Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые умения и навыки |
I. Оргмомент. Общая моторика. «Рука догоняет руку» | И.П. – стоя. Ходьба на месте под счет с попеременным перемещением рук: правая на пояс, затем – левая на пояс; правая – на плечо, затем левая - на плечо; правая - вверх, левая – вверх. Встреча – хлопок над головой, руки разводим через стороны вниз. Далее упражнение выполняем с левой руки. | Цель: |
2. Мелкая моторика. «Корова-коза» | И.п. – сидя. Поочередное выполнение на правой руке, затем на левой (поочередное чередование пальч. поз – выставляются указ. и ср. пальцы, то указ. и мизинец). | Цель: развитие ручной моторики; зрительного восприятия и внимания; межполушарное взаимодействие. |
3. Арт. гимнастика (для губ, языка). «трубочки» | Выполняют упражнения по показу, выбранного логопедом, учащегося (обеспечение дифференцированного подхода к учащимся). | Цель: и через чередование артикуляционных поз. |
4.Дыхытельное упражнение. | | Цель: |
5. Объявление темы занятия. Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки «Ж-З» и соответствующие им буквы. И поработаем со словарным словом …..(«пейзаж».) | Прослушивают и при необходимости повторяют тему занятия (по просьбе учителя). | Цель: познакомить учащихся с тем, что будем проходить на занятии; развитие слухового восприятия и слуховой памяти; совершенство-вание умения грамматически правильно строить фразы (через повтор). |
6. Сравнительная характеристика «З-Ж». | Находят сходство и отличия в артикуляции и в характеристике «З-Ж», обозначении соответст. буквами. (по алгоритму; использование схем, речевых профилей, звукообразов). [Ж] — всегда твердый звонкий согласный. Артикуляция: Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к верхней части нёба, но не касается его, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Форма языка напоминает чашечку. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос). [З] — твердый звонкий согласный. Артикуляция: Зубы сближены, губы немного растянуты ([ЗЬ] - губы растянуты в улыбке). Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос). Ж: Ж имеет столько ножек, Будто буква ползать может, Буква Ж наверняка на бумаге тень жука. З: На эту букву посмотри, Она совсем как цифра 3, З не просто завитушка, З – пружинка, крендель, стружка. | Цель: |
7. Развитие фонематического слуха в слогах (чтение слоговой таблицы). | Учащиеся читают слоги по таблице (построчно; постолбично.). | Цель: упражнять в чтении прямых слогов; упражнение в произносительных дифференцировках звуков «з-ж»; работа над моторно-зрительным компонентом (движение глаз). ориентировка в пространстве листа. закрепление понятий строчка, столбик. |
8. Развитие фонематического слуха в словах. | Придумать слова со слогами из слоговой таблицы. Припомните «законченные» слова. Записывают в тетрадь 3 слова по памяти и подчеркивают слог. | Цель: |
9. Звуковой анализ слова «пейзаж». Вот сижу, смотрю в окно: Вдаль дорога вьётся, За холмом ручей журчит, «Песнь» кукушки льётся. На лугу табун коней, Рядом две коровы. Угадать, что вижу я, Вы, друзья, готовы? Лексическое значение слова. | Отгадывают загадку. Ученик зачитывает из словаря Ожегова и Шведова: Общий вид какой-либо местности 2. Картина или рисунок, изображающие природу. Звукобуквенный анализ слова пейзаж (в наборах). | Цель: |
10. Физкультминутка (движение - КОЛЕНО к ЛОКТЮ на каждое слово) | Проговаривание чистоговорки с движениями: Волк на лужайке – Задрожали зайки. | |
11. Формирование семантического поля слова «пейзаж». Значит это слово - …(неживой предмет). Запись родственных слов в тетради (в столбик с подчеркиванием букв Ж, З). Работа с родственными словами (подберите подходящие по смыслу слова, составьте с ними словосочетания). | Обучающихся отвечают на вопросы учителя полным предложением. Сущ., неодуш., муж. род, 2-е скл.. Учащиеся повторяют правило о родственных словах (по памяти; чтение заготовки правила с последующим повтором). Корень: -пейзаж- [Тихонов, 1996]. Подбор родственных слов по алгоритму: уменьш.-ласк. формы: пейзажик пр. сущ.: пейзажист, пейзажистка прил.: пейзажистский; пейзажный Отвечают и доказывают (корень один, но разное значение). Записывают слова в тетрадь в столбик по памяти и подчеркивают буквы З, Ж. пейзаж | известный | пейзажная | живопись | пейзажист | знаменитая | пейзажистка | волжский | | Цель: развитие функции словообразования через подбор родственных (однокоренных) слов; развитие валентностей родственных слов; развитие памяти, внимания; развитие умения анализировать и делать выводы; повторение значения родственных слов. |
12. Работа со словосочетаниями и предложением. Что вы составили? О чем говорится в предложении? Что мы узнали о солнце? Сколько слов в предложении?
Представьте, что из предложения выпало последнее слово. – Что получилось? – Это предложение? – Что мы не узнали? – Правильно, предложение не получилось. – А теперь, пусть выпадет предпоследнее слово, что получится? – Это предложение? – Что мы не узнали? – А если оставить только эти два слова (Солнце сверкало.) – Можно назвать это предложением? Какой сделаем вывод? | красивый пейзаж –страшный пейзаж ночной пейзаж – утренний пейзаж городской пейзаж – сельский пейзаж зимний пейзаж – летний пейзаж (инд-но –дифф. работа: Сам-но подбирают нужное словосочетание. Соединяют пары словосочетаний). На пейзаже картины яркими лучами сверкало солнце. (Предложение) (О солнце) (Солнце сверкало.) (7 слов)
(На пейзаже картины яркими лучами сверкало ... ) (Нет) (Что сверкало …)
(На пейзаже картины яркими лучами … солнце.)
(Нет) (Что делало солнце)
(Можно!)
– Это главные слова и без них предложение не получается. | Цель: практическое упражнение в подборе пар антонимов; упражнять в составлении предложения из слов; определение главных членов предложения. |
13. Итог занятия. | Вспоминают и проговаривают тему урока. | Цель: |
14. Рефлексия. | Отвечают на вопросы учителя, делятся впечатлениями. | Цель: |