СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока письма и развития речи в 4-а классе по теме: "Родственные слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА:  «Родственные  слова». 

ТИП  УРОКА:  «Урок   формирования  и  закрепления  знаний».

ЦЕЛЬ  УРОКА:  Формировать умение учащихся определять родственные слова.

 

ЗАДАЧИ  УРОКА:

Обучающие: - учить выделять корень в родственных словах и однокоренные слова;

                        - развивать умение анализировать слова сходные  по    написанию и

                          различные по значению;

                        - совершенствовать навыки письма.

 

Коррекционно-развивающие:  - способствовать развитию устной и письменной речи  

                          учащихся;

                        - развивать мыслительные операции, пространственную  ориентацию,

                          мелкую моторику рук учащихся.

 

Воспитывающие:  -  воспитывать уважительное отношение к труду;

                                  - воспитывать нравственно эстетические качества  личности.

Методы обучения:

проблемный;

объяснительно-иллюстративный;

словесный

 

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

фронтальная;

индивидуальная.

 

Оборудование:

у учителя - мультимедиа-проектор, экран, компьютер,

 у учащихся -  1.Учебник   Русский язык, 4 класс, автор  А.К. Аксенова

                         2.Опорные  карточка  « Подсказочка»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока письма и развития речи в 4-а классе по теме: "Родственные слова"»

Государственное автономное общеобразовательное учреждение Амурской области

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №7, г. Благовещенск»










Конспект урока письма и развития речи в 4-а классе по теме:

« Родственные слова».

(4-а класс февр. 2016 г)

Старокожева Зоя Сергеевна

Учитель начальных классов

Первая квалификационная категория











г. Благовещенск



ТЕМА:  «Родственные  слова».

ТИП  УРОКА:  «Урок   формирования  и  закрепления  знаний».

ЦЕЛЬ  УРОКА:  Формировать умение учащихся определять родственные слова.


ЗАДАЧИ  УРОКА:

Обучающие: - учить выделять корень в родственных словах и однокоренные слова;

                        - развивать умение анализировать слова сходные  по    написанию и

различные по значению;

                        - совершенствовать навыки письма.


Коррекционно-развивающие:  - способствовать развитию устной и письменной речи    

                         учащихся;

                        - развивать мыслительные операции, пространственную  ориентацию,

мелкую моторику рук учащихся.


Воспитывающие: -  воспитывать уважительное отношение к труду;

                           - воспитывать нравственно эстетические качества личности.

Методы обучения:

проблемный;

объяснительно-иллюстративный;

словесный


Формы организации познавательной деятельности учащихся:

фронтальная;

индивидуальная.


Оборудование:

у учителя - мультимедиа-проектор, экран, компьютер,

у учащихся - 1.Учебник Русский язык, 4 класс, автор А.К. Аксенова

2.Опорные карточка « Подсказочка»


Ход урока:

I Организационный момент:

1. Приветствие - Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Поприветствуем их, подарим им свои улыбки.

2. Психологический настрой. - Посмотрите вокруг, улыбнитесь друг другу, мысленно пожелайте удачного дня. (слайд 2)

II Проверка домашнего задания

III. Тема урока

Работа в тетрадях (слайд 3)

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь

  1. Запись числа, классной работы.

  2. Чистописание (слайд 4)

  1. Словарная работа (слайд 5) Картинный диктант

Проверь себя: Минута, фамилия, Россия, огромный, телевизор, квартира, портрет. (слайд 6,7)

Назови опасные места.

  1. Повторение материала. (слайд 8)

Прежде, чем отправиться в путь, вспомним, что мы знаем о родственных словах.

(Родственные слова близки по смыслу, в них повторяется общая часть. Общая часть родственных слов - это корень).

Что такое корень слова? Корень слова - значимая часть. Над словами родственными держит власть (слайд 9)

5 Сегодня у нас необычный урок письма: (слайд 10) урок игра «Путешествие в страну родственных слов» Мы с вами будем учиться выделять группы родственных слов, образовывать новые слова, учиться объяснять правильное написание родственных слов, обозначать в них корень.

Вывод: Оказывается, не только у людей, но и у слов тоже есть родственные связи!

Подсказка (слайд 11)

6 Письмо под диктовку предложений: (слайд 12)

Цветы украшают нашу планету. Ранние цветы - это подарки весны.

- Кто подберет самое длинное родственное слово к корню «Цвет»? (Дети говорят, определяем победителя, потом записывают предложенные слова: цветок, цветочек, цвести, цветник, цветовод, цветочная, соцветие, цветоводство) - Обозначить корень дугой, назвать «опасную» гласную, выбрать из этих слов проверочное (соцветие).

Проверь себя: Цветы, цветок, цветочек, цвести, цветник, цветовод, цветочная, соцветие, цветоводство. (слайд 13)

Упражнения для глаз (слайд 14)

Итог:

7 Работа с учебником стр 168 Упр 2 (слайд 15)


Физкультминутка

- Мы работали отлично.

