Урок по математике в 11-м классе по теме:
«Решение тригонометрических уравнений в подготовке к ЕГЭ»
Цель:
обобщить основные методы решения уравнений;
развивать способность выбирать рациональные способы решения уравнений;
продолжать подготовку к единому Государственному экзамену.
проверка знаний и умений по теме «Решение уравнений».
Задачи урока:
Создать условия для осознанного усвоения видов уравнения и их решения;
Повторить основные алгоритмы решения уравнений различных видов;
Развитие познавательных интересов на уровне любопытства, любознательности, поиска способов решения поставленной задачи;
Формирование самостоятельности мышления, мыслительных операций: сравнения,обобщения, аналогии.
Ход урока
Бывают разные виды уравнений. Умения решать их очень важно не только для математики, но и для других наук. А сейчас мы повторим основной теоретический материл, который понадобится нам на экзамене. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
- Какие виды уравнений вы знаете? (Линейное, квадратное, биквадратное)
- Как решить линейное уравнение? (Все слагаемые с неизвестным перенести в левую часть уравнения, все числа - в правую. Привести подобные слагаемые. Найти неизвестный множитель).
- Как решить квадратное уравнение? (Выделение полного квадрата, по формулам, используя теорему Виета и ее следствия.)
2) Если надо решить биквадратное уравнение ах4 + bx2 + c=0, то вводим новую неизвестную, например, y=x2, получаем квадратное уравнение: ay2 + by + c=0. Решив это уравнение, найдем корни y1 и y2. Чтобы найти корни исходного уравнения, т.е. x1 и x2, надо решить два уравнения 1) x2 = y1 и 2) x2 = y2.
3)уравнение, содержащее неизвестное под знаком радикала, называется иррациональным.
4)простейших показательных уравнений. Пример . 9х = 27,
5) логарифмические уравнения
6) тригонометрические уравнения
Задание 1. В доме, в котором живёт Игорь, один подъезд. На каждом этаже по шесть квартир. Игорь живёт в квартире 47. На каком этаже живёт Игорь?
Решение.
На первом этаже квартиры под номерами с 1 по 6, на втором – номера с 7 по 12, на n-м этаже квартиры с номерами с
по
. Для нахождения этажа n, номер квартиры 47 разделим на 6, округлим до наибольшего целого и проверим диапазон значений, получим:
этаж
и при n=8, имеем квартиры с номерами
по
. Все верно.
Действительно так, но сегодня у нас урок закрепления навыков решения тригонометрических уравнений различных типов в процессе подготовки к ЕГЭ.
Запишите в тетради тему урока: «Методы решения тригонометрических уравнений»
Мы повторим, обобщим и приведем в систему изученные виды, типы, методы и приемы решения тригонометрических уравнений. Надо сказать, что тригонометрические задания вызывают затруднения при сдаче экзаменов. Будем работать и вместе, и индивидуально.
Вопросы для учащихся:
1) Какие уравнения называют тригонометрическими? - Уравнения, в которых переменная стоит под знаком тригонометрической функции, называются тригонометрическими.
2 Приведите примеры простейших тригонометрических уравнений? - cos x = a; sin x = a; tg x = a; ctg x = a
3 Сколько корней может иметь тригонометрическое уравнение? - Зависит от а: может не иметь корней, может иметь множество корней в силу периодичности тригонометрических функций.
4 Что значит решить тригонометрическое уравнение? - Найти множество корней или убедиться, что корней нет
5 В уравнениях cos x = a; sin x = a оцените число а? Если а1, то нет корней.
6. Решите простейшие тригонометрические уравнения
Напомните типы тригонометрических уравнений и методы их решения
Уравнения, сводящиеся к квадратным a sin2 x + b sin x + c = 0
Однородные уравнения а sin x +b cos x = 0 a sin2 x + b cos2x +c sin x cos x = 0
Уравнения, решаемые разложением левой части на множители а(х)
b(x) =0
Уравнения вида а sin x +b cos x = с tg α
. Устная работа
sin2 α +cos2 α=
1+ tg2 α=
sin(-α)=
tg (-α) =
sin 2α=
Разгадывание ребуса.
sin (π+ x) | 2) arccos (-x) | 3) sin x = 0 | 4) 2 cos x = 1 | 5)5sin2x--7+5cos2x |
6) arctg 1 | 7) cos x = a | 8) ctg x = a | 9) x2 + 5x +6 =0 | 10)sinπ/4 +cosπ/2 |
11) sin (-x) | 12) arcsin (- /2) | 13)y = cos(x-π) | 14)arcctg(-1) | 15)arccos(- 1/2) |
16)sin (3π/2– x) | 17) ctg(- x) | 18)arcsin(-1) +arccos1 | 19) sin x = a | 20) tg x = a. |
21) tgπ/4 | 22) 72 | 23) sin2x+ tgxctg x +cos2x | 24) | |
 X = | У Ч И Т Е Л Ь |
| Б У Д У Щ Е М |
-2 и 3 | В Ы |
– sin x | С Е Г О Д Н Я - |
– | У Ч И Т Е Л Я, |
– cos x | В |
X = arcctg a + πn, n ЄZ | И |
X= arctg a + πn,nЄZ | В |
π– arccos x | М Ы |
2 | П Р О Г Р Е С С А |
- | Н О |
X= (- 1)narcsin a +πn, n Є Z | И Н А Ч Е |
X=πn, nЄZ | У Ч И М С Я |
 | У Ч Е Н И К |
X= | В М Е С Т Е : |
2 | Б У Д Е Т |
| М О И |
49 | НЕ |
– cos x | Д О Л Ж Е Н |
– 2 | Я , |
2 | Н А У К Е |
– sin x | У Ч Е Н И К И. |
– ctg x | П Р Е В З О Й Т И |
| ВАШ |
Задание 1. Решите уравнение 8 cos4x +3 sin2x = 8
Решение.
Определите тип уравнения
Наметьте план решения
Введите соответствующую замену переменной
Найдите область допустимых значений введенной переменной
Решите полученные простейшие уравнения
Запишите верно ответ
Учитывая, что из основного тригонометрического тождества sin2x = 1- cos2x, получим
8 cos4x +3 (1-сos2x) = 8
8 cos4x -3 сos2x - 5 = 0
Исходное уравнение свелось к квадратному относительно сos2x
Пусть сos2x = t, при условии
, тогда 8t2-3t-5=0,
откуда t1=1, t2= -5/8cos2 x =1, cos x =
, x=
, 
Ответ. x=
, 
Вариант 5. Задание 13. ЕГЭ 2016 Математика, И.В. Ященко. 36 вариантов. Решение. Ответ.
Задание 13. а) Решите уравнение
.
б) Укажите корни этого уравнения, принадлежащие отрезку
.
Решение.
а) Упростим уравнение, имеем:
Делаем замену
, получим:
.
Решаем уравнение, получаем:

