СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока-исследования для 3 класса на тему "Виды треугольников. Выкладываем паркетаж"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Виды треугольников» (равносторонний, равнобедренный и разносторонний)

Цель: создание условий для расширения и углубления знаний о видах треугольников (равносторонний, равнобедренный и разносторонний).

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока-исследования для 3 класса на тему "Виды треугольников. Выкладываем паркетаж"»

УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Урок-исследование дедуктивного типа «Выкладываем паркетаж»

Тема: «Виды треугольников» (равносторонний, равнобедренный и разносторонний)

Цель: создание условий для расширения и углубления знаний о видах треугольников (равносторонний, равнобедренный и разносторонний).

Ход урока:

  1. Мотивация

Урок начинается с игры «Кто самый внимательный?» У каждой группы лежит задание и инструкция к нему (см. приложение 6).

У 1-ой группы получились слова – углы, стороны.

У 2-ой группы – многоугольники.

У 3-ей группы – паркетаж, вершины.

- Какие слова связаны между собой? (углы, стороны, вершины есть у многоугольников)

- Можем ли мы сказать, что слово «паркетаж» тоже связано с данными словами? Предположите, что может означать данное слово?

Пока ученики предполагают значение слова «паркетаж», учитель выставляет книги(«Мир паркета», «Строительство», «Сад и огород», «Детская энциклопедия», «Мир геометрических фигур»).

Это задание необходимо для того, чтобы ученики учились отбирать источники информации.

- Какая книга, энциклопедия может нам помочь в поиске определения слова «паркетаж»? Укажите те книги, в которых можно найти нужные сведения. Найдите определение искомого слова(Паркетаж – это мозайка из многоугольников).

Ученики приходят к выводу, что слово «паркетаж» связан с данными словами, т.к. состоит из многоугольников. Чтобы у учеников лучше сложилось представление о паркетаже, необходимо показать картинки такого покрытия. Далее ученики сами выкладывают паркетаж из многоугольников, которые у каждой группы находятся на столах. Во время работы ученики открывают правила, которые необходимо соблюдать при выкладывании паркетажа.

- Из всех ли многоугольников можно выложить паркетаж, например, треугольников? Учитель предлагает попробовать выложить паркетаж из треугольников (треугольники должны быть разного вида).

- Какая группа справилась? Почему? (Никто не справился с заданием, т.к. нельзя составить из треугольников паркетаж).

- Какую можно выдвинуть гипотезу?

Ученики выдвигают гипотезу: Предположим, что нельзя составить паркет из треугольников.

Формулируют тему и задачи урока:

Тема: Виды треугольников

Задачи: 1) Выяснить, какие есть виды треугольников

2) Узнать, может ли паркет состоять из треугольников

  1. Исследование

- Чтобы решить поставленные задачи на уроке – проведем исследование. Чтобы провести исследование успешно, что нам необходимо соблюдать? (необходимо следовать плану исследования)

Каждая группа выполняет работу по плану:

  1. Постройте треугольник.

  2. Измерьте стороны треугольника.

  3. Заполните пропуски в тексте

  4. Проверьте себя по словарю

Проверяя себя по словарю, ученики ищут информацию в книге, тем самым формируя у себя познавательные общеучебные действия.

Суть исследования: на группу выдается конверт, в котором находятся полоски из бумаги. Из этих полосок необходимо построить фигуру – треугольник. Измерить стороны треугольника. Сделав вывод о сторонах треугольника, заполнить пропуски в тексте. Проверить себя по словарю. Словарь может быть небольшим, сделан специально для урока-исследования, чтобы в содержании были геометрические термины, расположенные в алфавитном порядке. Ученикам будет необходимо найти нужный термин (равнобедренный, равносторонний или разносторонний треугольник) и проверить свой ответ.

Тексты с пропусками

Для 1 группы

В ходе практической работы мы построили ………….., у которого все три стороны …………… . Треугольники у которых все три стороны равны называются …………… сторонними.

