УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Урок-исследование дедуктивного типа «Выкладываем паркетаж»
Тема: «Виды треугольников» (равносторонний, равнобедренный и разносторонний)
Цель: создание условий для расширения и углубления знаний о видах треугольников (равносторонний, равнобедренный и разносторонний).
Ход урока:
Мотивация
Урок начинается с игры «Кто самый внимательный?» У каждой группы лежит задание и инструкция к нему (см. приложение 6).
У 1-ой группы получились слова – углы, стороны.
У 2-ой группы – многоугольники.
У 3-ей группы – паркетаж, вершины.
- Какие слова связаны между собой? (углы, стороны, вершины есть у многоугольников)
- Можем ли мы сказать, что слово «паркетаж» тоже связано с данными словами? Предположите, что может означать данное слово?
Пока ученики предполагают значение слова «паркетаж», учитель выставляет книги(«Мир паркета», «Строительство», «Сад и огород», «Детская энциклопедия», «Мир геометрических фигур»).
Это задание необходимо для того, чтобы ученики учились отбирать источники информации.
- Какая книга, энциклопедия может нам помочь в поиске определения слова «паркетаж»? Укажите те книги, в которых можно найти нужные сведения. Найдите определение искомого слова(Паркетаж – это мозайка из многоугольников).
Ученики приходят к выводу, что слово «паркетаж» связан с данными словами, т.к. состоит из многоугольников. Чтобы у учеников лучше сложилось представление о паркетаже, необходимо показать картинки такого покрытия. Далее ученики сами выкладывают паркетаж из многоугольников, которые у каждой группы находятся на столах. Во время работы ученики открывают правила, которые необходимо соблюдать при выкладывании паркетажа.
- Из всех ли многоугольников можно выложить паркетаж, например, треугольников? Учитель предлагает попробовать выложить паркетаж из треугольников (треугольники должны быть разного вида).
- Какая группа справилась? Почему? (Никто не справился с заданием, т.к. нельзя составить из треугольников паркетаж).
- Какую можно выдвинуть гипотезу?
Ученики выдвигают гипотезу: Предположим, что нельзя составить паркет из треугольников.
Формулируют тему и задачи урока:
Тема: Виды треугольников
Задачи: 1) Выяснить, какие есть виды треугольников
2) Узнать, может ли паркет состоять из треугольников
Исследование
- Чтобы решить поставленные задачи на уроке – проведем исследование. Чтобы провести исследование успешно, что нам необходимо соблюдать? (необходимо следовать плану исследования)
Каждая группа выполняет работу по плану:
Постройте треугольник.
Измерьте стороны треугольника.
Заполните пропуски в тексте
Проверьте себя по словарю
Проверяя себя по словарю, ученики ищут информацию в книге, тем самым формируя у себя познавательные общеучебные действия.
Суть исследования: на группу выдается конверт, в котором находятся полоски из бумаги. Из этих полосок необходимо построить фигуру – треугольник. Измерить стороны треугольника. Сделав вывод о сторонах треугольника, заполнить пропуски в тексте. Проверить себя по словарю. Словарь может быть небольшим, сделан специально для урока-исследования, чтобы в содержании были геометрические термины, расположенные в алфавитном порядке. Ученикам будет необходимо найти нужный термин (равнобедренный, равносторонний или разносторонний треугольник) и проверить свой ответ.
Тексты с пропусками
Для 1 группы
В ходе практической работы мы построили ………….., у которого все три стороны …………… . Треугольники у которых все три стороны равны называются …………… сторонними.
Для 2 группы
В ходе практической работы мы построили ………….., у которого равны две стороны…………… . Две равные стороны у треугольника ещё называют бедрами. Треугольники у которых две стороны (два бедра) равны называются …………… .
Для 3 группы
В ходе практической работы мы построили ………….., у которого все три стороны …………… . Треугольники у которых все три стороны разные называются …………… сторонними.
Обмен информацией
Дать возможность каждой группе рассказать о проделанной работе. После каждого выступления можно задать вопрос:
- О каком треугольнике рассказала группа?
- Назовите признак характерный только для этого треугольника.
- Как выяснить, какого вида треугольник?
Организация информации
На этом этапе урока-исследования на партах у каждого лежат конверты другого цвета, в них треугольники разных видов.
- Распределить треугольники на 3 группы.