Отдохнуть не прочь сейчас.

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс. (слайд 16)


8 Побор родственных слов с заданным корнем (слайд 17)

Замените словосочетания одним словом с корнем –рыб-. Записать слова. Выделить корень. (По вызову выходят ученики и записывают слово на доске, остальные дети – в тетради).

- Небольшая, мелкая рыба – рыбка

- Рыбная ловля – рыбалка.

- Человек, занимающийся рыбной ловлей – рыбак.

- Ловить рыбу – рыбачить. Прочитайте слова. Как можно их назвать?

Назовите орфограмму в слове – рыбка.

Как пишутся парные согласные в корне слова?

Подберите проверочное слова к слову –рыбка (рыба) .


9 Познавательный материал: знаете ли вы? (слайд 18) Устно

Древний обычай русских крестьян развешивать скворечники в деревнях так изменил привычки птиц, что скворцы стали предпочитать скворечники естественным дуплам. Скворцы прилетают к гнезду 198 раз в сутки. Рабочий день скворца длиться 17 часов! Работа с текстом: читаем по строчке цепочкой и называем слова с одинаковым корнем и ставим ударение.

Мы построили скворечню

Для веселого скворца.

Мы повесили скворечник

Возле самого крыльца.

Все семейство вчетвером

Проживает в доме том.

Мать, отец и скворушки-

Черненькие перышки.

Кормит матушка скворчат,

Целый день птенцы кричат:

-Мы хотим добавку-

Муху и козявку!

(слайд 19)



Проверяем: Скворечня, скворца, скворечник, скворушки, скворчат. (слайд 20)

Задание: - обозначить корень, назвать его.

- какая «опасная» гласная в корне? (О)

- назовите из слов-родственников проверочное слово (скворушки).

- как определили?

10 Игра « Веселая семейка» (слайд 21 )

-Я буду называть одного родителя, из семьи, а вы должны продолжить, называя другого и их детёныша.

- Лось, лосиха, лосёнок

-Определите, являются ли слова родственными, выделим корень

-Медведь, медведица, медвежонок.

- На каком уроке встречались с этими словами?

- Что это за слова? (словарные)

- Кот, кошка, котенок, котята.

- Обратите внимание на написание корней.

-Коза, козлёнок, козёл.

-Определите корень.


11 Назови родственные слова из текста (слайд 22, 23)




12 Найди «лишнее» слово и докажи, запиши слова-родственники. (слайд 24)

Родник, родной, ключ.

Родной, близкий, родня.

Вода, водичка, водный, водитель.

Задание: записать только родственные слова, выделить корень.

Проверка. Докажите, что эти слова являются родственными.




IV Итог урока. (слайд 15)

Вот и подошёл к концу наш урок.

Вы очень хорошо работали. Мы всё успели сделать.

В какую страну мы сегодня путешествовали?

Что такое корень в родственных словах? (общая часть)

Как графически мы его обозначаем?

Как правильно написать безударную гласную? (найти проверочное слово)

Молодцы!

Рефлексия.

-Что вам понравилось?

-Что вызывало затруднение?

-Поставьте себе отметку за урок



Загадка. Золотое яблочко по небу катается. С утра улыбается. А улыбка - лучи, очень горячи. Что это? Правильно, это солнце. А солнышко - это символ весны. Весной мы отмечаем праздник. Назовите его. Стихи о маме (читает ученик) Солнышко мы подарим всем женщинам, присутствующим здесь, ответив на вопросы. (Дети отвечают, а учитель выкладывает лучики солнышка)


V ДОМАШНЕЕ  ЗАДАНИЕ.  С. 173.  Упр. № 12. (слайд 17)

(задание разбирается).



(слайд 18)













Состав слова

Корень- главная часть слова !

Родственные слова -слова с одинаковым корнем и близким смыслом!

Чтобы правильно найти корень, нужно подобрать несколько родственных слов и выделить общую часть!

Корни во всех родственных словах пишутся ОДИНАКОВО!




Состав слова

Корень- главная часть слова !

Родственные слова -слова с одинаковым корнем и близким смыслом!

Чтобы правильно найти корень, нужно подобрать несколько родственных слов и выделить общую часть!

Корни во всех родственных словах пишутся ОДИНАКОВО!

Состав слова

Корень- главная часть слова !

Родственные слова -слова с одинаковым корнем и близким смыслом!

Чтобы правильно найти корень, нужно подобрать несколько родственных слов и выделить общую часть!

Корни во всех родственных словах пишутся ОДИНАКОВО!

Состав слова

Корень- главная часть слова !

Родственные слова -слова с одинаковым корнем и близким смыслом!

Чтобы правильно найти корень, нужно подобрать несколько родственных слов и выделить общую часть!

Корни во всех родственных словах пишутся ОДИНАКОВО!