Для 2 группы

В ходе практической работы мы построили ………….., у которого равны две стороны…………… . Две равные стороны у треугольника ещё называют бедрами. Треугольники у которых две стороны (два бедра) равны называются …………… .

Для 3 группы

В ходе практической работы мы построили ………….., у которого все три стороны …………… . Треугольники у которых все три стороны разные называются …………… сторонними.

  1. Обмен информацией

Дать возможность каждой группе рассказать о проделанной работе. После каждого выступления можно задать вопрос:

- О каком треугольнике рассказала группа?

- Назовите признак характерный только для этого треугольника.

- Как выяснить, какого вида треугольник?

  1. Организация информации

На этом этапе урока-исследования на партах у каждого лежат конверты другого цвета, в них треугольники разных видов.

- Распределить треугольники на 3 группы.

При проверке, учитель на доску прикрепляет «эталон» (название треугольника и сам треугольник)

На этом этапе необходимо вернуться к задачам урока.

- Какую задачу мы с вами решали? Удалось её решить? После того как вы узнали виды треугольников, предположите почему не смогли выложить паркет? (треугольники были разных видов)

  1. Применение

Для решения задачи – может ли паркет составить из треугольников, ученики выполняют творческую работу – собирают паркет. Для этого, каждая группа выбирает вид треугольников, получает папку, в которой находятся эти треугольники, и собирают узор. Далее представляют результат своей работы одноклассникам.

  1. Связывание информации

- Гипотеза, которую мы сформулировали в начале урока, оказалась верной? (Нет. Паркет составить из треугольников можно)

- Какие виды треугольников помогли нам справиться с поставленной задачей? (равносторонний, равнобедренный, разносторонний)

- Где мы можем применить полученные знания?

Ученики формулируют заключение, принимая во внимание всю имеющуюся информацию, систематизированную на предыдущих этапах. Опровергают гипотезу.

  1. Подведение итогов

На данном этапе обсудить результат проделанной работы: достигнута ли цель исследования, каким образом удалось опровергнуть гипотезу, в какой мере.

В результате такой работы в речевую практику учеников вводятся термины: разносторонний, равносторонний и равнобедренный треугольник.


Приложение 6.

Задания на этап «Мотивация»

1 группа.

Зачеркни повторяющиеся буквы, оставшиеся обведи в кружок.

ФПРУПРОГФРОЛОРФЫ

Найти спрятавшееся слово

с

м

м

а

л

м

д

о

т

д

у

в

н

ч

р

с

о

м

о

о

к

о

к

а

р

р

г

с

к

в

й

п

о

о

у

в

й

у

ц

к

н

н

п

р

г

к

м

г

ы


2 группа.

Найдите спрятавшееся слово

с

м

м

а

л

п

д

м

н

ь

а

м

п

р

о

и

а

в

ф

н

ы

у

с

т

а

т

г

н

р

ы

й

о

л

г

е

к

м

г

л

ш

щ

в

э

г

ы

ц

й

т

ш

с

п

к

т

г

ы

о

о

р

ф

й

р

з

х

ь

к

ц

и

у

т

к

н

р

я

е

п

и

н

т

в

г

к

а

т

ш

ч

с

ц

т

г

ы

з

о

т

х

и

т

о

й

и

ц

т

в

ш

л

л

н

у

с

г

т

й

ы

е

б

ю

ь

х

ц

и

е

в

к

м

н

и

щ

б

н

м

й

т

к

в

к

и

е

т

ф

в

и

н

б

ц

у

в

ф

т

ц

с

н

и

к

г

ь

к

ц

м

ц

и

н

т

ш

ь

и

ш

й

ц

в



3 группа

Зачеркни повторяющиеся буквы, оставшиеся обведи в кружок.