При проверке, учитель на доску прикрепляет «эталон» (название треугольника и сам треугольник)
На этом этапе необходимо вернуться к задачам урока.
- Какую задачу мы с вами решали? Удалось её решить? После того как вы узнали виды треугольников, предположите почему не смогли выложить паркет? (треугольники были разных видов)
Применение
Для решения задачи – может ли паркет составить из треугольников, ученики выполняют творческую работу – собирают паркет. Для этого, каждая группа выбирает вид треугольников, получает папку, в которой находятся эти треугольники, и собирают узор. Далее представляют результат своей работы одноклассникам.
Связывание информации
- Гипотеза, которую мы сформулировали в начале урока, оказалась верной? (Нет. Паркет составить из треугольников можно)
- Какие виды треугольников помогли нам справиться с поставленной задачей? (равносторонний, равнобедренный, разносторонний)
- Где мы можем применить полученные знания?
Ученики формулируют заключение, принимая во внимание всю имеющуюся информацию, систематизированную на предыдущих этапах. Опровергают гипотезу.
Подведение итогов
На данном этапе обсудить результат проделанной работы: достигнута ли цель исследования, каким образом удалось опровергнуть гипотезу, в какой мере.
В результате такой работы в речевую практику учеников вводятся термины: разносторонний, равносторонний и равнобедренный треугольник.
Приложение 6.
Задания на этап «Мотивация»
1 группа.
Зачеркни повторяющиеся буквы, оставшиеся обведи в кружок.
ФПРУПРОГФРОЛОРФЫ
Найти спрятавшееся слово
с | м | м | а | л | м | д |
о | т | д | у | в | н | ч |
р | с | о | м | о | о | к |
о | к | а | р | р | г | с |
к | в | й | п | о | о | у |
в | й | у | ц | к | н | н |
п | р | г | к | м | г | ы |
2 группа.
Найдите спрятавшееся слово
с | м | м | а | л | п | д | м | н | ь | а | м |
п | р | о | и | а | в | ф | н | ы | у | с | т |
а | т | г | н | р | ы | й | о | л | г | е | к |
м | г | л | ш | щ | в | э | г | ы | ц | й | т |
ш | с | п | к | т | г | ы | о | о | р | ф | й |
р | з | х | ь | к | ц | и | у | т | к | н | р |
я | е | п | и | н | т | в | г | к | а | т | ш |
ч | с | ц | т | г | ы | з | о | т | х | и | т |
о | й | и | ц | т | в | ш | л | л | н | у | с |
г | т | й | ы | е | б | ю | ь | х | ц | и | е |
в | к | м | н | и | щ | б | н | м | й | т | к |
в | к | и | е | т | ф | в | и | н | б | ц | у |
в | ф | т | ц | с | н | и | к | г | ь | к | ц |
м | ц | и | н | т | ш | ь | и | ш | й | ц | в |
3 группа
Зачеркни повторяющиеся буквы, оставшиеся обведи в кружок.
ВПСТЕСПТРСПТШСПТИПСНПСТЫ
Найди спрятавшееся слово
с | м | м | а | л | м | д | а |
о | к | д | у | в | н | ч | п |
р | с | о | м | о | о | к | р |
п | а | р | к | е | т | а | ж |
к | в | й | п | ф | о | у | т |
в | й | у | ц | к | н | н | о |
п | р | г | к | м | г | ы | щ |
Урок-исследование индуктивного типа «Мир вычислений»
Тема: «Прибор для вычислений и расчетов – калькулятор»
Цель: создание условий для расширения и углубления знаний о приборах для вычислений и расчетов.
Ход урока:
Мотивация.
- Мир математики интересный и увлекательный. Не менее интересным является мир вычислений. Готовы погрузится в мир вычислений и узнать новое, интересное и раскрыть тайны прошлого? (Да. Готовы)
На уроке разыгрывается ситуация. Выбирается один ученик – продавец и 3 человека – покупатели. Заранее учитель продумывает списки продуктов так, чтобы в каждом было несколько наименований по разной цене и разное количество продуктов.
- Представьте, вы в продуктовом магазине. Мама дала вам список продуктов и деньги. Встаньте в очередь и купите воображаемые продукты. Продавец должен посчитать, сколько денег вы должны заплатить и сдать вам сдачу.
