Тема: А. С. Пушкин. Роман «Дубровский» (анализ 8-12 глав)
Цели: продолжить работу над романом; раскрыть понятия «сюжет» и «композиция»; проследить за раскрытием характера героя в сюжете литературного произведения.
I Орг. момент
- сообщение темы и цели урока
I I Актуализация.
- У каждого на парте есть карточка №1. Напишите свою фамилию в графе «карточка» справа.
В ходе урока вы должны её заполнить, написав в свободной графе номер главы соответствующей данному эпизоду.

– Повествование в художественном произведении может строиться в хронологической последовательности или ее с нарушением.
Построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов и эпизодов называется композицией.
Сл.2
Запись в тетрадь.
3. Чтение статьи учебника «Композиция» (с. 155).
- С какой целью, по-вашему, А. С. Пушкин нарушает временную последовательность событий?
Сюжет (фр. sujet – «предмет, содержание») – последовательность и связь событий в художественном произведении.
Сл.3
Запись в тетрадь.
I. Повторение.
1. Устная викторина «Знаешь ли ты персонажей повести?» (за каждый полный правильный ответ ученик получает жетон).
1. Назвать ФИО главных героев повести (Андрей Гаврилович Дубровский, Кирилла Петрович Троекуров, Владимир Андреевич Дубровский, Марья Кирилловна Троекурова).
2. Назвать родовые имения Дубровских (Кистенёвка), Троекурова (Покровское), князя Верейского (Арбатово).
3. Назвать воинские звания старого Дубровского (отставной поручик гвардии), Троекурова (отставной генерал-аншеф)
4. Кому из героев «состояние позволяло держать только двух гончих и одну свору борзых»? (А.Г.Дубровскому)
5. Кому «богатство, знатный род и связи давали большой вес в губернии, где находилось его имение»? (К.П.Троекурову)
6. Кто из героев «воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию»? (В.Дубровский)
7. О ком сказано, что «у него часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, да и мясо-то отдерёт»? (о Троекурове)
8. У кого из героев повести «не было поверенного в делах»? (у А.Г.Дубровского)
9.Чьи поместья были пощажены разбойниками, появившимися в окрестностях Кистенёвки и Покровского? (Троекурова)
10. Кого Антон Пафнутьич обозвал «проклятый басурман» и «бестия французская»? (учителя Дефоржа)
11. Кто скрывался под именем Дефоржа? (В.Дубровский)
12. Для кого из героев «три недели были днями счастья», проведёнными в доме Троекурова? (для В.Дубровского)
13. Кого «излишества всякого рода изнурили и положили на нём свою неизгладимую печать»? (на князя Верейского)
14. Кем написана и кому адресована записка: «Вечером в 10 часов на прежнем месте»? (В.Дубровским Марье Кирилловне)
15.Кого было велено «не выпускать из комнаты и смотреть за тем, чтоб никто с нею не говорил»? (Марью Кирилловну)
16. Кто был «двумя годами старее Саши и гораздо его сильнее»? (рыжий мальчик, дворовый Дубровских)
2. Подведение итогов викторины.
II.Слово учителя, анализ VIII–XI глав.
Глава 8.
- О чём мы узнаём в главе 8 ( О жизни Троекурова в Покровском после суда и смерти Дубровского, после пожара в Кистенёвке.)
- Как подействовали на него эти события?
- Как можно назвать эту главу? (забавы покровского помещика, Дефорж в медвежьей комнате, храбрый учитель).
- Как встретил Троекуров нового учителя? ( у Троекурова нет даже имени для француза-учителя, называет его презрительно «этот мусье»)
- Как отнеслась Маша к учителю?
- Как характеризуют Троекурова его забавы? Сл.3-14
2. Обед в Покровском. Прочитать
1) рассказа Анны Савишны Глобовой (с. 107–108).
2) диалога Антона Пафнутьевича Спицына с Кирилой Петровичем Троекуровым.
– Почему никто из гостей Троекурова не узнал Дубровского?
– Почему А. П. Спицын решил переночевать вместе с Дефоржем?
3. Анализ X–XII глав романа.
– Расскажите, как Дубровский стал Дефоржем.
– Какие качества характера Дубровского проявились во время пребывания его в Покровском?
– Почему Пушкин нарушил последовательность изложения событий?
– Почему Дубровский искал возможности поселиться в доме Троекурова и почему он отказался от своей мести?
III. Тест в программе «Айрен»
1гр - тест
2 гр. – заполнение карточек
Домашнее задание:
Близкий к тексту пересказ эпизода с кольцом (гл. XVII).
– Как вели себя Митя и Саша во время допроса?
– Почему Троекуров и исправник отпустили Митю, и какие последствия имело это обстоятельство?
– Как складывались отношения Марии Кириловны и Владимира Дубровского? Почему она отказалась от его помощи?