ОГКУСО СРЦН «Радуга»
Воспитатель
Ильмукова Алефтина Анатольевна
Конспект познавательного занятия «На простор речной волны».
Цели:
- расширить знания детей о России, о людях, населяющих Поволжье,
- закрепить знания о быте, одежде татар, мордвы, чувашей,
- продолжать способствовать пониманию ребёнком роли мужчины и формированию у него мужественности,
- воспитывать уважение к окружающим, заботу о них,
-воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю.
Материал к занятию: карта России, бумажные куклы (в национальных костюмах – татар, мордвы, чувашей, русских), национальные детские костюмы (татарские, мордовские, чувашские, русские), женские украшения, д/игра «Назови правильно», фрагменты национального быта чувашей, татар, русских (полотенца, посуда, головные уборы, костюмы), д/игра «Назови одежду», «Узнай растение», «Чей головной убор».
Лексика: волжане, Татарстан, Мордовия, Чувашия, многонациональная, гостеприимство, Русь деревянная.
Предварительная работа: чтение русских, чувашских, татарских, мордовских сказок, легенд, рассматривание национальных народных костюмов (русских, татар, мордвы, чувашей), рассматривание вышивок, заучивание стихов о Волге, частушек, татарских и чувашских слов, беседы о быте людей разных национальностей, экскурсия в краеведческий музей, в мини-музей д/с.
Ход занятия:
В группу приносят телеграмму «Встречайте, скоро буду. Почемучка».
Ребята, к нам в гости едет Почемучка! Кто он?
Как вы думаете, зачем он приезжает?
Слышится звук подъезжающего автомобиля. Стук в дверь. Появляется Почемучка:
Здравствуйте, ребята. Меня зовут… (дети – Почемучка)
Почемучка, а почему тебя так назвали?
Почемучка:
А потому, что я все время задаю всем вопросы. И у вас тоже хочу спросить. Почему вы здесь собрались? А где вы живете?
А что такое Тольятти, Волга, Россия? Почему вы себя называете волжанами? А почему Россию называют многонациональной страной?
Ребята:
Почемучка, если ты хочешь узнать что-нибудь, то мы приглашаем тебя совершить вместе с нами путешествие по русской реке Волге.
Перед нею путь большой и долгий
Из лесного края в край степной.
И зовут ее рекою Волгой,
Матушкой, кормилицей, родной.
Почемучка:
А где протекает Волга? Где она родилась?
Приглашаем тебя к карте.
Ребенок:
Скатываясь с древнего Валдая,
Через Нижний, прямо на Увек,
Все спешит, спешит, в себя вбирая
По пути семь тысяч рек,
Меж болот, из мелкого колодца
Ручеек, не умолкая, льется.
Неприметен чистый ручеек,
Не широк, не звонок, не глубок.
Перейдешь его через дощечку,
А глядишь – ручей разлился в речку. (С. Маршак)
Все мне ясно, а почему говорят, что на Волге живут разные народы?
Ты задал правильный вопрос, Почемучка. Россия – самая большая страна в мире, посмотри на карту, какую огромную территорию занимает наша Родина. А мы живем на Волге и потому нас называют волжанами. На берегах Волги, Почемучка, живут (дети прикрепляют маленькие фигурки) мордва, татары, чуваши, русские, другие народы.
Как много и какие все красивые.
Почемучка, а ты посмотри на нас внимательно, что-нибудь замечаешь необычного?
Ой, и правда, ребята, вы одеты необычно. А почему?
А это секрет, оставайся с нами и мы тебе все покажем и расскажем.
Звучит чувашская народная мелодия. Девочка, одетая в чувашский национальный костюм, приглашает детей и Почемучку на посиделки (все приглашения на чувашском языке с переводом). Их встречает хозяйка в национальном чувашском костюме и рассказывает о своем народе.
Д/игра «Назови одежду». П/игра «Скок-перескок» (на какую русскую игру похожа?).
Почемучка:
Как интересно, и необычно. Спасибо вам, ребята! А у меня для вас письмо.
Воспитатель читает: «Исэнмсеэ балалар, безнек осигэрэхим интегех». Перевод.
Ребята, Почемучка, это приветствуют нас на татарском языке и приглашают нас в гости.
Хозяйка приглашает на татарском языке с переводом:
Пошмак су, почерек су
Син мине яхиш то
Битяэрем аллансын
Кулларым ачарсым.
Хозяйка приглашает, дети рассматривают ее одежду, называют ее.
А что еще на голове носят татарские женщины? (Калфан) А мужчины? (Тюбетейки)
Дети, а чем отличается татарская вышивка от вышивки людей других национальностей?