Ученики 2-3 минуты играю в игру. По истечении этого времени очередь не сдвинулась с места, учитель задаёт вопрос:
- Почему образовалась очередь, и продавец не смог быстро обслужить покупателей? (Продавец долго считал, продавцы для быстрого счета пользуются калькулятором)
- Для чего нужен калькулятор? (Калькулятор необходим для быстрых вычислений)
- Какие знаете приборы для вычислений кроме калькулятора? Всегда ли люди пользовались приборами для вычислений? (ученики называют приборы для вычислений и предполагают, всегда ли люди пользовались ими)
В ходе диалога с учителем ученики формулируют тему, цель и задачи исследования:
Тема: вычислительные приборы
Цель: узнать, какие существуют приборы для вычислений.
Задача: научиться пользоваться современным калькулятором.
Исследование
Организуется работа в 5 группах. Каждой группе необходимо найти как можно больше информации о вычислительных приборах.
1 группа - выступает в качестве корреспондентов (опрос работников школы: охранник, библиотекарь, сотрудники столовой)
2 группа – работает с интернетом
3 группа – работает с книгами (учителем заранее подобраны книги, в которых содержится информация о вычислительных приборах)
4 группа – работа с текстами
5 группа – работа с текстами
Каждой группе необходимо предоставить материал, инструкцию (см. приложение к уроку) и рабочие листы для записи.
Рабочий лист «Вычислительные приборы» Название вычислительного прибора______________________________ В какое время использовали_____________________________________ Как работает прибор?___________________________________________ Где применяется?______________________________________________ |
Ученики изучают подготовленные материалы, фиксируют на рабочих листах найденные факты, готовят устное сообщение для учеников из других групп.
Обмен информацией
Дать возможность каждой группе рассказать о проделанной работе, поделиться приобретенным опытом.
Организация информации
Учитель фиксирует на доске название прибора и общую информацию, которая пригодится для вывода.
Организация информации необходима, т.к. она обеспечивает и систематизирует новые знания, а так же позволяет представить еще большее понимание проблемы.
Связывание информации
- Посмотрите, сколько мы узнали приборов для вычислений. О каком приборе вы все точно знали? И какой прибор вы хоть раз каждый держал в руках? Каким прибором мы чаще всего пользуемся? (современным калькулятором)
Применение
- Откройте учебник на с. 97. Прочитайте, как пользоваться калькулятором.
- Найди с помощью калькулятора значение следующих выражений:
1) суммы 741+239
2) разности 853-465
3) произведения 
4) частного 756:4
Подведение итогов
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Чему научились?
- Достигнута ли цель исследования?
- Все ли выполнены задачи урока?
Ученики формулируют заключение, принимая во внимание всю имеющуюся информацию, систематизированную на предыдущем этапе.
Приложение к уроку
Инструкция для 1 группы.
Вы являетесь корреспондентами!
Вам необходимо опросить работников школы, какие приборы для вычислений они знаю и полученную информацию занести в рабочий лист. По истечении времени с этой информацией выступаете перед классом.
Инструкция для 2 группы.
Вы являетесь программистами!
Вам необходимо при помощи интернета найти приборы для вычислений и найденную информацию занести в рабочий лист.
По истечении времени с этой информацией выступаете перед классом.
Инструкция для 3 группы.
Вы являетесь работниками библиотеки!
Вам необходимо из книг найти информацию о вычислительных приборах и заполнить рабочий лист.
По истечении времени с этой информацией выступаете перед классом.
Инструкция для 4 группы.
Вы являетесь работниками в архиве!
Вам необходимо из данного текста найти информацию о вычислительных приборах и заполнить рабочий лист.
По истечении времени с этой информацией выступаете перед классом.
Текст для 4 группы:
Русские счеты - простое механическое устройство для выполнения арифметических расчетов, являются одним из первых вычислительных устройств и вплоть до конца 20 века.
Массово использовались в торговле и бухгалтерском деле. Счёты представляют собой раму с нанизанными на спицы костяшками, обычно по 10 штук.
Чтобы набрать число необходимо сдвинуть костяшки из правого края прута в левый. С помощью счётов, можно выполнять все базовые арифметических операции: сложение, вычитание, умножение, деление. Однако на практике удобно и быстро можно только складывать и вычитать.
Швейная машинка – устройство для соединения и отделки материалов. Первая швейная машина появилась в конце 18 века. Игла двигается вертикально, а ткань располагают на горизонтальной платформе и прижимают специальной лапкой. Вращая колесо, игла двигалась вертикально и прокалывала ткань, нанося стежки на ткани.