ВПСТЕСПТРСПТШСПТИПСНПСТЫ

Найди спрятавшееся слово

с

м

м

а

л

м

д

а

о

к

д

у

в

н

ч

п

р

с

о

м

о

о

к

р

п

а

р

к

е

т

а

ж

к

в

й

п

ф

о

у

т

в

й

у

ц

к

н

н

о

п

р

г

к

м

г

ы

щ




Урок-исследование индуктивного типа «Мир вычислений»

Тема: «Прибор для вычислений и расчетов – калькулятор»

Цель: создание условий для расширения и углубления знаний о приборах для вычислений и расчетов.

Ход урока:

  1. Мотивация.

- Мир математики интересный и увлекательный. Не менее интересным является мир вычислений. Готовы погрузится в мир вычислений и узнать новое, интересное и раскрыть тайны прошлого? (Да. Готовы)

На уроке разыгрывается ситуация. Выбирается один ученик – продавец и 3 человека – покупатели. Заранее учитель продумывает списки продуктов так, чтобы в каждом было несколько наименований по разной цене и разное количество продуктов.

- Представьте, вы в продуктовом магазине. Мама дала вам список продуктов и деньги. Встаньте в очередь и купите воображаемые продукты. Продавец должен посчитать, сколько денег вы должны заплатить и сдать вам сдачу.

Ученики 2-3 минуты играю в игру. По истечении этого времени очередь не сдвинулась с места, учитель задаёт вопрос:

- Почему образовалась очередь, и продавец не смог быстро обслужить покупателей? (Продавец долго считал, продавцы для быстрого счета пользуются калькулятором)

- Для чего нужен калькулятор? (Калькулятор необходим для быстрых вычислений)

- Какие знаете приборы для вычислений кроме калькулятора? Всегда ли люди пользовались приборами для вычислений? (ученики называют приборы для вычислений и предполагают, всегда ли люди пользовались ими)

В ходе диалога с учителем ученики формулируют тему, цель и задачи исследования:

Тема: вычислительные приборы

Цель: узнать, какие существуют приборы для вычислений.

Задача: научиться пользоваться современным калькулятором.

  1. Исследование

Организуется работа в 5 группах. Каждой группе необходимо найти как можно больше информации о вычислительных приборах.

1 группа - выступает в качестве корреспондентов (опрос работников школы: охранник, библиотекарь, сотрудники столовой)

2 группа – работает с интернетом

3 группа – работает с книгами (учителем заранее подобраны книги, в которых содержится информация о вычислительных приборах)

4 группа – работа с текстами

5 группа – работа с текстами

Каждой группе необходимо предоставить материал, инструкцию (см. приложение к уроку) и рабочие листы для записи.

Рабочий лист «Вычислительные приборы»

  1. Название вычислительного прибора­­­­­­­­­­­­­­­­______________________________

  2. В какое время использовали_____________________________________

  3. Как работает прибор?___________________________________________

  4. Где применяется?­______________________________________________


Ученики изучают подготовленные материалы, фиксируют на рабочих листах найденные факты, готовят устное сообщение для учеников из других групп.

  1. Обмен информацией

Дать возможность каждой группе рассказать о проделанной работе, поделиться приобретенным опытом.

  1. Организация информации

Учитель фиксирует на доске название прибора и общую информацию, которая пригодится для вывода.

Организация информации необходима, т.к. она обеспечивает и систематизирует новые знания, а так же позволяет представить еще большее понимание проблемы.

  1. Связывание информации

- Посмотрите, сколько мы узнали приборов для вычислений. О каком приборе вы все точно знали? И какой прибор вы хоть раз каждый держал в руках? Каким прибором мы чаще всего пользуемся? (современным калькулятором)

  1. Применение

- Откройте учебник на с. 97. Прочитайте, как пользоваться калькулятором.

- Найди с помощью калькулятора значение следующих выражений:

1) суммы 741+239

2) разности 853-465

3) произведения

4) частного 756:4

  1. Подведение итогов

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Чему научились?

- Достигнута ли цель исследования?

