СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект логопедического занятия с учащимися 3 класса: «Звуки «Ж-З». Семантическое поле слова «пейзаж»».

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия для детей с ОВЗ. В структурной последовательности занятия решается задача дифференциации свистящих и шипящих звуков.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия с учащимися 3 класса: «Звуки «Ж-З». Семантическое поле слова «пейзаж»».»

Конспект логопедического занятия с учащимися 3 класса: «Звуки «Ж-З». Семантическое поле слова «пейзаж»».

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые умения и навыки

I. Оргмомент.

Общая моторика.

«Рука догоняет руку»


И.П. – стоя. Ходьба на месте под счет с попеременным перемещением рук: правая на пояс, затем – левая на пояс; правая – на плечо, затем левая - на плечо; правая - вверх, левая – вверх. Встреча – хлопок над головой, руки разводим через стороны вниз. Далее упражнение выполняем с левой руки.

Цель:

  • настроить учащихся на работу;

  • развитие общей моторики.

2. Мелкая моторика.

«Корова-коза»

И.п. – сидя. Поочередное выполнение на правой руке, затем на левой (поочередное чередование пальч. поз – выставляются указ. и ср. пальцы, то указ. и мизинец).

Цель:

  • развитие ручной моторики;

  • зрительного восприятия и внимания;

  • межполушарное взаимодействие.

3. Арт. гимнастика

(для губ, языка).

  • Чередование «улыбки»-

«трубочки»

  • «Горка»

  • «Чашечка»


Выполняют упражнения по показу, выбранного логопедом, учащегося (обеспечение дифференцированного подхода к учащимся).

Цель:

  • отработка артик. Моторики губ и языка через статическое удержание (на счет до 10) и отдых;

и через чередование артикуляционных поз.

4.Дыхытельное упражнение.


  • Удерживая язык в арт. позе «чашечка», осуществляют плавный и длительный выдох. (за верхними зубами, на нижней губе или при произнесении сочетания «джж…»)

Цель:

  • отработка плавного, длительного выдоха

5. Объявление темы занятия.

Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки «Ж-З» и соответствующие им буквы.

И поработаем со словарным словом …..(«пейзаж».)


Прослушивают и при необходимости повторяют тему занятия (по просьбе учителя).

Цель:

  • познакомить учащихся с тем, что будем проходить на занятии;

  • развитие слухового восприятия и слуховой памяти; совершенство-вание умения грамматически правильно строить фразы (через повтор).

6. Сравнительная характеристика «З-Ж».

Находят сходство и отличия в артикуляции и

в характеристике «З-Ж», обозначении соответст. буквами. (по алгоритму; использование схем, речевых профилей, звукообразов).

[Ж] — всегда твердый звонкий согласный.
Артикуляция: Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к верхней части нёба, но не касается его, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Форма языка напоминает чашечку. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

[З] — твердый звонкий согласный.

Артикуляция: Зубы сближены, губы немного растянуты ([ЗЬ] - губы растянуты в улыбке). Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).


Ж: Ж имеет столько ножек,

Будто буква ползать может,

Буква Ж наверняка на бумаге тень жука.

З: На эту букву посмотри,

Она совсем как цифра 3,

З не просто завитушка,

З – пружинка, крендель, стружка.

Цель:

  • развивать умение анализировать артикулемы по артик.. акустическим, тактильно-вибрац. и дыхат. параметрам;

  • развивать умение видеть и подбирать нужные звукообразы.

7. Развитие фонематического слуха в слогах (чтение слоговой таблицы).

  • Игра «Найди и прочитай» - чтение слогов





Учащиеся читают слоги

по таблице (построчно; постолбично.).


Цель:

  • упражнять в чтении прямых слогов;

  • упражнение в произносительных дифференцировках звуков «з-ж»;

  • работа над моторно-зрительным компонентом (движение глаз).

  • ориентировка в пространстве листа.

  • закрепление понятий строчка, столбик.

8. Развитие фонематического слуха в словах.

  • Игра «Придумай слово».



  • Припомните «законченные» слова.




Придумать слова со слогами из слоговой таблицы.


Припомните «законченные» слова.

Записывают в тетрадь 3 слова по памяти и подчеркивают слог.

Цель:

  • упражнять в произносительных дифференцировках слов со звуками «з-ж»;

  • развитие памяти, мышления.


9. Звуковой анализ слова «пейзаж».