Арифмометр - настольная механическая вычислительная машина, предназначенная для точного умножения и деления, а также для сложения и вычитания. Появился в 17 веке. Практического распространения этот арифмометр не получил, так как был слишком сложен и дорог для своего времени.
Инструкция для 5 группы.
Вы являетесь составителями картотеки!
Вам необходимо из данного текста найти информацию о вычислительных приборах и заполнить рабочий лист.
По истечении времени с этой информацией выступаете перед классом.
Текст для 5 группы:
Четырёхзначные математические таблицы - это таблица, которая поможет при вычислениях в решении задач. Чтобы получить, например, произведение 57*49, надо взять табличку с номером 57 и найти пересечение строки с заголовком (слева) 40 и столбца с заголовком (сверху) 9. Получаем результат – 2793.
Калькулятор – электронное вычислительное устройство для выполнения операций над числами. Числа вводятся в калькулятор с помощью нажатия клавиш с цифрами от 0 до 9. Четыре клавиши на калькуляторе обозначают арифметические действия: сложение, вычитание, умножение и деление. Для того чтобы выполнить операцию, например, сложение 9+8, необходимо: ввести первое слагаемое, нажать клавишу с цифрой 9; указать выполняемое действие, нажать клавишу со знаком «+»; ввести второе слагаемое, нажать клавишу с цифрой 8; нажать клавишу со знаком «=» (на табло высветится результат).
Урок-исследование дедуктивного типа «История часов»
Тема: «Виды часов»
Цель: создание условий для расширения и углубления знаний о приборах для измерения времени
Ход урока:
Мотивация.
Учитель показывает ролик про время, где человек из младенца поэтапно превращается в пожилого человека.
- О чем сегодня мы с вами будем говорить? (о времени)
- Можно ли измерить время? Каким прибором? (Можно. Часами.)
- Какие виды современных часов вы знаете? (электронные часы, песочные, с циферблатом)
- Какими видами часов именно вам удобно пользоваться? (ученики высказывают своё мнение)
- Ученикам предъявляется проблемная ситуация, в которой ученики из других школ спорят о том, какие виды часов наиболее эффективны и удобны. Всего 5 видов часов: Солнечные, песочные, биологические, электронные и часы со стрелкой.
Пример: К нам в гости пришли ученики из других школ, все они пришли вовремя, но когда стали сверять часы, оказалось что у всех часы разные и стали ребята доказывать друг другу значимость именно своего прибора. Петя пользуется солнечными часами, и говорит, что ему очень удобно определять по ним время. Витя пользуется песочными часами и говорит, что он ещё никуда не опоздал. Маша используется электронными часами. Антон привык к биологическим, а Паша пользуется часами со стрелками. Они нас попросили разрешить их спор.
- Как вы думаете, в чем заключается спор ребят? (Какими часами пользоваться наиболее удобно)
- Какую мы можем сформулировать гипотезу?
После прослушивания ситуации, ученики в классе выдвигают гипотезы.
Например:
«Современными часами пользоваться удобно»,
«Удобно пользоваться песочными часами»,
«В современных условиях невозможно пользоваться солнечными часами».
Формулируют тему и задачи урока.
Тема урока: Виды часов
Задачи урока:
1) Узнать виды часов
2) Определить, с помощью каких часов удобней измерять время.
Исследование
Класс делится на 5 групп. Каждая группа получает для работы: текст об одном виде часов (см. приложение к уроку) и рабочий лист.
Рабочий лист «Виды часов» Вид часов:____________________________________________________ Как устроены:_________________________________________________ Способ измерения времени:_____________________________________ Плюсы:______________________________________________________ Минусы:_____________________________________________________ |
Ученики изучают подготовленные материалы, фиксируют на рабочих листах найденные факты, готовят устное сообщение для учеников из других групп.
Обмен информацией
Дать возможность каждой группе рассказать о проделанной работе, продемонстрировать способ измерения теми часами, с которыми работали, и результаты.
Организация информации
Учитель фиксирует данные на доске в таблицу: название часов, плюсы и минусы, чтобы в конце урока сделать вывод какой же все-таки способ измерения времени удобен и практичен.
Также можно задать вопросы для большего понимания:
- Можно ли этими часами измерить промежуток времени в 10 секунд, 3 минуты, 20 минут, 3 часа?
