Конспект открытой образовательной деятельности
по познавательному развитию
Тема: «Эксперименты с магнитами»
для детей 4-5 лет
Цель образовательной деятельности:
Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
Интегрируемые образовательные области:
Цель эксперимента:
Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита.
Задачи:
Воспитательные:
1.Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим.
2. Воспитывать аккуратность в работе.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление.
2. Развивать коммуникативные навыки.
Образовательные:
1. Сформировать представление о свойствах магнита, активизировать в речи детей слова: «притягивать», «примагничивать».
2. Продолжать учить самостоятельно, принимать решения в ходе экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы из результатов этой проверки, учить делать обобщения
Оборудование:
железные, пластмассовые, деревянные - карандаши, резиновые предметы, кусок ткани, бумаги; магниты разного вида, стаканчики с водой, рыбки, тарелочки для раздаточного материала, бумажные фигурки зверей; шапочка для волшебника, халаты и передники для опытов.
Техническое оснащение:
магнитофон, видео мультфильма «Лунтик и его друзья. Магнит», телевизор.
Предварительная работа:
- игры с магнитной доской и магнитными буквами; рассматривание различных видов магнитов; игры с магнитом в уголке экспериментирования «Рыбалка», «Бабочка»; исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит?», предварительный просмотр фильма о магните.
Ход организованной экспериментальной
деятельности детей.
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас сегодня отправиться в страну Волшебства, где мы станем настоящими волшебниками.
( Все встали в круг)
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возмёмся и друг другу улыбнемся
1,2, 3. Волшебство скорей приди!!!
Воспитатель: Посмотрите, у нас на столе появилась волшебная шкатулка. А там что-то лежит. Подойдите и возьмите предмет из этой шкатулки. А кто знает, что это такое? (Ответы детей)
Дети: Магнит.
Воспитатель: Вам всем знаком этот камень, а тебе Настя?
Ребенок: Уже давно люблю магнит.
И он теперь меня манит
Железа маленький кусок,
Невзрачный, серенький брусок.
Воспитатель: Вот перед вами обычный магнит,
Много секретов в себе он хранит.
Ребята, а почему магнит так назвали? Где его используют?
Какой секрет хранит в себе магнит?
Воспитатель: Ребята, мы как настоящие ученые будем сейчас исследовать свойства магнита. Одевайте халаты, передники и проходите в нашу лабораторию.
Если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, то может быть он должен притягивать и другие предметы? Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем:
Важное дело - эксперимент!
В нём интересен нам каждый момент.
Мы проведем опыты и узнаем все ли притягивает магнит? Волшебство начинается.
(Одевает воспитатель волшебный колпак)
Ребята, давайте посмотрим, какими чудесными свойствами обладает наш волшебный камень – магнит. Для этого вам надо поднести магнит к каждому из ваших предметов.
- в белую тарелочку положите все предметы, которые магнит притягивает;
- в желтую тарелочку положите предметы, которые не реагирует на магнит.
Опыт №1
Приступайте! Расскажите, что вы делали и что у вас получилось.
Дети: Я провел магнитом над предметами и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы (железные скребки, шурупы, гаечки).
Воспитатель: А какие предметы магнит не притянул? (пластмассовую пуговицу, кусок ткани, деревянный карандаш, ластик)
Опыт №2
Положите: А теперь положите на железные предметы лист бумаги и поднесите к нему магнит. Что произошло?
Дети: Железные предметы примагнитились через бумагу. Магнит действует через бумагу.
Опыт №3
Воспитатель: Сейчас накройте железные предметы кусочком ткани и поднесите магнит. Что произошло покажите.
Дети: Магнит действует через ткань (железные предметы примагнитились
через ткань).
Физкультминутка
Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. А сейчас все дружно встали, вышли все ко мне в кружок, начинаем по порядку нашу бодрую зарядку
Начинаем бег на месте, финиш – метров через двести!
Хватит, хватит, прибежали, потянулись, подышали Руки вверх, руки вниз, на носочки потянись.
Руки ставим на бочок, на носочках скок, скок, скок.
А затем в присядку, чтобы не мерзли пятки.
Вот мы руки развели, словно удивились.
И друг другу до земли в пояс поклонились.
Опыт №4
Воспитатель: Положите все железные предметы на пластмассовый поднос, а магнитом проведите под подносом. Что происходит?
Дети: Предметы двигаются. Магнит действует через тонкий пластмассовый поднос.
Вывод: Магнит притягивает только железные предметы.
Магнит действует через бумагу, ткань, тонкий пластмассовый поднос.
Опыт №5
Воспитатель: А сейчас я попрошу гвоздики для вас станцевать.
Опыт «Пляшущие гвоздики». Гвоздики лежат на столе и не двигаются, пора вам вставать и бежать ко мне (педагог водит большим магнитом под столешницей, гвозди на столе двигаются).
Вывод: Магнит притягивает к себе только металлические предметы, у меня это были гвоздики.
Воспитатель: Продолжаем наше путешествие .
Опыт№6
Мы будем совершать следующее волшебство. Наше волшебство называется «магнитный фокус - Рыбалка».
Нужно достать рыбок из воды не замочив рук и магнита.
Опыт: В стакан с водой кладут рыбку из цветной клеенки с глазиком- кнопкой, загнутой с обратной стороны. Магнитом ведут по стенке банки. Магнит поднимает рыбку.
Воспитатель: Что же это за волшебство? Как вы думаете, почему у вас получилось достать рыбку из воды, не замочив рук? (Ответы детей).
Вывод: Магнит может действовать на предметы через стекло.
Воспитатель: Ребята, вам нравится путешествовать по волшебной стране?
Что нового вы сегодня узнали о магните?
Дети: Магнит притягивает железные предметы, действует сквозь бумагу, ткань, стекло, пластмасс магниты притягиваются друг к другу, магнит действует на расстоянии.
Воспитатель: Ребята, где в нашей группе вы сможете встретиться с магнитом и увидеть его волшебные свойства? (в шкафчиках для одежды, магнитные буквы, держатели, волшебный экран)
Вы хорошо сегодня поработали, много узнали о магните. Наше путешествие закончилось, а сейчас снимаем свои лабораторные наряды и я приглашаю вас посмотреть мультфильм «Лунтик и его друзья. Магнит».