СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект тематического педсовета "Профилактика профессиональной деформации педагога"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект содержит  текст и готовую презентацию. Занятие предусматривает активное взаимодействие участников и специалистов психологической службы. Не требует большой подготовки. Время работы 45 минут

Просмотр содержимого документа
«Конспект тематического педсовета "Профилактика профессиональной деформации педагога"»

10



Тематический педагогический совет

«Профилактика профессиональной деформации педагога»

13.01.2018



Слайд-заставка слайд 1



Начать нашу работу мне бы хотелось со слов великого советского педагога- новатора Василия Александровича Сухомлинского. Еще в своё время он говорил о том состоянии педагога, когда педагог не может эффективно работать. А сейчас – эта проблема стоит особенно остро. Может это связано с большими требованиями, предъявляемыми к педагогам, может с общими изменениями, происходящими в обществе, может еще со многими факторами, но так или иначе – сегодня мы всё чаще сталкиваемся с этой проблемой и её последствиями.


А еще – профессия учителя занесена в мировой список 18 опасных профессий. Почему? (мнения участников)


Рассмотрим само понятие – профессиональная деформация (по группам - мнения)


  1. - процесс влияния профессиональной сферы на психику человека;

  2. - результат изменение черт личности, проявляется в поведении, речи, физическом образе (образ «училки» из фильмов).


слайд 2



Любой процесс и результат могут иметь как положительнее, так и отрицательные стороны: (по группам - мнения)

+

личностный рост специалиста

(опасность - завышенная самооценка, неумение воспринимать замечания, поиск ошибок вне себя)





-

авторитарность

доминантность

педагогическая агрессия

неадекватная самооценка (низкая)

формализм

либеральность

консерватизм

некомпетентность

снижение требований к себе и окруж.












слайд 3

У педагогов профессиональна деформация, почти всегда сопровождается профессиональным и эмоциональным выгоранием - профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Это влечет за собой истощение эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.


Но есть и хорошая новость – ничего не бывает внезапно, все происходит не в один день и если знать, на что обращать внимание – можно в начальной стадии локализовать проблему и избежать более сложных последствий.


Стадии профессионального выгорания


слайд 4


первой стадия:

  • начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы всё пока нормально, но… скучно и грустно на душе;

  • исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;

  • возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, всё чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»


вторая стадия:

  • возникают недоразумения с окружающими, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;

  • неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии окружающих – в начале с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения.


третья стадия:

  • притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;

  • такой человек по привычке может ещё сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют «блеск интереса к чему бы то ни было», и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

Важно!

на первой стадии – человек может справиться с проблемой сам,

на второй - необходима помощь и поддержка окружающих,

на третьей – помощь специалиста


Три аспекта профессионального выгорания


К чему ведет профвыгорание?

слайд 5


Первый – снижение самооценки.

Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.

Второй – одиночество.

Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с окружающими.


Третий – эмоциональное истощение, соматизация.

Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьёзным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости.

Симптомы профессионального выгорания (практически)


Каждый из вас наверняка хотя бы раз задумывался над своим настроением и поведением на работе. Как могут проявляться симптомы профдеформации? Всего их три группы.

слайд 6


Предлагаю вам сделать сейчас небольшой анализ своего состояния (раздаточный материал – бланки ответов)


ПЕРВАЯ ГРУППА:

психофизические симптомы

  1. чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна;

  2. ощущение эмоционального и физического истощения;

  3. частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

  4. резкая потеря или резкое увеличение веса;

  5. полная или частичная бессонница;

  6. постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня.

ВТОРАЯ ГРУППА:

социально-психологические симптомы

  1. безразличие, скука, пассивность и депрессия;

  2. повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

  3. частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказа от общения, уход в себя);

  4. постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда);

  5. чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;

  6. чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности;

  7. общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, всё равно ничего не получится»).

ТРЕТЬЯ ГРУППА:

поведенческие симптомы

  1. ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее – все труднее и труднее;

  2. сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);

  3. постоянно, без необходимости, берёт работу домой, но дома ее не делает;

  4. руководитель затрудняется в принятии решений;

  5. чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

  6. невыполнение важных задач и «застревание» на мелких деталях;

  7. дистанцированность от коллег, и других участников учебно-воспитательного процесса, повышение неадекватной критичности;

  8. злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных сигарет.


ПФ с

СП с

П с

1 2 3

4 5 6

1 2 3 4

5 6 7

1 2 3 4

5 6 7 8






Результаты – в каждом столбике поставьте по 1 баллу за каждый +, добавьте по 1 баллу за каждые 2 галочки. Впишите внизу столбика. Сложите результаты трёх столбиков и впишите в нижнюю строку. Если у вас получилось 11 и выше – стоит обратить внимание на свою эмоциональную сферу.