Организация информации необходима, т.к. она обеспечивает и систематизирует новые знания, а также позволяет представить широту доказательства гипотезы и ещё большее её понимание.
Связывание информации
- Итак, что же мы теперь можем сказать о видах часах? Какие гипотезы мы с вами доказали, а какие опровергли?
«Часами со стрелкой пользоваться удобно» - доказали
«Удобно пользоваться песочными часами» - доказали
«В современных условиях невозможно пользоваться солнечными часами» - доказали
Применение
Предложить ученикам задание на определение времени.
Задание: Определите по часам, который час?



Задание: Петя и Егор спорили: Петя утверждает, что на занятие по робототехнике им нужно успеть к 16.50. А Егор считает, что можно прийти без десяти минут пять. Кто из мальчиков прав и почему?
Подведение итогов
На данном этапе обсудить результат проделанной работы: достигнута ли цель исследования, каким образом удалось доказать гипотезу или гипотезы, в какой мере.
Приложение к уроку
«Виды часов»
Петя. Солнечные часы.
Первый простейший прибор для измерения времени — солнечные часы был изобретен вавилонянами примерно 3 тысячи лет назад.
Первоначально указатель солнечных часов представлял собой палку, вертикально воткнутую в землю, а циферблат состоял из вбитых в землю колышков. Считалось, что прошел час, когда тень доходила от одного колышка до другого.
Солнечные часы имели один существенный недостаток: они могли «ходить» только на улице, да и то на освещенной солнцем стороне. Это, конечно, было крайне неудобно.
Витя. Песочные часы
Из древности пришли к нам песочные часы. Может быть, кто-нибудь из вас видел их? Ведь песочные часы до сих пор применяются в медицине, когда нужно отмерить небольшой, но определенный отрезок времени.
Песочные часы представляют собой два небольших сосуда, имеющих форму конусов, соединенных вершинами друг с другом, с узким отверстием в месте соединения сосудов. В верхнем сосуде находится песок, который тонкой струйкой просачивается сквозь отверстие в нижний сосуд. Когда весь песок из верхнего сосуда окажется в нижнем, проходит определенное время, например, одна минута.
Маша. Электронные часы.
История электронных часов, то есть устройств, показывающих время не при помощи стрелок, а использующих световые электронные табло и дисплеи началась не так уж и давно – в средине прошлого века. За счет питания от сети и встроенного механизма на табло горят яркие цифры, первые две цифры показывают часы, вторые две цифры – минуты. Достоинством является высокая яркость свечения, в некоторых - встроены будильник. Недостатком является, что часы работают от сети, располагать их необходимо рядом с розеткой из-за короткого шнура питания.
Антон. Биологические часы.
Есть в природе и звучащие «живые часы». Весной и летом можно легко определить время по пению птиц. Соловей просыпается в начале второго часа ночи.
В 2-3 ч утра начинает петь полевой жаворонок.
В 5 ч просыпается зяблик. А вот воробей, живущий рядом с человеком, просыпается поздно - в 6 ч.
Самый верный утренний будильник — петух, причем не только весной и летом, а в любое время года. Жителям деревень пользоваться такими часами удобно.
Так же есть «биологические часы» и у человека, если на протяжении длительного времени человека будить в одно и тоже время, то в один момент он сам без посторонней помощи может проснуться в это время.
Паша. Механические часы.
В доме каждого из нас есть часы. Может быть, и не одни. Механические часы. Устройство часового механизма состоит из следующих основных компонентов:
-Двигатель
-Система шестерен (зубчатых колес)
-Регулятор, который отсчитывает время.
-Стрелочный механизм, при помощи которого мы видим на циферблате куда указывают стрелки.
Каждый из нас умеет определять время по этим часам: большая стрелка указывает который час, а маленькая – сколько минут.
У механических часов периодически необходимо чистить внутренний механизм и перезаводить их, иначе время могут показывать не точно.
Приложение 4
Методические рекомендации по организации и конструированию урока-исследования
Основные этапы урока-исследования:
Мотивация (создание проблемной ситуации).
Исследование (может быть в малых группах).
Обмен информацией.
Организация информации.
Связывание информации.
Подведение итогов: рефлексия.
Постановка новых вопросов.
Применение.
Цель индуктивного исследования - открытие связующего принципа, новой общей идеи, закономерности.
