СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока ОРКСЭ "Совесть и раскаяние" 4 класс

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке дается представление о значении слов "совесть", "грех", "раскаяние", о роли покаяния в духовной жизни человека.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ОРКСЭ "Совесть и раскаяние" 4 класс»

Тема: «Совесть и раскаяние»

Цель: дать представление о роли покаяния в духовной жизни человека.



Задачи:

Обучающая: узнать значение и связь слов «грех», «совесть», «раскаяние» в русской православной культуре; узнать, из каких этапов состоит действие раскаяния.



Развивающая: осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть;

осознать разницу между покаянием и признанием ошибки;

развивать логическое мышление, память, воображение, навыки сравнительного анализа;

развивать умение чётко и грамотно выражать свои мысли;

развивать познавательный интерес к предмету, умение работать с учебником.



Воспитывающая: понять, что значит жить в ладу со своей совестью.



Тип урока.

Урок изучения первичного учебного материала и закрепления полученных ранее знаний.



Ключевые понятия: грех, совесть, раскаяние, покаянные молитвы.



Используемые учебники и учебные пособия: учебник “Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры” (4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений) (Кураев А.В., Москва, Просвещение, 2010), рабочие тетради, текст рассказа В.Осеевой «Кто его наказал?»



Используемое оборудование: компьютер, видеопроектор.









Ход урока:



1. Организационный момент.

-Прозвенел звонок — начинается урок.

Ты, дружок, не зевай,

Думай, сравнивай, рассуждай.


2. Проверка домашнего задания.

1). Фронтальный опрос.

- Начнем урок с проверки домашнего задания.

Вспомним, о чем говорили на прошлом уроке. (О православном учении о человеке).

- Чем Бог одарил человека? (Свободой, любовью, разумом, творчеством).

- Чем являются у христиан разум, свобода, творчество и любовь? (Образом Бога в человеке).

- Когда душа становится богаче? ( Чем больше она подарит добра другим людям).

- Как вы понимаете выражение «болит душа»? (Человеку физически плохо от совершенного неправильного поступка).


2). Проверка дифферинцированной работы.

- Дома вы выполняли различные задания со словом “добро”: одни собирали пословицы и поговорки со словом «добро», другие находили добрые дела и поступки литературных и сказочных героев. Давайте проверим вашу работу. Итак, какие пословицы и поговорки вы подобрали.(Ответы детей).

- Перечислите добрые дела и поступки литературных и сказочных героев. (Ответы детей).

- Молодцы, вы хорошо справились с полученным домашним заданием.


3. Открытие новых знаний.

1). Постановка темы урока.

- А теперь перейдем к теме нашего урока. Внимательно послушайте рассказ писательницы Валентины Осеевой «Кто наказал его?» и предположите, о чем мы будем говорить на уроке.

Кто наказал его?

Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.

- Кто наказал его? - спросила соседка.

- Он сам наказал себя, - ответила мама.

- Как вы думаете, почему мальчик заплакал?

- Почему мама сказала, что мальчик сам себя наказал?

- Что должен сделать мальчик, чтобы вернуть любовь окружающих?

- Предположите , о чем мы будем говорить на уроке? (О совести.)


-Откройте учебник на стр.36. Прочитайте тему урока. (Совесть и раскаяние.)

-Запишите число и тему урока в тетради.

-Что вы должны узнать на уроке? Прочитаем на полях учебника.

(1.О подсказках совести.

2. Как исправлять ошибки.)


2).Работа с понятиями.

- Ребята, давайте порассуждаем, что такое добро? (Ответы детей.)

(Слайд 1.)

Добро-Это то, что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога.

- Что такое зло? (Ответы детей.)

(Слайд 2.)

Зло-это то, что удаляет человека от добрых дел.

- У слова «зло» в православии есть синоним- «грех».

- Как вы понимаете, что такое грех? (Ответы детей.)

(Слайд 3.)

Грех-это недоброе чувство, мысль или дело.

- Ребята, а как вы думаете, грех и преступление-это одно и тоже? (Ответы детей.)

-Всякое преступление для православного человека-это грех, но государство не всякий грех считает преступлением.

-Как вы думаете, что может указать человеку на то, что он совершил грех? (Совесть.)