А как пьют чай татары? (Из пиалы, крепко заваренный и наливают понемногу)
А я приготовила вам игру «Найди головной убор». П/игра «Каравай».
Радыхнын, турган конеэ
Без петердек ах калаг
Менэ тундый кинлектэ
Менэ тундый торлыктэ
Менэ тундый тэбэнэк
Ак калаг ат калаг
Телегэнецне алда кач!
Спасибо, хозяюшка, загостились мы у тебя! До свидания.
Почемучка:
Ой, хорошо в гости ходить, я не против еще к кому-нибудь зайти. А вы, ребята?
Ребята, у меня есть небольшой ларец. Он необычный.
Волшебный ларец:
Позвони в бубенец,
И попали во дворец.
Открывается палата,
Посмотрите, чем она богата?
Нет ли там чудовищ?
Много ли сокровищ? (Да)
Сейчас мы это узнаем!
Воспитатель открывает ларец, и дети рассматривают украшения мордовских женщин.
Дети, что это? (Это украшения) Кто их носил? (Женщины) А женщины какой национальности?
Это – пончо – праздничный головной убор мордовских женщин. А из чего он сделан?
А это что? (Нагрудное украшение) Из чего? (Из бисера)
А это что? (Пулай – пояс) Из чего сделан? Для чего монеты, колокольчики?
Дети, а чем отличается природа Мордовии от Татарстана, Чувашии.
Д/игра «Что растет?». П/игра «Раю-раю».
Почемучка:
Ой, музыка слышится. Да, я ее узнаю, это русская народная песня.
Воспитатель:
Почемучка, посмотри на ребят и найди среди них девочку и мальчика в русских национальных костюмах.
Вижу, вижу, вот они. Выходите, ребята.
Дети приглашают в гости к бабушке Лие.
Встречает хозяйка: «Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, очень рада видеть вас у себя в гостях! Для дорого гостя - и ворота настежь!»
Воспитатель:
Видим, что рады вы нам!
Я гостей ждала, да блинов напекла. Проходите и рассаживайтесь на скамейки, которые смастерил мой хозяин Егор.
Ребенок:
Русь деревянная, края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.
Почемучка:
А вы, ребята, какую-нибудь песню знаете?
Да! Про блины. (Песня «Блины»)
Воспитатель:
Дети, а когда у нас на Руси пекут блины? (На масленицу)
Почемучка:
А почему Русь деревянной называют?
Потому что дома рубили из дерева, посуда была деревянная (хозяйка все показывает и нахваливает).
Воспитатель:
Почемучка, тебе ребята приготовили загадки, а ты должен отгадки найти здесь, в избе.
В лесу кланяется, кланяется,
Придет домой – растянется. (Топор)
Утка в море, а хвост на заборе. (Ковш)
Четыре ноги, два уха,
Один нос да брюхо. (Самовар)
Почемучка:
А теперь я вам загадаю, отгадка тоже здесь, в избе.
Что за урод, нога и рот,
Ничего не вижу, ртом таскаю
Жижу, сама не глотаю, а выливаю. (Ложка)
Молодцы! А еще я слышал, что на гуляньях русский народ всегда частушки поет.
Да, мы тоже частушки знаем!
Я пойду, разойдуся
По зеленой, по траве,
Заиграли гармонисты,
Все волнуется во мне.
Эй, девчушки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
Шире круг, шире круг,
Дайте круг пошире,
Не одна плясать пойду,
Нас идут четыре.
Мы в Тольятти родились,
И в Тольятти мы живем,
Мы – девчоночки-волжанки,
И нигде не пропадем!
Этот город, что на Волге,
Был Татищевым открыт,
Где теперь мы строим «Лады»
И на всю страну гремим!
Хозяйка:
На Руси сейчас идет масляная неделя. Сегодня вторник – заигрыш. Вот и поиграем с вами в игру «Русский хоровод».
Хозяйка:
Как для вас, мои друзья,
Наварила, напекла
Девяносто два блина,
Два корыта киселя,
Пятьдесят пирогов,
Не найду едоков.
Хозяйку потешьте –
Блинов моих поешьте.
Не красна изба углами –
Красна пирогами.
Дети:
Спасибо вам, хозяюшка, наделил бы вас господь и житьем, и бытьем, и здоровьицем.
Почемучка:
Вот здорово-то как!
Воспитатель:
Ребята, мы побывали сегодня в разных местах. Люди везде добрые да приветливые. Недаром говорят: «Где дружат – там живут, не тужат!»
А вы пословицы о дружбе знаете? (Ответы детей)
Ребята, по масляной неделе завтра среда-сластена. Вот и приглашают хозяйки всех жомов, где мы были, нас на чаепитие за стол, за угощение.
Хозяйки подают угощение. Называют блюда на своем языке с переводом.