СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока обобщение по теме «Природа регионов России»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока обобщение по теме «Природа регионов России»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обобщение по теме «Природа регионов России»»




Приложение 3.1.д


Муниципальное образовательное учреждение

Ярашъюская основная общеобразовательная школа




Разработка урока

учителя биологии, химии, географии

МОУ Ярашъюской ООШ

Беляковой Ольги Николаевны








пст.Ярашъю


2017 г




Конспект урока обобщение по теме «Природа регионов России» 1. ФИО Белякова Ольга Николаевна 2. Место работы МОУ Ярашъюская основная общеобразовательная школа Усть-Куломского района 3. Должность учитель биологии, географии, химии 4. Предмет биология 5. Класс 8 6. Тема и номер урока в теме «Природа регионов России», № 51 Цель урока: формирование целостного представления о природе России через обобщение и систематизацию знаний о природных регионах. Задачи урока: - определить уровень знания учащимися основных терминов и понятий, географических объектов; - активизировать мыслительную деятельность учащихся; -способствовать обучению учащихся умениям сравнения и обобщения изучаемых объектов; - продолжить формирование навыков сотрудничества при групповой работе. Интегративная – создание целостного представления о природе России. Тип урока – урок обобщения и систематизации знаний. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная. Методы обучения: проблемный, игровой, межпредметная беседа. Приемы обучения: создание проблемной ситуации при помощи проблемных вопросов, самостоятельная/групповая работа учащихся при постановке и решении учебных проблем. Оборудование: мультимедийный проектор, физическая карта России, атласы по географии для 8 класса, карточки с текстами. Литература для учителя:


Технологическая карта к уроку

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Формы работы

Методи-ческое сопровож-дение

Орга-низа-цио-нный мо-мент. Моти-виро-вание к учебной деятельности

Учитель приветствует учащихся, создает доброжелательную, рабочую атмосферу, проверяет готовность учащихся к работе.

Учащиеся приветствуют учителя, настраиваются на работу, проверяют готовность своего рабочего места.

ЛУУД Формирование познавательной мотивации, желания выполнять учебные действия

Индивиду-альная


Акту-ализа-ция опор-ных зна-ний

Звучит песня «Красно солнышко» в исполнении М. Кристаллинской. У: О чем эта песня? (ответы учащихся: о России, о родине). У: Правильно, о России. Это наша Родина. Все любят свою родину. Нельзя любить не зная. Целый год мы знакомились с природой нашей страны, создавая ее образ через изучение природных районов. Сейчас каждый из вас должен составить кластер (схему) какого-либо района, указав его особенности.

Работа учащихся по составлению кластера

Формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру

Индивиду-альная

Готовые (незапол-ненные) схемы

Соз-дание проб-лем-ной ситу-ации. Фор-мули-рова-ние учеб-ной зада-чи

У: Удалось вам заполнить схему полностью? (ответы детей: нет). У: Как вы думаете, почему? (дети: не все удалось вспомнить). У: Что нам необходимо сделать, чтобы заполнить кластер? (учащиеся: повторить, обобщить знания). В течение сегодняшнего занятия мы вспомним особенности природных районов и в конце урока дополним кластеры.

Учащиеся вступают в диалог с учителем, формулируют проблему, производят целеполагание

РУУД Умение формулировать проблему и определять цель работы

Фронтальная


Реше-ние учеб-ной проб-лемы

У: Мы с вами разобьемся на группы. Каждая группа будет выделять из всей информации урока особенности своего района. Работа будет вестись поэтапно. Каждая группа ставит на стол карточку с указанием региона. Первый этап – географическое лото. У каждого на столе карточка лото с 6-тью терминами. Я буду доставать из мешка «бочонки» - карточки с вопросами. Вы должны найти у себя на карте термин-ответ и указать, к какому региону он имеет отношение.


У: Ну, что, немного вспомнили детство? Молодцы, вы знаете много терминов. Пожалуйста, переверните листочек с кластером и оцените деятельность группы на первом этапе баллами от 1 до 2. (Организуется работа по самооценке группы на первом уровне в «Вершине успеха группы». 0 баллов – не работает, 1 балл – работает средне, 2 балла – работает хорошо).

Учащиеся прослушивают учителя, вступают с ним в диалог, дают ответы на задания

ПУУД Умение структурировать знания и строить высказывания. КУУД Умение строить фразы, отвечать на поставленный вопрос

Индивиду-альная
























ЛУУД умение адекватно оценивать свою работу

Карточки-лото, карточки-«бочонки»




















Бланок для самооценки группы


Переходим ко второму этапу. Необходимо, посмотрев слайды, послушав музыку, определить, о каком природном объекте идет речь, к какому региону он относится. Каждая группа выделяет объекты своего региона. У: проведите самооценку группы. (Организуется самооценка группы на втором уровне в «Вершине успеха группы»).