  • Загадывание загадки:

Вот сижу, смотрю в окно:

Вдаль дорога вьётся,

За холмом ручей журчит,

«Песнь» кукушки льётся.

На лугу табун коней,

Рядом две коровы.

Угадать, что вижу я,

Вы, друзья, готовы?


Лексическое значение слова.






  • Звукобуквенный анализ: пейзаж.




Отгадывают загадку.









Ученик зачитывает из словаря Ожегова и Шведова:

  1. Общий вид какой-либо местности

2. Картина или рисунок, изображающие природу.


Звукобуквенный анализ слова пейзаж (в наборах).

Цель:

  • развитие словесно-логического мышления;

  • упражнять в умении выполнять звукобуквенный анализ.


10. Физкультминутка

(движение - КОЛЕНО к ЛОКТЮ на каждое слово)


Проговаривание чистоговорки с движениями:

Волк на лужайке –

Задрожали зайки.



  • Речедвигательная и познавательная активность детей.

11. Формирование семантического поля слова «пейзаж».

  • Какой вопрос мы задаем к слову - пейзаж? (что?).

Значит это слово - …(неживой предмет).



  • Вспомнить лексическое значение слова – пейзаж.




  • Вспомнить определение родственных (однокоренных) слов.




  • Подбор родственных слов к слову «пейзаж» (по алгоритму).






  • Запись родственных слов в тетради (в столбик с подчеркиванием букв Ж, З).

  • Работа с родственными словами (подберите подходящие по смыслу слова, составьте с ними словосочетания).




Обучающихся отвечают на вопросы учителя полным предложением.

Сущ., неодуш., муж. род, 2-е скл..











Учащиеся повторяют правило о родственных словах (по памяти; чтение заготовки правила с последующим повтором).


Корень: -пейзаж- [Тихонов, 1996].


Подбор родственных слов по алгоритму:

  • уменьш.-ласк. формы: пейзажик

  • пр. сущ.: пейзажист, пейзажистка

  • прил.: пейзажистский; пейзажный

Отвечают и доказывают (корень один, но разное значение).


Записывают слова в тетрадь в столбик по памяти и подчеркивают буквы З, Ж.



пейзаж

известный

пейзажная

живопись

пейзажист

знаменитая

пейзажистка

волжский


Цель:

  • развитие функции словообразования через подбор родственных (однокоренных) слов;

  • развитие валентностей родственных слов;

  • развитие памяти, внимания;

  • развитие умения анализировать и делать выводы;

  • повторение значения родственных слов.

12. Работа со словосочетаниями и предложением.

  • Игра «Скажи наоборот» - подбор антонимов(слов противоположных по значению).






  • Игра «Собери предложение » (из слов, записанных на доске).


Что вы составили?

О чем говорится в предложении?

Что мы узнали о солнце?

Сколько слов в предложении?



Представьте, что из предложения выпало последнее слово.

– Что получилось?

– Это предложение? 

– Что мы не узнали?


– Правильно, предложение не получилось.

– А теперь, пусть выпадет предпоследнее слово, что получится?

– Это предложение? 

– Что мы не узнали? 


– А если оставить только эти два слова (Солнце сверкало.)

– Можно назвать это предложением? 


Какой сделаем вывод?




красивый пейзаж –страшный пейзаж

ночной пейзаж – утренний пейзаж

городской пейзаж – сельский пейзаж

зимний пейзаж – летний пейзаж

(инд-но –дифф. работа:

  1. Сам-но подбирают нужное словосочетание.

  2. Соединяют пары словосочетаний).


На пейзаже картины яркими лучами сверкало солнце.




(Предложение)


(О солнце)

(Солнце сверкало.)

(7 слов)






(На пейзаже картины яркими лучами сверкало ... )

(Нет)

(Что сверкало …)





(На пейзаже картины яркими лучами … солнце.)



(Нет)

(Что делало солнце)



 (Можно!)







– Это главные слова и

без них предложение не получается.

Цель:

  • практическое упражнение в подборе пар антонимов;

  • упражнять в составлении предложения из слов;

  • определение главных членов предложения.


13. Итог занятия.

  • Вспомните тему урока.


  • С каким словом работали на уроке.


Вспоминают и проговаривают тему урока.


Цель:

  • повторить и запомнить тему урока.



14. Рефлексия.

  • Что интересного узнали на занятии?

  • Какой вид работы понравился?


Отвечают на вопросы учителя, делятся впечатлениями.

Цель:

  • развивать умение проводить самоанализ полученных впечатлений, знаний.