СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы по теме: «И.А.КРЫЛОВ. БАСНЯ « ОБОЗ».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературы  по теме: «И.А.КРЫЛОВ. БАСНЯ « ОБОЗ».

 

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений

 

Цель: Продолжить знакомство с  краткими  сведениями  из                          жизни  И.А.Крылова, с басней «Обоз»; продолжить развитие умения понимать иносказательный подтекст басни и её мораль.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы по теме: «И.А.КРЫЛОВ. БАСНЯ « ОБОЗ».»

Новик Надежда Григорьевна,

учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Конспект урока литературы по теме: «И.А.КРЫЛОВ. БАСНЯ « ОБОЗ».


Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений


Цель: Продолжить знакомство с краткими сведениями из жизни И.А.Крылова, с басней «Обоз»; продолжить развитие умения понимать иносказательный подтекст басни и её мораль.

Задачи:

образовательные:

  • развивать умение находить нужные сведения;

  • выявить основную идею басни;

  • подчеркнуть важность морали как композиционного элемента, являющегося средоточием идейного содержания басни;

  • формирование умения анализа сюжета, системы образов и построения басни;

  • формирование навыка работы с иллюстрациями;

  • совершенствовать навыки выразительного чтения басни;

  • совершенствовать навык осознанного чтения;

развивающие:

  • развивать речь учащихся; закреплять термины: мораль, олицетворение, аллегория, антитеза;

  • активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению;

  • развивать коммуникативные и информационные компетентности;

  • раскрывать творческий потенциал учащихся.

  • развивать внимание, способность воспринимать и оценивать явления художественной литературы и формировать духовно-нравственные качества, эстетический вкус;

воспитательные:

  • воспитывать интерес, уважение к предмету, ценностное отношение к слову;

  • формирование и воспитание духовно развитой личности;

воспитывать отрицательное отношение к порокам и недостаткам человека как лесть, корысть, заискивание.

Наглядность и оборудование: портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, карточки со словами, учебник: Литература, 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009г


Ход урока

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.

Психологический настрой (включение в учебную деятельность)

- Добрый день!

-Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас всех здоровыми, задорными, улыбающимися. Очень надеюсь, что мы с вами сегодня поработаем хорошо, активно, и вы получите знания и достойные отметки.


Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.


2.

Опрос домашнего задания.



- Что было задано на дом?

- Что такое «басня», «аллегория», «мораль», «олицетворение»?

-Каковы особенности басни?

Задание на карточках.

- Восстановите деформированный текст

Басня – это  короткий _______,  в котором действуют ______________, а подразумеваются ___________.

В баснях высмеиваются _____________ людей: _____________

_____________________.

Басня содержит две части: ___________________ часть и _______.



Повторить термины по литературе.

Выразительное чтение басни “Лягушки, просящие царя”.

Выучить отрывки из басни.

Басня – короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание (аллегория) и специально выделенная автором мораль.

Баснописец -  тот, кто пишет басни

Аллегория – иносказание, изображение предмета, за которым скрывается другой предмет или человек.

Мораль – нравоучительный вывод.

Олицетворение животные и неодушевлённые предметы говорят, думают, чувствуют.

Особенности басни:

  • Небольшой рассказ, часто стихотворный

  • Делится на 2 части:

основное повествование и мораль (нравоучительный вывод),

  • Аллегория

  • Олицетворение

  • Персонажи (герои) – животные

  • Диалог (разговор двух или более героев)

  • Разговорный язык

3.

Определение темы и цели урока.



1.Вступительное слово учителя.

- Сегодня мы познакомимся с новой басней И.Крылова «Обоз».

-Какова ваша цель работы на этом уроке?


Определение цели урока самими обучающимися.

Мы познакомимся с …

Мы научимся читать .. , правильно говорить,

Мы узнаем, о чём говорится в ..

Мы должны понять, какой иносказательный смысл заключен в басне «Обоз».


4.

Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

Учащиеся повторяют упражнение за дежурными по классу

5.

Работа над темой урока. Басня «Обоз».


1. Выразительное чтение басни учителем (стр.84-86)

-О чем рассказывает басня «Обоз»?

-Какие слова вам непонятны? Запишите их лексическое значение.


2.Чтение басни учащимися.

- Кто герои басни?

-За что ругает молодая лошадь доброго коня?

-Что говорит молодая лошадь о себе?

-Расскажите, как спускалась с горы молодая лошадь?

- Найдите главную часть басни – мораль.

-Кто прочитает мораль этой басни? 

- Кого высмеивает И.А.Крылов?

- Что такое аллегория в басне ?








- Кто противопоставляется в этой басне? -



5.Работа над выразительным чтением басни.



Работа с толковыми словарями.

& Словарная работа:


Хвалёный – не оправдавший похвал, вызвавший разочарование

Напроказить – пошалить





Конь хваленый, лепится как рак, таскал бы воду.







В басне  « Обоз»  баснописец  высмеивал  нетерпеливость  и  оправдывал  осторожность  и  рассудительность, которые приходят  с  годами  и  опытом. 

В морали  басни  явный намек  на  Александра  I ,самоуверенность которого  в  войне  с  теми  же  французами  в  1805 – 1807  годах привела  ко многим  неудачам.

Противопоставление называется антитеза.



6.

Домашнее задание

Выучить отрывки из басни

Вспомнить русские  пословицы  и  поговорки, связанные  с  моралью басни.


Открывают дневники, записывают домашнее задание.

7.

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

Наш урок подходит к концу, давайте подведём итоги нашей работы.

-Чему вас научила басня «Обоз»?

-Что нового Вы узнали на уроке? Какие выводы мы сделаем?

На уроке я узнал...

На уроке я понял...

Басня заставила меня задуматься...


- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа»

1. Мне было трудно понять…».

2.Урок понравился, потому….».

3. «Я усвоил….»


- Поставьте смайлики напротив утверждений:

Формулировка выводов, запись их в тетради.












- хорошо усвоил


- отлично усвоил и могу применить на практике


- усвоил хорошо, но есть вопросы


- многое непонятно.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс