Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №83 общеразвивающего вида
К О Н С П Е К Т
НОД по образовательной области «Познавательное развитие»
в старшей группе
«НАШЕ ЗДОРОВЬЕ В НАШИХ РУКАХ»
Подготовила восп:
Айрапетян Л.М.
2017
«НАШЕ ЗДОРОВЬЕ В НАШИХ РУКАХ»
Задачи:
-Продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека;
-Обсудить вопросы гигиены органов слуха, зрения, дыхания;
-Работать над совершенствованием навыков постановки опытов и экспериментирования;
-Продолжать формировать способность анализировать результаты наблюдений и экспериментов, опираясь на данные, полученные с помощью сенсорного восприятия;
-Развивать быстроту мышления, творческое воображение;
-Способствовать формированию интереса к познанию своего тела;
-Активизировать речь детей: осязание, обаяние, глазница, веко.
-Воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму;
-Чувство сострадания к незрячим и глухим людям, желание оказать им помощь.
Предварительная работа:
-Беседа об органах чувств у животных и человека;
-Беседа по теме «Зрение»
-Сюжетно-ролевая игра «Больница»;
-Разучивание комплекса упражнений для глаз;
-Разучивание дидактических и подвижных игр;
-Рассматривание познавательных рисунков.
Оборудование и материал:
Платок для завязывания глаз, ширма, поднос с ароматизированными предметами, салфетка, 2 стакана воды, муляж черепа, бумага, ножницы, картинки животных, рожицы – веселая и грустная, картинки с правилами, книга Брайля, знаковая система азбуки глухонемых.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам посетить город. Он необычный. В нем живут «Верные помощники». Но чтобы попасть в этот город, нужно пройти через волшебные ворота .
Воспитатель: Никого не видно?
Дети: Нет. Здесь нет никого.
В: А что это лежит?
Д: Какой-то конверт.
В: Интересно, что в этом конверте лежит? Давайте посмотрим.
Зачитывает письмо.
«Уважаемые гости! Если вы отгадаете загадку, то вы узнаете, какие помощники живут в этом городе. Удачи!».
В: Попробуем отгадать, ребята?
Живёт мой братец за горой,
Не может видеться со мной. (глаза)
Правильно. Ведь не зря говорят:
Видеть маму, видеть папу
Видеть небо и леса
Помогают нам …
Д: Глаза
В: Ребята, а зачем человеку глаза?
Д: Чтобы видеть предметы, их цвет, форму, перемещение предметов. Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении.
В: Правильно, ребята. Благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем нас мире. По глазам можно определить, какой человек, добрый или злой. А как наши глаза могут передавать наше настроение, мы сейчас покажем.
Психогимнастика
В: Если нас что-то удивило – раскрываем широко глаза и делаем удивленный вид. А если нам грустно, печально – опускаем глаза вниз. Ну, а если нам хорошо, весело и мы радуемся – глаза поднимаем вверх и улыбаемся.
В:
Разберемся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас
На лице две пары глаз?
1 ребенок:
Для чего нужны глаза?
Чтоб текла из них слеза.
2 ребенок:
Ты закрой глаза ладошкой.
Посиди совсем немножко.
3 ребенок:
Сразу сделалось темно:
Где кроватка, где окно?
Странно, скучно и обидно.
Ничего вокруг не видно.
4 ребенок:
Нужно помнить каждый час,
Как важны глаза для нас!
Воспитатель предлагает с помощью эксперимента выяснить, зачем глаза человеку. Вызывает одного ребенка и завязывает ему глаза.
В: Скажи, что у меня в руках?
В: А что я сейчас делаю? (2-3 бесшумных действия)
Затем воспитатель снимает платок и спрашивает, так зачем же глаза человеку. Ответы детей, дополняют друг друга.
Воспитатель на муляже черепа показывает и рассказывает.
В: Природа заботливо оберегает наши глаза. Они расположены в специальных углублениях – глазницах (домик). Закрывает этот «домик» специальная дверка под названием – веко.
Как называются домики? Повтори…, повтори…
А как называется дверца? повтори…, повтори…
Только тогда, когда глаза прикрыты веками, они находятся в покое. Когда же глаза открыты, человек постоянно рассматривает то, что находится перед его глазами. Они движутся то влево, вправо, то вверх, то вниз.
Ребята потрогайте тихонько пальчиками глазницы, веко брови, ресницы.
Физкультурная минутка:
1.Приступили. Для начала
Только глазками вращаем.
А теперь покрутим шеей,
Это мы легко умеем.
2.Мы к плечам прижали руки,
Начинаем их вращать,
Прочь усталость, лень и скука,
Будем мышцы разминать.
3.Поворот за поворотом,
То к окну, то к стене.
Выполняем упражнение.