Цель дедуктивного исследования - подтверждение (доказательство) проблемы или изучения форм её проявления в разных условиях, ситуациях, сферах.
Функциональное значение этапов индуктивного и дедуктивного исследования
Индуктивное исследование | Этапы исследования | Дедуктивное исследование |
Создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение проблемы и формулирование вопроса, который вызывает психологическую необходимость поиска и является регулятором этого поиска | Мотивация или создание проблемной ситуации | Создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение общей идеи-гипотезы, обусловливающей необходимость поиска фактов, изучения форм её проявления в разных условиях, ситуация, сферах |
Поиск решения проблемы | Исследование | Поиск фактов для обоснования (опровержения) гипотезы-обобщения |
Изложение результатов исследования | Обмен информацией | Изложение результатов исследования |
Сортировка или классификация полученных в результате исследования фактов с целью обеспечения условий для связывания разнородных данных и открытия нового принципа, идеи, обобщения. | Организация информации | Сортировка или классификация полученных в результате исследования фактов с целью их оценки по отношению к гипотезе-обобщению и осознания обоснованности рассматриваемой гипотезы |
Открытие и формулирование нового знания: принципа, идеи, обобщения | Связывание информации | Формулирование заключения о доказанности гипотезы на основании оцененных и систематизированных ранее данных (определение границ обоснованности гипотезы-обобщения) |
Оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы, обсуждение перспективы дальнейшей работы по проблеме. Рефлексия | Подведение итогов, рефлексия | Осмысление значения доказанной гипотезы, уточнение, развитие. Возможно оценивание «малых гипотез», вытекающих из основной гипотезы-обобщения. Рефлексия |
Использование найденного принципа, идеи, нового знания в новых условиях для достижения подлинного понимания открытия. | Применение | Использование обоснованности в ходе исследования гипотезы-обобщения в новых условиях для понимания новых частных случаев, восстановления недостающего звена в ситуации, обусловленной проявлением обоснованной закономерности, и т.д. |
Рекомендации к применению уроков-исследований в практике учителя
В первом классе:
- уроки-исследования не проводить;
- осуществлять парную и групповую формы работы на уроке;
Во втором классе работа осуществляется по направлениям:
- выполнение и решение исследовательских заданий;
- обогащение словарного запаса школьника такими понятиями, как исследование, информация, источник, гипотеза, заключение, факты и т.д.
- начинать проводить фрагменты уроков-исследований, отдельные этапы, например «исследование в малых группах», «выдвижение общей идеи»;
- использовать проблемно-поисковые методы работы;
- учить работать по инструкции, по плану;
- учить заполнять рабочие листы.
В третьем классе работа учителя заключается:
- в проведении уроков-исследований по учебным дисциплинам;
- в обогащении исследовательского опыта младших школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности.
В четвертом классе учитель:
- продолжает проводить уроки-исследования по учебным дисциплинам;
- повышает уровень сложности материала, используемого на уроках-исследованиях;
- продолжает работать по накоплению представлений обучающихся об исследовательской деятельности.
Этапы конструирования урока-исследования
Этап | Содержание деятельности | Что нужно знать учителю? |
1 | Сформулировать результат урока | Осознать, какое правило, принцип, закономерность или связь должны быть выявлены или обоснованы |
2 | Определить материал для изучения, на основании которого можно выявить или обосновать обобщение | Определить объем, характер, сложность и форму предъявления информации на основании значимых критериев |
3 | Определить тип учебного исследования | Учесть специфику поставленных задач, обобщения, особенности материала |
4 | Сконструировать проблемную ситуацию для учеников | Обеспечить возникновение потребности в раскрытии неизвестного (планируемого результата) |
5 | Продумать состав групп, распределение материала для изучения по группам, форму представления работы | Учесть принципы и правила организации работы в малых группах |
Урок-исследование индуктивного типа «Собери посылку»
Тема: «Единица измерения массы – грамм»
Цель: создание условий для расширения и углубления знаний о единицах измерения массы и формирования понятия грамм.
Ход урока:
Мотивация
- Сегодня на уроке мы будем исследователями, а поможет нам в этом наука математика, т.к. для проведения исследования нам необходимы математические расчеты. Выполните задания.
Задание 1.
Распределите картинки на группы (приборы для измерения длины: линейка, рулетка, метр; приборы для измерения массы: электронные весы, весы с гирьками, медицинские весы, безмен).
