовать в волшебный лес. Добраться до волшебного леса нам поможет мой друг – волшебное облако.
Әйдәгез юлда булыйк
Шул болытка утырыйк
Сәяхәткә җыеныйк.
Меня шулай, менә шулай,
Сәяхәткә җыеныйк.
Әйдәгез утырыгыз балалар.
(Дети подходят к облаку и садятся на него. Берутся все за руки и закрывают глаза. Звучит музыка)
Йомдык күзләрне...
Бер, ике, өч, дүрт – Тылсым урманына килеп җит!
( В это время появляется в середине облака волшебная коробка.)
Ачтык кузләрне.
Балалар күрегез әле нинди матур тартма. Он кажется тоже волшебный.
Бу нәрсә?
Дети: Бу түбәтәй
Воспитатель: Әйе, дөрес. А коробка не открывается. Мне кажется, чтобы открыть коробку нам нужно поиграть с тюбетейкой... Әйдәгез әле бергә уйнап алыйк. Мы будем пускать тюбетейку одевая друг другу, по кругу и говорить волшебные слова. На ком тюбетейка остановится тот и будет открывать коробку. (Дети встают в круг на облаке и начинают игру “Тюбетейка”)
(Дети начинают одевать друг другу тюбетейку)
Түбәтәең кигәнсең,
Бик ерактан килгәнсең?
Төскә матурлыгың белән
Шаккаттырыйм дигәнсең.
Туп-туп түбәтәй
Түбәтәең укалы,
Чиккән матур түбәтәең
Менә кемдә тукталды
Воспитатель: Әйдә әле, кил монда, тартманы ачып кара Салават.
Булды, ачылды. Бу нәрсә? (Воспитатель достает ежика)
Ребенок: Бу керпе (аю, бүре, төлке). (Воспитатель надевает на себя)
Воспитатель: Мин керпе булдым! Әйдәгез әле балалар сез дә алыгыз.
(Дети достают по очереди что сами захотят а воспитатель спрашивает их :)
Бу нәрсә?
Дети: Бу куян (аю, бүре, төлке). (Ребенок надевает на себя)
Воспитатель: Син кем булдың?
Ребенок: Мин куян (аю, бүре, төлке) булдым.
Воспитатель: Балалар, әйтегез әле, куян, бүре, аю, төлке кая яшиләр?
Дети: Урманда
Воспитатель: Әйе, дөрес, урманда яшиләр. Давайте же мы их возьмем с собой в волшебный лес. Киттекме?
Дети: Киттек
(Все вместе отправляются в волшебный лес)
Воспитатель:
Бергәләшеп җыйналып
Без барабыз урманга.
Хәерле юл теләп безгә
Күктә кояш елмая.
Менә инде урманда,
Агачлар да күп монда.
Әйдәгезче, бергәләп
Аларны санап алыйк.
1, 2, 3, 4, 5, 6
Күрегез, бер аланлык ачылды.
Посмотрите какой красивый дом. Бу өй нинди?
Дети: Өй матур, зур.
Воспитатель: Я слышала, этот дом не простой, он волшебный. Бу өй тылсымлы. Монда кем яши икән...
(Включается призентация с загадками о животных с мнемотаблицами. После каждой загадки задается вопросы)
(Дети отвечают: Куян – йомшак, кечкенә, куркак; Аю – зур, көчле; Төлке – хәйләкәр, матур; Бүре – усал, соры)
(После отгадывания каждой загадки дети встают в дом на свои места. Одевают все маски.)
Воспитатель: Ух ты, посмотрите, какое волшебство с вами случилось. Вы стали такими красивыми.
- Син кем булдың?
Ребенок: Мин куян (аю, бүре, төлке) булдым.
Воспитатель: Куян (аю, бүре, төлке)син нинди?
Воспитатель: Әйдәгез әле уйнап алабыз, уен өчен беребезне сайлап алабыз. (считалка) менә хәзер син безгә күрсәт үзеңне, бергә бер җырлап- биеп тә алырбыз. Дети по кругу вокруг дома поют и повторяют движения вслед за животным, о котором поют.
“Бар монда зур төлке
Зур төлке, матур төлке.
Төлке, төлке, кил әле
Биеп-биеп кит әле
Бар монда зур аю
Зур аю, матур аю.
Аю, аю, кил әле
Биеп-биеп кит әле
Бар бик кечкенә куян,
Кечкенә, матур куян
Куян, куян, кил әле
Биеп-биеп кит әле
Бар монда зур бүре
Зур бүре, матур бүре
Бүре, бүре, кил әле
Биеп-биеп кит әле”
Воспитатель: Ой, посмотрите, как много всего вкусного. Әйдәгез әле шушы тәмле ризыкар белән сыйланып алыйк.
(Все подходят к столу.)
Керпе: Мин алма яратам! Куян мә балык аша!
Куян: Юк, мин кишер, яратам.
Куян (аю, бүре, төлке) син нәрсә яратасын?
-Мин куян, мин кишер, кәбестә яратам
-Мин аю. Мин җиләк, бал, балык яратам
-Мин бүре. Мин балык, бәрәңге яратам
-Мин төлке. Мин балык, ботка яратам
Куян, кишер нинди?
Кишер тәмле, баллы, чиста
Аю син нишлисең?
Аю: мин җиләк ашыйм.
Бик яхшы, булдырдыгыз балалар.
Воспитатель: Әйдәгез бергә уйныйбыз, килегез монда. Бергәләп басыйк әле,
Түгәрәк ясыйк әле.
Менә нинди түгәрәк!
Бик кечкенә түгәрәк.
Кулны кулга тотынып
Артка таба барабыз
Менә нинди түгәрәк!
Бигерәк зур түгәрәк! (Включается музыка сильного ветра, вьюги)
-Ай-хай, балалар, ишетәсезме каты җил тавышын? Татар халкының бер әйтеме бар: җиле булса, бураны булыр диелә. Әйдәгез эле балалар юлда булыйк, узебезгә тизрәк кайтыйк.
Түгәрәктә йөрибез,
Каруселләр биибез!
(Музыка Карусели. Встают вместе играют “Карусели”)
Әллә-лә, әллә-лә
Карусельләр әйләнә,
Матур керпе әйләнә, (снимает маски и вешает в дом)
Матур төлке әйләнә. (снимает маски и вешает в дом)
Зур-зур аю әйләнә. (снимает маски и вешает в дом)
Кечкенә куян әйләнә. (снимает маски и вешает в дом)
Зур-зур бүре әйләнә (снимает маски и вешает в дом)
Әллә-лә, әллә-лә
Карусельләр әйләнә,
Соры бүре әйләнә.
Матур кызлар әйләнә.
Зур малайлар әйләнә.
Воспитатель: Бик яхшы. Булдырдыгыз балалар. Әйдәгез инде кайтык үзбезгә. Давайте попращаемся с нашими лесными друзьями, с нашей волшебной сказкой.
Саубул керпе......., саубул әкият!
(возвращаются)
Воспитатель:
Без кайтабыз урманнан,
Бик тылсымлы аланнан.
Бераз гана арылган,
Ләкин хәл әле калган.
Менә балалар кайтып та җиттек. Вам понравилось путешествие в волшебный лес?(ответы детей) Әйе, миңа да безнең сәяхәтебез бик ошады. Сегодня мы с вами поближе познакомились с лесными животными. Хочу вам подарить вот такие картинки наших лесных друзей. Они останутся на память, и будет всегда напоминать о нашем путешествии в волшебный лес. Саубулыгыз балалар, киләсе очрашуларга кадәр.