Чтобы отдых дать спине.
4.Напоследок пошагаем,
Выше ноги поднимаем.
5.Отдохнули мы чудесно,
А теперь пора на место.
В: Глаза способны защитить себя, но если о них плохо заботиться, с ними могут случиться разные неприятности. Нам необходимо самим заботится о своем зрении, и беречь глаза.
Но иногда люди бывают с рождения незрячими и о них надо заботиться и помогать им. Как мы можем помочь незрячему человеку?
Ответы детей:Можно помочь перейти дорогу, подняться по ступенькам, зайти в транспорт, купить продукты в магазине, лекарства т т.д.
Воспитатель показывает детям книгу напечатанную по системе Брайля, предлагает пощупать.
В: Для них создают специальные книги. При помощью этих бугорков незрячие люди могут читать.
Дидактическая игра «Что полезно, а что вредно для глаз»
Воспитатель предлагает детям взять по одной карточке внимательно рассмотреть, подумать и решить, что для глаз вредно – положить к грустной рожице, а полезное – к смешной рожице. Объясняют свой выбор.
В: Правильно разложили карточки. Теперь я думаю, что вы будете самостоятельно заботиться о своем зрении.
В: Ну, что идем дальше. Ой, что это? Вы слышите? (запись шумов) Ребята, чем мы слышим эти звуки?
Д Ушами
В: Сколько ушей у человека?
Д: Два
В: У всех людей по два уха расположены по обе стороны нашей головы. В отличии от глаз, наши уши постоянно открыты, а значит они постоянно слышат, улавливают какие-то звуки, даже когда мы с вами спим. Поэтому уши одни из первых сообщают нам об опасности.
В: Чтобы уши были здоровы и хорошо слышали, есть правила, которые нужно выполнять.
Кто знает, что нельзя делать:
Ковырять в ушах
Не допускать попадания воды
Не использовать для чистки ушей неподходящие предметы
В: Но бывает, что люди с рождения ничего не слышат. Как вы думаете можно с ними поговорить?
Воспитатель показывает плакат со знаковой системой азбуки глухонемых. И объясняет, что пальцами можно изобразить буквы.
В: Давайте попробуем составить слово МАМА, ПАПА. Молодцы у всех поручилось!
Дидактическая игра «Чьи это уши?»
В: А сейчас, я предлагаю вам разобраться вот в этих картинках. Что-то художник не дорисовал. Посмотрите внимательно, я что-то не пойму?
Д: Не хватает ушей у зверей.
В: Найдите их и присоедините. Будьте внимательны, не перепутайте!
В: Вы молодцы! Правильно справились с заданием.
В: Посмотрите-ка ребята, здесь лежит ещё один конверт. Посмотрим, что там? Нас просят отгадать ещё одну загадку:
Вот гора, а у горы –
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит. (нос)
Д: Нос
В: Для чего человеку нос?
Д: Чтобы дышать, нюхать запахи…
В: Давайте послушаем, пожалуйста, стихотворение.
«Зачем носик малышам?»
Ю.Прокопович.
Есть прямые носики
Есть носики - курносики…
Очень нужен всякий нос
Раз уж он к лицу прирос.
Жарким летом на лужочке
Носик нюхает цветочки
На полянке – землянику
В огороде чует нос
Где чеснок и лук подрос
В доме может так случится
Носик тоже пригодится
Он найдет в шкафу варенье
Где конфеты и печенье
Где в буфете шоколадки
Или сок, в бутылке сладкий
Апельсины кто принес?
Все пронюхает наш нос.
Даже помнит он каков
Запах маминых духов
Нос не должен быть простужен
Нос здоровый всем нам нужен.
Чтобы сон когда придет
Тихо спать, закрывши рот
Ещё можно пожелать
Пальцем в нос не залезать
Днем на солнце не сидеть-
Носик может обгореть.
А зимой, в большой мороз
Не высовывать свой нос!
Ну, теперь понятно вам,
Зачем носик малышам?
В: Некоторые люди считают, что нос – это только украшение лица. Самый маленький нос – весьма важная часть лица. Носом мы дышим, а ещё нос помогает почувствовать и различать запахи. Вот это мы сейчас и проверим.
Дидактическая игра «Определи по запаху»
На небольшом подносе на тарелочках лежат ароматизированные предметы (овощи, фрукты). Воспитатель завязывает одному ребенку глаза и подносит к носу тарелочки. Ребенок должен определить по запаху, что лежит в тарелочке.
В:Молодцы, ребята! Хорошие у вас носики! Все отгадали!
Ну вот и завершилось наше путешествие. Нам надо вернуться назад. (Возвращение) Скажите мне пожалуйста, кто же это были - «Верные помощники»? Как они нам помогали? Молодцы, будьте всегда здоровы, не болейте!