- Все ли выполнены задачи урока?

Ученики формулируют заключение, принимая во внимание всю имеющуюся информацию, систематизированную на предыдущем этапе.

Приложение к уроку

Инструкция для 1 группы.

Вы являетесь корреспондентами!

Вам необходимо опросить работников школы, какие приборы для вычислений они знаю и полученную информацию занести в рабочий лист. По истечении времени с этой информацией выступаете перед классом.

Инструкция для 2 группы.

Вы являетесь программистами!

Вам необходимо при помощи интернета найти приборы для вычислений и найденную информацию занести в рабочий лист.

По истечении времени с этой информацией выступаете перед классом.

Инструкция для 3 группы.

Вы являетесь работниками библиотеки!

Вам необходимо из книг найти информацию о вычислительных приборах и заполнить рабочий лист.

По истечении времени с этой информацией выступаете перед классом.

Инструкция для 4 группы.

Вы являетесь работниками в архиве!

Вам необходимо из данного текста найти информацию о вычислительных приборах и заполнить рабочий лист.

По истечении времени с этой информацией выступаете перед классом.

Текст для 4 группы:

Русские счеты - простое механическое устройство для выполнения арифметических расчетов, являются одним из первых вычислительных устройств и вплоть до конца 20 века.

Массово использовались в торговле и бухгалтерском деле. Счёты представляют собой раму с нанизанными на спицы костяшками, обычно по 10 штук. 

Чтобы набрать число необходимо сдвинуть костяшки из правого края прута в левый. С помощью счётов, можно выполнять все базовые арифметических операции: сложение, вычитание, умножение, деление. Однако на практике удобно и быстро можно только складывать и вычитать.

Швейная машинка – устройство для соединения и отделки материалов. Первая швейная машина появилась в конце 18 века. Игла двигается вертикально, а ткань располагают на горизонтальной платформе и прижимают специальной лапкой. Вращая колесо, игла двигалась вертикально и прокалывала ткань, нанося стежки на ткани.

Арифмометр - настольная механическая вычислительная машина, предназначенная для точного умножения и деления, а также для сложения и вычитания. Появился в 17 веке. Практического распространения этот арифмометр не получил, так как был слишком сложен и дорог для своего времени.

Инструкция для 5 группы.

Вы являетесь составителями картотеки!

Вам необходимо из данного текста найти информацию о вычислительных приборах и заполнить рабочий лист.

По истечении времени с этой информацией выступаете перед классом.

Текст для 5 группы:

Четырёхзначные математические таблицы - это таблица, которая поможет при вычислениях в решении задач. Чтобы получить, например, произведение 57*49, надо взять табличку с номером 57 и найти пересечение строки с заголовком (слева) 40 и столбца с заголовком (сверху) 9. Получаем результат – 2793.

Калькулятор – электронное вычислительное устройство для выполнения операций над числами. Числа вводятся в калькулятор с помощью нажатия клавиш с цифрами от 0 до 9. Четыре клавиши на калькуляторе обозначают арифметические действия: сложение, вычитание, умножение и деление. Для того чтобы выполнить операцию, например, сложение 9+8, необходимо: ввести первое слагаемое, нажать клавишу с цифрой 9; указать выполняемое действие, нажать клавишу со знаком «+»; ввести второе слагаемое, нажать клавишу с цифрой 8; нажать клавишу со знаком «=» (на табло высветится результат).

Урок-исследование дедуктивного типа «История часов»

Тема: «Виды часов»

Цель: создание условий для расширения и углубления знаний о приборах для измерения времени

Ход урока:

  1. Мотивация.

Учитель показывает ролик про время, где человек из младенца поэтапно превращается в пожилого человека.

- О чем сегодня мы с вами будем говорить? (о времени)

- Можно ли измерить время? Каким прибором? (Можно. Часами.)