Посмотрите, в каком столбике у вас наибольшая сумма – это уязвимая сфера.


Внешние и внутренние условия (факторы) профессионального выгорания.


слайд 7

Личностный фактор (внутренний)

Это, прежде всего, чувство собственной значимости на рабочем месте, возможность профессионального продвижения, автономия и уровень контроля со стороны руководства.


Организационный фактор (внешний)

На развитие синдрома влияет многочасовая работа, но не любая, а неопределенная (нечеткость функциональных обязанностей) либо не получившая должной оценки.


Ролевой фактор (соединение внутреннего и внешнего)

На развитие выгорания существенно влияют конфликты ролей и ролевая неопределенность, а также профессиональные ситуации, в которых совместные действия сотрудников в значительной степени не согласованны.


Каждый фактор взаимосвязан с остальными двумя.


Профилактика и психологическая помощь.


Что делать, если педагог считает, что у него есть симптомы профессионального и эмоционального выгорания?

слайд 8

  • В первую очередь - признать наличие проблемы, зачастую это самое трудное.

  • Следовать «золотому правилу» тибетских монахов – «Ты не можешь изменить мир, но можешь изменить себя».

  • Меняя себя помнить «Кто хочет – ищет возможность, а кто не хочет – ищет причину». Часто мы ищем именно причины, а не возможности


Качества, помогающие специалисту избежать профессионального выгорания

(по группам - мнения)

слайд 9


  • хорошее здоровье и сознательная забота о своём физическом состоянии (занятие спортом, здоровый образ жизни)

  • достаточная самооценка и уверенность в себе, в своих способностях и возможностях.

  • опыт успешного преодоления профессионального стресса;

  • открытость;

  • общительность;

  • самостоятельность;

  • стремление опираться на собственные силы

  • способность формировать и поддерживать в себе позитивные установки и ценности


Основные подходы к работе с профессиональным выгоранием

(как помочь себе)


Специалисты предлагают несколько вариантов, в зависимости от того, насколько далеко зашла проблема (стадии)

слайд 10


  1. Забота о себе и снижение уровня стресса:

- умение отвлекаться от переживаний, связанных с работой

- стремление к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни

- удовольствия (релаксация, медитация, игра)


  1. Трансформация негативных убеждений, чувства отчаяния, утраты смысла и безнадежности:

- создание сообщества – поиск единомышленников (но те тех, кто ищет «жилетку»)

- стремление бороться со своими негативными убеждениями

- повышение уровня профессионального мастерства.


  1. Работа с супервизором (психотерапевт, психиатр – не стоит этого бояться).


Как осуществить все это практически?

Ответ можно найти у Носстрата Пезешкиана, автора позитивной психотерапии.


Практическая работа (бланки)

Распределить свое время – отдых, работа, семья, хобби или удовольствия.

В идеале должен получиться ромб. Если нет – смотреть что западает и почему.


ИТАК, как избежать встречи с синдромом профессионального выгорания


слайд 11


- будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости;

- любите себя;

- подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям (хенд-мейд, спорт, общение с единомышленниками, чтение, саморазвитие и др.);

- перестаньте искать в работе счастье или спасение;

- перестаньте жить за других их жизнью. Живите своей. Не вместо людей. А вместе с ними;

- находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и частную жизнь;

- учитесь трезво осмысливать события каждого дня.


Закончить работу хочу отрывком из речи человека, который долгое время руководил компанией «Кока-кола», многого добился и у которого есть чему поучиться.

слайд 12

В одном из своих выступлений Брайан Дайсон сказал: «…представьте себе – это жизнь игра, построенная на жонглировании пятью шариками. Эти шарики – Работа, Семья, Здоровье, Друзья и Душа, и вам необходимо чтобы все они постоянно находились в воздухе.

Вскоре вы поймете, что шарик Работа сделан из резины – если вы невзначай его уроните, он подпрыгнет и вернется обратно. Но остальные четыре шарика – Семья, Здоровье, Друзья и Душа – стеклянные. И если вы уроните один из них, он будет непоправимо испорчен, надколот, поцарапан, серьезно поврежден или даже полностью разбит. Он никогда не будет таким, как раньше. Вы должны осознавать это и стараться, чтобы этого не случилось.

Работайте максимально эффективно в рабочее время и уходите домой вовремя. Посвящайте необходимое время своей семье, друзьям и полноценному отдыху. Ценность ценна только если её ценят.»



заключительный слайд