Учащиеся слушают музыку, изучают картины

КУУД Формирование умения работать в малых группах ПУУД Умение анализировать и оценивать информацию

Групповая

Мультимедиапроектор, записи музыки.

Картины –слайды с культурно-историческими, природными объектами, портреты исследователей: оз.Байкал, храм Василия Блаженного, влк. Ключевская сопка, плато Маньпупунер; портреты – В.Беринг, А.Е.Ферсман, О.Ю.Шмидт, В.В.Докучаев, Н.М.Пржевальский. Песни: «Человек, влюбленный в Сахалин», «Москва златоглавая», «Издалека долго течет река Волга», «По долинам и по взгорьям», «Славное море, священный Байкал», «Навстречу утренней заре», вальс «Амурские волны


Бланки для самооцен- ки групп

У: Проведем минутку релаксации. Закройте, пожалуйста, глаза и попытайтесь представить картины природы России (звучит музыка; голоса птиц).




Учащиеся выполняют релаксационную паузу











Музыкаль-ная пауза

У: Многие поэты написали прекрасные строки о России. Художники запечатлели природу России на своих картинах. Переходим к третьему этапу. Каждый из вас вытягивает листок с отрывком из литературного произведения, читает его вслух. Вы должны определить, о каком природном объекте идет речь. Каждая группа выделяет объекты своего региона. У: проведите самооценку группы. (Организуется самооценка группы на третьем уровне в «Вершине успеха группы»).

Учащиеся зачитывают отрывки, угадывают объект, определяют регион

КУУД Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности, организация и планирование учебного сотрудничества




Фронтальная

Бланки с отрывками из литератур-ных произведе-ний
















Бланки для самооценки групп





У: О природе России написано немало прекрасных произведений. Для

сегодняшнего урока организована выставка книг. О многих из них мы говорили на уроках, к примеру, «Сказы Бажова». Я предлагаю вам после урока ознакомиться с этими книгами. Если кого-то они заинтересуют, я буду рада.


Учащиеся слушают

учителя

ЛУУД Развитие нравственно

этического оценивания

Монолог учи

теля

Выставка книг

У: Какова была цель нашего урока? Достигнута ли цель? Возвращаемся к заданию №1. Каждый из вас должен дополнить свой кластер. Затем по желанию кто-то зачитает признаки природного района.













Учащиеся заполняют схемы, а затем по желанию знакомят с ними участников урока.

РУУД Осуществление итогового контроля, соотнесение своего выполненного задания с заданиями остальных учащихся. Внесение исправлений по мере необходимости


Индивиду-альная

Готовые образцы незапол-ненных кластеров














У: Вот и завершается наше занятие. Я прошу вас оценить работу группы и перевести баллы в оценку. (5-6 баллов – «5» 4-5 баллов – «4» 3-2 балла – «3»). Кто оценил работу своей группы на «3»? на «4»? на «5»? Определяем уровни своей деятельности на уроке: отметьте на осях показатели уровня вашей деятельности на сегодняшнем уроке: я, мы (работа в группе), дело (что приобрел). У: Какой уровень отмечен на оси «Мы», на оси «Дело» кто расположил себя на первом уровне? На втором? На третьем?


Оценивание учащимися результатов своей деятельности и деятельности группы


ПУУД Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценивание процесса и результатов деятельности.







Групповая, индивиду-альная, фронтальная

Мини-конспект «Вершина успеха группы»












Мини-конспект «Уровни деятель-ности на уроке»

У: Я предлагаю вам в качестве домашнего задания составить рекламный слоган для туристов по тому природному региону, который вы выбрали в начале урока




Учащиеся записывают домашнее задание в дневник

ПУУД Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера



Приложение 1. Лото


Горячие и сухие ветры


Несостоявшийся вулкан

Размыв или смыв горных пород и почв текучей водой

Равнины со скоплениями горных пород, оставшиеся после ледника

Холодная, сухая, ясная, малооблачная погода при высоком давлении

Большая масса снега, сорвавшаяся с гор

Песчаные заболоченные равнины, заросшие сосновыми борами

Гигантская волна, вызванная землетрясением

Горячий источник, фонтаном бьющий из-под земли

Приподнятое междуречье, с лесами из бука,граба дуба

Заболоченные участки тайги в Западной Сибири

Красивый поделочный камень, описанный в сказках Бажова



Почвы, содержащие растворимые соли


Огромное количество комаров и мошек

Искусственные водоемы на реках для регулирования стока рек


ООТ, на которой охраняется весь природный комплекс

Выдутые ветром скалы, каменные идолы

Светло-желтая горная порода из мелких пылеватых частиц


Овраги-ложбины с задернованными пологими склонами


Выход кристаллич. фундамента платформы на поверхность земли

Холм с ледяным ядром внутри




Островки дуба среди степных Рощицы берез и осин среди степных пространств

Явление повышения температуры Явление повышения температуры воздуха с высотой


Травяные речки, образующиеся в травяные речки, образующиеся в тундре после дождей и пересыхающие зимой и летом