- Какие виды современных часов вы знаете? (электронные часы, песочные, с циферблатом)

- Какими видами часов именно вам удобно пользоваться? (ученики высказывают своё мнение)

- Ученикам предъявляется проблемная ситуация, в которой ученики из других школ спорят о том, какие виды часов наиболее эффективны и удобны. Всего 5 видов часов: Солнечные, песочные, биологические, электронные и часы со стрелкой.

Пример: К нам в гости пришли ученики из других школ, все они пришли вовремя, но когда стали сверять часы, оказалось что у всех часы разные и стали ребята доказывать друг другу значимость именно своего прибора. Петя пользуется солнечными часами, и говорит, что ему очень удобно определять по ним время. Витя пользуется песочными часами и говорит, что он ещё никуда не опоздал. Маша используется электронными часами. Антон привык к биологическим, а Паша пользуется часами со стрелками. Они нас попросили разрешить их спор.

- Как вы думаете, в чем заключается спор ребят? (Какими часами пользоваться наиболее удобно)

- Какую мы можем сформулировать гипотезу?

После прослушивания ситуации, ученики в классе выдвигают гипотезы.

Например:

«Современными часами пользоваться удобно»,

«Удобно пользоваться песочными часами»,

«В современных условиях невозможно пользоваться солнечными часами».

Формулируют тему и задачи урока.

Тема урока: Виды часов

Задачи урока:

1) Узнать виды часов

2) Определить, с помощью каких часов удобней измерять время.

  1. Исследование

Класс делится на 5 групп. Каждая группа получает для работы: текст об одном виде часов (см. приложение к уроку) и рабочий лист.

Рабочий лист «Виды часов»

  1. Вид часов:­­­_____­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_______________________________________________

  2. Как устроены:_________________________________________________

  3. Способ измерения времени:_____________________________________

  4. Плюсы:______________________________________________________

  5. Минусы:_____________________________________________________

Ученики изучают подготовленные материалы, фиксируют на рабочих листах найденные факты, готовят устное сообщение для учеников из других групп.

  1. Обмен информацией

Дать возможность каждой группе рассказать о проделанной работе, продемонстрировать способ измерения теми часами, с которыми работали, и результаты.

  1. Организация информации

Учитель фиксирует данные на доске в таблицу: название часов, плюсы и минусы, чтобы в конце урока сделать вывод какой же все-таки способ измерения времени удобен и практичен.

Также можно задать вопросы для большего понимания:

- Можно ли этими часами измерить промежуток времени в 10 секунд, 3 минуты, 20 минут, 3 часа?

Организация информации необходима, т.к. она обеспечивает и систематизирует новые знания, а также позволяет представить широту доказательства гипотезы и ещё большее её понимание.

  1. Связывание информации

- Итак, что же мы теперь можем сказать о видах часах? Какие гипотезы мы с вами доказали, а какие опровергли?

«Часами со стрелкой пользоваться удобно» - доказали

«Удобно пользоваться песочными часами» - доказали

«В современных условиях невозможно пользоваться солнечными часами» - доказали

  1. Применение

Предложить ученикам задание на определение времени.

Задание: Определите по часам, который час?

Задание: Петя и Егор спорили: Петя утверждает, что на занятие по робототехнике им нужно успеть к 16.50. А Егор считает, что можно прийти без десяти минут пять. Кто из мальчиков прав и почему?

  1. Подведение итогов

На данном этапе обсудить результат проделанной работы: достигнута ли цель исследования, каким образом удалось доказать гипотезу или гипотезы, в какой мере.

Приложение к уроку

«Виды часов»

Петя. Солнечные часы.

Первый простейший прибор для измерения времени — солнечные часы  был изобретен вавилонянами примерно 3 тысячи лет назад.

Первоначально указатель солнечных часов представлял собой палку, вертикально воткнутую в землю, а циферблат состоял из вбитых в землю колышков. Считалось, что прошел час, когда тень доходила от одного колышка до другого.