Задание 2.
- Отгадайте загадку.
Кто легче из друзей, кто тяжелей:
Пчела, комарик или муравей
Определят ни метр, и не часы,
Ни календарь, ни градусник – (весы).
- С какой величиной мы будем работать? (с массой)
Учитель предъявляет проблемную ситуацию ученикам.
Пример:
Мама и папа пришли на почту, чтобы отправить посылку своему сыну Коле в другой город. Но её у них не приняли, указав на объявление.
Объявление Почта производит пересылку посылок в том случае, если масса одной посылки не превышает 1 кг. |
Задание: Помогите собрать посылку родителям.
В посылке были следующие вещи: 3 пачки печенья, комплект из 5 учебников, энциклопедия, портфель, краски для рисования, свитер.
- Почему у родителей не приняли посылку? (она была больше 1 кг.)
- Что вы можете сказать об информации в объявлении? О массе посылки? (она должна быть не больше 1 кг.)
- Достаточно ли вам известной единицы измерения массы, чтобы определить массу посылки? (Нам не известна единица массы меньше одного килограмма.)
Ученики формулируют тему и задачи урока:
Тема: Новая единица измерения массы
Задачи:
Узнать о новой единице измерения массы, которая меньше килограмма;
Научиться выполнять действия с величиной;
Помочь родителям собрать посылку.
- Кто знает, как называется единица массы, которая меньше килограмма? (Грамм.)
- Проверим наши предположения по словарю (Ученикам на пару выдается словарик, в котором нужно найти искомое слово)
- Уточните тему нашего урока (Единица массы - грамм)
- Сколько в килограмме граммов? Проверим информацию по учебнику.
(В килограмме тысяча граммов).
- Перед тем как проводить исследование научимся выполнять действия с новой единицей массы.
Задание 3. Чтобы получить 7 г, 80 г, 100 г, 600г какие гири необходимо взять?
- Умение выполнять действия с единицей массы – грамм пригодятся при проведении нашего исследования.
- Какие задачи, поставленные в начале урока, решены? (Узнали о новой единице измерения массы и учились выполнять с ней действия)
Для того чтобы решить третью исследовательскую задачу, проведем исследование.
Исследование
Класс делится на 5 групп. Каждой группе представлены предметы, которые были в посылке у родителей.
- Чтобы провести исследование необходимо составить план исследования.
План исследования:
Узнать (взвесить или посмотреть на этикетке) массу предмета или вещи.
Решить, что необходимо положить в посылку.
Собрать посылку с вещами так, чтобы общая масса составляла не больше 1 кг.
Каждая группа выполняет задание – собирают посылку. Выполняя это задание, ученики ищут информацию – массу предмета. (Смотрят этикетки или при помощи электронных весов, взвешивают предметы)
Обмен информацией
Дать возможность каждой группе рассказать о проделанной работе и представить свой результат.
Организация информации
По ходу выступлений групп, учитель фиксирует данные на доске, ученики у себя в тетрадях.
Например:
1 группа:
200 + 200 + 250 + 350 = 1000 (г)
1000 г = 1 кг
2 группа:
450 + 200 + 350 = 1000 (г)
1000 г =1 кг
3 группа:
840 + 100 = 940 (г)
Организация информации необходима, т.к. она обеспечивает и систематизирует новые знания, а также позволяет представить широту решения проблемы.
На этом этапе необходимо вернуться к задачам урока.
- Какую задачу мы с вами решали? Удалось её решить? (нам удалось решить исследовательскую задачу – каждая группа собрала посылку.)
Связывание информации
- О какой единице измерения массы вы узнали? (узнали о новой единице измерения массы – грамм)
- Как новая единица измерения связана с уже известными? (в одном килограмме тысяча граммов)
- Где эти знания пригодятся в жизни?
Подведение итогов
На данном этапе обсудить результат проделанной работы: достигнута ли цель исследования, каким образом удалось достичь цели.
Учениками формулируется результат урока: сегодня на уроке узнали о новой единице измерения массы – грамм, научились выполнять действия с новой величиной и решили исследовательскую задачу
Применение
На этапе «Применение» можно предложить такое задание:
Поставь вопросы к задаче и реши её. Девочка купила 2 пачки печенья, по 200 г каждая, и 2 пачки чая, по 50 г каждая.