Размыв горных пород или почв текучей водой




Вода, прорвавшаяся сквозь трещины льда на реках и тут же застывшая

Каменные речки, спускающиеся с гор



Устойчивый участок земной коры





Рощицы берез и осин среди степных пространств

Горячий ветер, с огромной скоростью спускающийся с гор

Система мероприятий по восстановлению почв




Песчаные гряды высотой от 3 до 10 метров, покрытые сосновыми борами

Закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории

Эрозионные формы рельефа-промоины с крутыми стенками



Горный лен





Воды с богатым содержанием сероводорода, соляно-щелочные и другие





Обширный устойчивый участок земной коры

Место выхода кристаллического фундамента платформы на поверхность земли


Огромное количество комаров и мошек



Овраг с задернованными пологими склонами



Мероприятия по улучшению земель


Различие в крутизне склонов горных хребтов

Мероприятия по улучшению земель

Различие в крутизне склонов горных хребтов

Область тропосферы с повышенным давлением в центре


Молодая платформа


Ступенчатый рельеф, образовавшийся излившейся лавой


Тропический циклон



Ветер, дующий летом с моря на сушу, а зимой - наоборот

Глубоководная впадина в океане

Конусообразная гора с углублением на вершине


Приложение №2. Работы детей.

Самоанализ урока с позиции компетентносного подхода Тема урока: Обобщение по теме «Природа регионов России». Цель урока: формирование целостного представления о природе России через обобщение и систематизацию знаний о природных регионах. Задачи урока: - определить уровень знания учащимися основных терминов и понятий, географических объектов; - активизировать мыслительную деятельность учащихся; способствовать обучению учащихся умениям сравнения и обобщения изучаемых объектов; - продолжить формирование навыков сотрудничества при групповой работе. Тип урока: комбинированный, обобщения и систематизации знаний Оборудование урока: мультимедийный проектор для демонстрации слайдов по ходу урока, отрывки из музыкальных произведений, бланки для создания кластеров, бланки с текстами литературных произведений, выставка книг. Кабинет к уроку подготовлен, учащиеся настроены на плодотворное сотрудничество друг с другом и с учителем. Основные аспекты анализа 1. Мотивация учащихся – поведенческая, социально-эмоциональная мотивация активная, учащиеся увлечены уроком. 2. Характеристика деятельности учащихся на уроке – учащиеся самостоятельно выявляют и формулируют проблему, соотносит запланированный и полученный результаты. 3. Коммуникация учащихся – договариваются о процедуре работы в группе, используют средства письменной коммуникации. 4.Формирование у учащихся УУД – урок нацелен на формирование личностных УУД (самоопределение, действие смыслообразования), регулятивных УУД (целеполагание, планирование, коррекция, волевая саморегуляция), познавательных УУД (общеучебные, логические действия), коммуникативных УУД (умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми). 5. Особенности изложения материала – оптимально сочетаются объяснение материала учителем и деятельность учащихся, обобщение материала носит проблемный характер. 6. Характер учебных заданий – поисковый и творческий. 7. Содержание учебного материала – носит метапредметный характер. 8. Организация обратной связи на уроке – постоянное «субъект-субъектное» взаимодействие между преподавателем и учащимися, учащихся между собой. 9. Система оценивания достижений учащихся – количество «5» - 3, «4» - 4, «3» - 2; учащиеся включаются в обсуждение ответов. 10. Рефлексия – проведена рефлексия содержания учебного материала, результатов урока. 11. Результативность урока – результаты урока совпадают с целью урока, сформулированной совместно с учащимися. 12. Домашнее задание – задания творческого характера. 13. Формы деятельности на уроке – групповая, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная. 14. Методы, используемые на уроке – Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический, проблемное изложение. 15. Применение элементов информационных технологий – использование ИКТ, проблемно-диалогический урок. 16. Здоровьесберегающие технологии – преподаватель контролирует посадку учащихся за рабочим столом, проведена релаксация. 17. Композиция урока – логика соблюдена. 18. Темп ведения урока – оптимальный. 19. Соблюдение регламента урока – регламент соблюден. 20. Вывод по уроку: уровень преподавания творческий, учитель максимально использует возможности образовательного пространства.