Солнечные  часы  имели один существенный недостаток: они могли «ходить» только на улице, да и то на освещенной солнцем стороне. Это, конечно, было крайне неудобно.

Витя. Песочные часы

Из древности пришли к нам песочные часы. Может быть, кто-нибудь из вас видел их? Ведь песочные часы до сих пор применяются в медицине, когда нужно отмерить небольшой, но определенный отрезок времени.

Песочные часы представляют собой два небольших сосуда, имеющих форму конусов, соединенных вершинами друг с другом, с узким отверстием в месте соединения сосудов. В верхнем сосуде находится песок, который тонкой струйкой просачивается сквозь отверстие в нижний сосуд. Когда весь песок из верхнего сосуда окажется в нижнем, проходит определенное время, например, одна минута.

Маша. Электронные часы.

История электронных часов, то есть устройств, показывающих время не при помощи стрелок, а использующих световые электронные табло и дисплеи началась не так уж и давно – в средине прошлого века. За счет питания от сети и встроенного механизма на табло горят яркие цифры, первые две цифры показывают часы, вторые две цифры – минуты. Достоинством является высокая яркость свечения, в некоторых - встроены будильник. Недостатком является, что часы работают от сети, располагать их необходимо рядом с розеткой из-за короткого шнура питания.

Антон. Биологические часы.

Есть в природе и звучащие «живые часы». Весной и летом можно легко определить время по пению птиц. Соловей просыпается в начале второго часа ночи.

В 2-3 ч утра начинает петь полевой жаворонок.

В 5 ч просыпается зяблик. А вот воробей, живущий рядом с человеком, просыпается поздно - в 6 ч.

Самый верный утренний будильник — петух, причем не только весной и летом, а в любое время года. Жителям деревень пользоваться такими часами удобно.

Так же есть «биологические часы» и у человека, если на протяжении длительного времени человека будить в одно и тоже время, то в один момент он сам без посторонней помощи может проснуться в это время.

Паша. Механические часы.

В доме каждого из нас есть часы. Может быть, и не одни. Механические часы. Устройство часового механизма состоит из следующих основных компонентов:

-Двигатель

-Система шестерен (зубчатых колес)

-Регулятор, который отсчитывает время.

-Стрелочный механизм, при помощи которого мы видим на циферблате куда указывают стрелки.

Каждый из нас умеет определять время по этим часам: большая стрелка указывает который час, а маленькая – сколько минут.

У механических часов периодически необходимо чистить внутренний механизм и перезаводить их, иначе время могут показывать не точно.

Приложение 4

Методические рекомендации по организации и конструированию урока-исследования

Основные этапы урока-исследования:

  1. Мотивация (создание проблемной ситуации).

  2. Исследование (может быть в малых группах).

  3. Обмен информацией.

  4. Организация информации.

  5. Связывание информации.

  6. Подведение итогов: рефлексия.

  7. Постановка новых вопросов.

  8. Применение.

Цель индуктивного исследования - открытие связующего принципа, новой общей идеи, закономерности.

Цель дедуктивного исследования - подтверждение (доказательство) проблемы или изучения форм её проявления в разных условиях, ситуациях, сферах.

Функциональное значение этапов индуктивного и дедуктивного исследования

Индуктивное исследование

Этапы исследования

Дедуктивное исследование

Создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение проблемы и формулирование вопроса, который вызывает психологическую необходимость поиска и является регулятором этого поиска

Мотивация или создание проблемной ситуации

Создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение общей идеи-гипотезы, обусловливающей необходимость поиска фактов, изучения форм её проявления в разных условиях, ситуация, сферах

Поиск решения проблемы

Исследование

Поиск фактов для обоснования (опровержения) гипотезы-обобщения

Изложение результатов исследования

Обмен информацией

Изложение результатов исследования

Сортировка или классификация полученных в результате исследования фактов с целью обеспечения условий для связывания разнородных данных и открытия нового принципа, идеи, обобщения.

Организация информации

Сортировка или классификация полученных в результате исследования фактов с целью их оценки по отношению к гипотезе-обобщению и осознания обоснованности рассматриваемой гипотезы

Открытие и формулирование нового знания: принципа, идеи, обобщения

Связывание информации

Формулирование заключения о доказанности гипотезы на основании оцененных и систематизированных ранее данных (определение границ обоснованности гипотезы-обобщения)

Оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы, обсуждение перспективы дальнейшей работы по проблеме. Рефлексия

Подведение итогов, рефлексия

Осмысление значения доказанной гипотезы, уточнение, развитие. Возможно оценивание «малых гипотез», вытекающих из основной гипотезы-обобщения. Рефлексия

Использование найденного принципа, идеи, нового знания в новых условиях для достижения подлинного понимания открытия.

Применение

Использование обоснованности в ходе исследования гипотезы-обобщения в новых условиях для понимания новых частных случаев, восстановления недостающего звена в ситуации, обусловленной проявлением обоснованной закономерности, и т.д.


Рекомендации к применению уроков-исследований в практике учителя

В первом классе:

- уроки-исследования не проводить;

- осуществлять парную и групповую формы работы на уроке;

Во втором классе работа осуществляется по направлениям:

- выполнение и решение исследовательских заданий;

- обогащение словарного запаса школьника такими понятиями, как исследование, информация, источник, гипотеза, заключение, факты и т.д.

- начинать проводить фрагменты уроков-исследований, отдельные этапы, например «исследование в малых группах», «выдвижение общей идеи»;

- использовать проблемно-поисковые методы работы;

- учить работать по инструкции, по плану;

- учить заполнять рабочие листы.

В третьем классе работа учителя заключается:

- в проведении уроков-исследований по учебным дисциплинам;

- в обогащении исследовательского опыта младших школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности.

В четвертом классе учитель:

- продолжает проводить уроки-исследования по учебным дисциплинам;

- повышает уровень сложности материала, используемого на уроках-исследованиях;

- продолжает работать по накоплению представлений обучающихся об исследовательской деятельности.

Этапы конструирования урока-исследования

Этап

Содержание деятельности

Что нужно знать учителю?

1

Сформулировать результат урока

Осознать, какое правило, принцип, закономерность или связь должны быть выявлены или обоснованы

2

Определить материал для изучения, на основании которого можно выявить или обосновать обобщение

Определить объем, характер, сложность и форму предъявления информации на основании значимых критериев

3

Определить тип учебного исследования

Учесть специфику поставленных задач, обобщения, особенности материала

4

Сконструировать проблемную ситуацию для учеников

Обеспечить возникновение потребности в раскрытии неизвестного (планируемого результата)

5

Продумать состав групп, распределение материала для изучения по группам, форму представления работы

Учесть принципы и правила организации работы в малых группах




Урок-исследование индуктивного типа «Собери посылку»

Тема: «Единица измерения массы – грамм»

Цель: создание условий для расширения и углубления знаний о единицах измерения массы и формирования понятия грамм.

Ход урока:

  1. Мотивация

- Сегодня на уроке мы будем исследователями, а поможет нам в этом наука математика, т.к. для проведения исследования нам необходимы математические расчеты. Выполните задания.

Задание 1.

Распределите картинки на группы (приборы для измерения длины: линейка, рулетка, метр; приборы для измерения массы: электронные весы, весы с гирьками, медицинские весы, безмен).

Задание 2.

- Отгадайте загадку.

Кто легче из друзей,  кто  тяжелей:

Пчела,  комарик или муравей

Определят ни метр, и не часы,

Ни календарь, ни градусник – (весы).

- С какой величиной мы будем работать? (с массой)

Учитель предъявляет проблемную ситуацию ученикам.

Пример:

Мама и папа пришли на почту, чтобы отправить посылку своему сыну Коле в другой город. Но её у них не приняли, указав на объявление.

