Зайкова Н.Б. г.Петропавловск СКО биология класс 10
Дата:_____________ Сабақ/ Урок 4
Тақырып/Тема: Углеводы, классификация, строение, значение
Форма проведения: карта «Устный урок 2» Технология БиС.
Методическое руководство для учителя «Стандарт содержания»
Мақсат/Цель: Расширить знания учащихся о химических веществах клетки, показать их строение, классификацию и значение углеводов
Міндеттер/Задача: усвоение учебного материала по требованиям норматива - 63% учащихся на уроке. Развитие скоростного, логического и критического мышления, словарного запаса, информационной компетентности. Выработать интерес и мотивацию к качественному усвоению предмета, выполнение регламента технологической карты.
Сабақты қорытындылау/Планируемый результат:
Учащиеся знают:
-классификацию, свойства и функции углеводов
понимают:
-биологическую роль углеводов
применяют:
-имеющиеся знания
Учащийся сможет:
-привести примеры углеводов
-различить углеводы по физическим свойствам
-объяснить их роль для клетки
Сабақ барысы/Ход урока
Этапы урока | время | название | деятельность |
1 | 1 мин | Орг. момент. | Мотивация учащихся. |
2 | 5 мин | Актуализация субъектного опыта учащихся | Перекрёстный опрос по теме предыдущего урока. |
3 | 8 мин | Организация восприятия | Учитель объясняет и выносит опорные слова, дается время для запоминания, взаимопроверка и заносит результаты в МПМ. |
4 | 10 мин | Организация осмысления | Учащиеся должны прочитать текст в учебнике по нормативному времени. |
5 | 8 мин | Первичная проверка понимания | Перекрёстный опрос. |
6 | 10 мин | Организация первичного закрепления | Критический опрос. |
7 | 2 мин | Рефлексия | Анализ ошибок, рекомендации и выставление оценок в журнал |
8 | 1 мин | Домашнее задание | Задается всем учащимся |
Приложение
Опрос по теме предыдущего урока.
Выберите несколько правильных ответов
1. Вода:
А) участвует в передаче нервных импульсов
В) универсальный растворитель
С) молекула имеет дипольное строение
Д) поддерживает тепловое равновесие
Е) способствует избирательной проницаемости клеточной мембраны
Ж) сохраняют в клетке постоянство рН среды
2. Биоэлементы
А) основа большинства органических молекул
В) С, Н, О, Р, N
С) С, Н, S, Fe, Ca
Д) содержание в клетке около 0,02%
Е) выполняют определенную функцию
Ж) макроэлементы
Ответ:1 – В,С,Д; 2 – А,В,Ж
Опорные слова по изучаемой теме
углеводы, полимеры, мономер, моносахариды, триозы, тетрозы, пентозы, гексозы, дисахариды, полисахариды
Перекрёстный опрос.
Кто и когда впервые ввел термин «углевод»?
Назовите общую формулу углеводов
На сколько групп делятся углеводы? Назовите эти группы
Как называются простые углеводы?
Что относится к сложным углеводам?
От чего зависит название моносахаридов?
Какой моносахарид участвует в брожении и окислении? (триоза)
Какую роль играет эритроза в живых организмах?
Назовите гексозы. Почему они относятся к этой группе?
Назовите формулу глюкозы и какую роль она играет в организме?
Что образуется из двух молекул моносахаридов? (дисахарид)
Почему сахароза относится к дисахаридам?
Какое содержание крахмала имеется в пшеничной муке?(75%)
Где встречается и какое значение имеет целлюлоза?
Назовите полисахарид, который состоит из остатков глюкозы? (гликоген)
Сколько кДж энергии выделяется при расщеплении 1 грамма углевода?
Сколько углеводов в организме животных и растений?
Назовите пентозы, входящие в состав нуклеиновых кислот? (рибоза, дезоксирибоза).
Где встречается глюкоза?
Назовите запасной углевод животных и растений
Чем по физическим свойствам моносахариды отличаются от полисахаридов?
За счет чего восполняются недостаток глюкозы в организме?
Из чего в промышленности получают сахарозу?
Какие вещества называют органическими?
Назовите органические вещества
Чем является галактоза?
Что общего у глюкозы, фруктозы и галактозы?
Почему углеводы являются питательным веществом?
Критический опрос.
Задание 1
Допишите предложения, вставив пропущенные слова.
Основу молекул органических веществ составляют атомы 1. Углеводы делятся на 2 и 3. Простые углеводы называют 4, а сложные – 5. Наиболее распространенные в природе моносахариды – 6 и полисахариды – 7. Углеводы в клетках выполняют 8 функцию, образуя клеточную стенку. Углеводы – это источник 9 организма. Распадаясь 1г углевода, выделяет 10.
Ответ: 1 – углерода,2 – простые, 3 – сложные, 4 – моносахариды, 5 – полисахариды, 6 – гексозы,7 – крахмал, целлюлоза, гликоген, 8 – строительную, 9 – энергии, 10 – 17,6 кДж
Задание 2
Какими цифрами обозначены моносахариды, дисахариды, полисахариды?
1. рибоза, 2. сахароза, 3. лактоза, 4. крахмал, 5. гликоген,6. дезоксирибоза, 7. глюкоза,
8. фруктоза, 9. целлюлоза, 10. хитин, 11. клетчатка, 12. мальтоза
Какими физическими свойствами обладают эти вещества?
Задание 3
Соотнесите название вещества и его особенности
название вещества | его особенности |
А) Глюкоза В) Сахароза | Простые углеводы На вкус сладкие Сложные углеводы Легко растворимы в воде Моносахариды Дисахариды Название зависит от числа атомов углерода В состав входит глюкоза и фруктоза | Состоит из одной молекулы Состоит из 2 моносахаридов Гексоза Формула С6Н12О6 Образуются в результате реакции конденсации между двумя моносахаридами Виноградный сахар Свекловичный сахар Основной источник энергии Осуществляет транспорт в растениях Мономер ди- и полисахаридов |
Ответ: А) 1,2,4,5,7,9,11,12,14,16,18; В) 2,3,4,6,8,10,13,15,17
Соотнесите название вещества и его особенности
название вещества | его особенности |
А) Гликоген В) Целлюлоза С) Крахмал | Полисахарид Является строительным материалом Образует клеточные стенки растений Полимер глюкозы Встречается в клетках грибов, печени, мышц | Запасной углевод растений На вкус не сладкие Сложные углеводы Не растворимы в воде Запасной углевод животных |
Ответ: А)1,4,5,7,8,9,10 ; В)1,2,3,4,7,8,9 ; С)1,4,6,7,8,9
Задание 4
Угадай, о каких веществах и процессах идет речь?
В хлоропластах на свету из воды и газа
Появилось вещество сладкое, зараза.
Растворилось воде, по трубкам ситовидным
Побежало и пристало к семенам и к корню.
Там чудесно превратилось в вещество другое
Үйге тапсырма беру/ Задание на дом
Парграф 4, стр.26 (2)
Сабақты қорытындылау/Рефлексия урока
Фактический результат урока в оценках:
Класс | Количество учащихся | оценка | % от общего количества |
5 | 4 | 3 |
А | | | | | |
Б | | | | | |
В | | | | | |
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________