Переходя обратно к синусу, имеем
б) С помощью числовой окружности выберем корни уравнения на промежутке
. Получим число
.
Ответ: а)
; б)
.
Вариант 4. Задание 13. ЕГЭ 2016 Математика, И.В. Ященко. 36 вариантов. Решение. Ответ.
Задание 13. а) Решите уравнение
.
б) Укажите корни этого уравнения, принадлежащие отрезку
.
Решение.
а) Упростим уравнение, получим:
Сделаем замену
,
, получим:
.
Решаем уравнение, имеем:

Переходя к косинусу, получаем
б) С помощью решения неравенств выберем корни уравнения на промежутке
, получим:
- для решения
:
имеем одно целое значение n=-2 и корень
;
для решения
:
имеем одно целое значение m=-2 и корень
.
Ответ:
; б)
.
Вариант 10. Задание 13. ЕГЭ 2016 Математика, И.В. Ященко. 36 вариантов. Решение. Ответ.
Задание 13. а) Решите уравнение
.
б) Укажите корни этого уравнения, принадлежащие отрезку
.
Решение.
а) Преобразуем уравнение:
Определяем ОДЗ:
:

Делаем замену
, получаем:

Переходим к синусу:

б) С помощью числовой окружности выберем корни уравнения на промежутке
. Получим число
.
Ответ: а)
; б)
.
Решить самостоятельно :
Задание 13. а) Решите уравнение
.
б) Укажите корни этого уравнения, принадлежащие отрезку
.
Решение.
а) Преобразуем уравнение, получим:
б) С помощью числовой окружности выберем корни уравнения на промежутке
. Получим числа:
.
Ответ: а)
; б)
.
Итог урока.
Вывод:
- обобщили знания и отработали навыки решения тригонометрических уравнений различными способами, провели подготовку к ЕГЭ;
- развили чувство самостоятельности и ответственности за качество своих знаний;
- развили навыки самоконтроля, умений анализировать, составлять план или алгоритм учебных действий.
Д/З вар17-20 №13, Вар№17-1часть