3). Коллективное чтение.

- А теперь поработаем с учебником. На странице 36 найдите рассказ «Отречение Петра». Прочитаем его вместе, а после чтения ответим на вопросы.


4). Беседа.

- О ком этот рассказ? (Об апостоле Петре.)

- Кем являлся апостол Петр для Иисуса Христа? (Одним из самых близких учеников.)

- Какой грех совершил Петр перед Иисусом? (Предал Его).

- Как вы думаете, почему апостол Петр отрекся от Иисуса? (Испугался).

- Как вы считаете, апостол Петр совершил грех или преступление? (Грех.)

- Признал ли Петр, что совершил грех? (Признал.)

– Что изменил в своей жизни апостол, когда понял, что совершил грех? (Заплакал, раскаялся).

- Что произошло с душой апостола Петра, когда он раскаялся? (Обновилась его душа, сделалась лучше, исправилась).


5). Работа с иллюстрациями.

-Посмотрите внимательно на иллюстрации в учебнике на странице 36-37. Предположите, какое событие происходит на первой иллюстрации?

(Иисус предсказывает апостолу Петру предательство.)

- Какой момент мы видим на второй иллюстрации?

(Петр отрекается от Иисуса.)

-Что изображено на третьей иллюстрации?

(Момент раскаяния Петра).


- Чему вас учит рассказ «Отречение Петра»? (Нельзя предавать близких, совершать грех).

- Что или кто указал апостолу Петру, что он совершил грех? (Совесть.)


6). Работа с понятием «совесть».

- В учебнике на стр. 37 в рубрике «Это интересно» два определения , что такое «совесть».

(Совесть — это внутреннее ощущуние человеком добра и зла.

Совесть -это внутренний советчик и судья.)

- Как вы понимаете эти определения?


7). Самостоятельная работа с учебником.

-А теперь вы узнаете ответ на первый вопрос, который стоит перед нашим уроком. Давайте его напомним. (О подсказках совести). Для этого самостоятельно прочитайте рассказ «Работа совести». На странице 37-38.


8). Работа в парах.

-Поработайте в парах. Найдите ответы на вопрос, какие два важных дела поручил Бог совести?


9).Работа в тетради.

-Выпишите в тетрадь подсказки совести.

(Подсказки совести:

1. Перед выбором подсказывает, как поступить.

2. После ошибки подсказывает, что нужно исправиться.)


Физкультминутка.


10). Работа над понятием «раскаяние».

- Ребята, как вы понимаете выражение «Человек раскаялся в содеянном поступке»?

-Найдите в учебнике определение, что называется раскаянием?


-Действительно, тот поступок, который виделся человеку хорошим, смешным, остроумным, после раскаяния может оцениваться как глупый, нечестный, трусливый.

11). Чтение текста учителем.

- Страница 39 вверху.


12). Самостоятельное чтение.

-А теперь мы узнаем ответ на второй вопрос, который стоял перед нашим уроком. Давайте его вспомним. (Как исправлять ошибки.)

- Самостоятельно прочитайте рассказ «Раскаяние».


13) Работа в парах.

- Поработайте в парах. Найдите ответ на вопрос: какие три шага есть в раскаянии?


14). Беседа по прочитанному.

- Назовите первый шаг в раскаянии.

-Как вы его понимаете?

-Назовите второй шаг в раскаянии. Что значит исправить свои ошибки?

-Какой третий шаг в раскаянии?

-Назовите самую короткую молитву покаяния. («Господи, прости!»).


15). Работа в тетради.

-Запишите в тетради три шага в раскаянии.


Рефлексия.

-Что нового для себя вы открыли сегодня на уроке?

-Что вы узнали о подсказках совести?

- Как нужно исправлять свои ошибки?

- Чему научил вас урок?

-Наш урок подошёл к концу. Всем спасибо за работу. Пусть полученные знания помогут вам в жизни.

- С помощью сигнальных карточек оцените свою работу на уроке.


Задание на дом.

-Запишите задание на дом: стр.36-39, 1 ряд - найти в интернете высказывания о совести великих людей, 2 ряд-найти пословицы и поговорки со словом «совесть».

- Спасибо за урок.