Объявление

Почта производит пересылку посылок в том случае, если масса одной посылки не превышает 1 кг.

Задание: Помогите собрать посылку родителям.

В посылке были следующие вещи: 3 пачки печенья, комплект из 5 учебников, энциклопедия, портфель, краски для рисования, свитер.

- Почему у родителей не приняли посылку? (она была больше 1 кг.)

- Что вы можете сказать об информации в объявлении? О массе посылки? (она должна быть не больше 1 кг.)

- Достаточно ли вам известной единицы измерения массы, чтобы определить массу посылки? (Нам не известна единица массы меньше одного килограмма.)

Ученики формулируют тему и задачи урока:

Тема: Новая единица измерения массы

Задачи:

  1. Узнать о новой единице измерения массы, которая меньше килограмма;

  2. Научиться выполнять действия с величиной;

  3. Помочь родителям собрать посылку.

- Кто знает, как называется единица массы, которая меньше килограмма? (Грамм.)

- Проверим наши предположения по словарю (Ученикам на пару выдается словарик, в котором нужно найти искомое слово)

- Уточните тему нашего урока (Единица массы - грамм)

- Сколько в килограмме граммов? Проверим информацию по учебнику.

(В килограмме тысяча граммов).

- Перед тем как проводить исследование научимся выполнять действия с новой единицей массы.

Задание 3. Чтобы получить 7 г, 80 г, 100 г, 600г какие гири необходимо взять?

- Умение выполнять действия с единицей массы – грамм пригодятся при проведении нашего исследования.

- Какие задачи, поставленные в начале урока, решены? (Узнали о новой единице измерения массы и учились выполнять с ней действия)

Для того чтобы решить третью исследовательскую задачу, проведем исследование.

  1. Исследование

Класс делится на 5 групп. Каждой группе представлены предметы, которые были в посылке у родителей.

- Чтобы провести исследование необходимо составить план исследования.

План исследования:

  1. Узнать (взвесить или посмотреть на этикетке) массу предмета или вещи.

  2. Решить, что необходимо положить в посылку.

  3. Собрать посылку с вещами так, чтобы общая масса составляла не больше 1 кг.

Каждая группа выполняет задание – собирают посылку. Выполняя это задание, ученики ищут информацию – массу предмета. (Смотрят этикетки или при помощи электронных весов, взвешивают предметы)

  1. Обмен информацией

Дать возможность каждой группе рассказать о проделанной работе и представить свой результат.

  1. Организация информации

По ходу выступлений групп, учитель фиксирует данные на доске, ученики у себя в тетрадях.

Например:

1 группа:

200 + 200 + 250 + 350 = 1000 (г)

1000 г = 1 кг

2 группа:

450 + 200 + 350 = 1000 (г)

1000 г =1 кг

3 группа:

840 + 100 = 940 (г)

Организация информации необходима, т.к. она обеспечивает и систематизирует новые знания, а также позволяет представить широту решения проблемы.

На этом этапе необходимо вернуться к задачам урока.

- Какую задачу мы с вами решали? Удалось её решить? (нам удалось решить исследовательскую задачу – каждая группа собрала посылку.)

  1. Связывание информации

- О какой единице измерения массы вы узнали? (узнали о новой единице измерения массы – грамм)

- Как новая единица измерения связана с уже известными? (в одном килограмме тысяча граммов)

- Где эти знания пригодятся в жизни?

  1. Подведение итогов

На данном этапе обсудить результат проделанной работы: достигнута ли цель исследования, каким образом удалось достичь цели.

Учениками формулируется результат урока: сегодня на уроке узнали о новой единице измерения массы – грамм, научились выполнять действия с новой величиной и решили исследовательскую задачу

  1. Применение

На этапе «Применение» можно предложить такое задание:

Поставь вопросы к задаче и реши её. Девочка купила 2 пачки печенья, по 200 г каждая, и 2 пачки чая, по 50 г каждая.