Государственное автономное общеобразовательное учреждение Амурской области
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №7, г. Благовещенск»
Конспект урока письма и развития речи в 4-а классе по теме:
« Родственные слова».
(4-а класс февр. 2016 г)
Старокожева Зоя Сергеевна
Учитель начальных классов
Первая квалификационная категория

г. Благовещенск
ТЕМА: «Родственные слова».
ТИП УРОКА: «Урок формирования и закрепления знаний».
ЦЕЛЬ УРОКА: Формировать умение учащихся определять родственные слова.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Обучающие: - учить выделять корень в родственных словах и однокоренные слова;
- развивать умение анализировать слова сходные по написанию и
различные по значению;
- совершенствовать навыки письма.
Коррекционно-развивающие: - способствовать развитию устной и письменной речи
учащихся;
- развивать мыслительные операции, пространственную ориентацию,
мелкую моторику рук учащихся.
Воспитывающие: - воспитывать уважительное отношение к труду;
- воспитывать нравственно эстетические качества личности.
Методы обучения:
проблемный;
объяснительно-иллюстративный;
словесный
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
фронтальная;
индивидуальная.
Оборудование:
у учителя - мультимедиа-проектор, экран, компьютер,
у учащихся - 1.Учебник Русский язык, 4 класс, автор А.К. Аксенова
2.Опорные карточка « Подсказочка»
Ход урока:
I Организационный момент:
1. Приветствие - Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Поприветствуем их, подарим им свои улыбки.
2. Психологический настрой. - Посмотрите вокруг, улыбнитесь друг другу, мысленно пожелайте удачного дня. (слайд 2)
II Проверка домашнего задания
III. Тема урока
Работа в тетрадях (слайд 3)
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь
Запись числа, классной работы.
Чистописание (слайд 4)
Словарная работа (слайд 5) Картинный диктант

Проверь себя: Минута, фамилия, Россия, огромный, телевизор, квартира, портрет. (слайд 6,7)
Назови опасные места.
Повторение материала. (слайд 8)
Прежде, чем отправиться в путь, вспомним, что мы знаем о родственных словах.
(Родственные слова близки по смыслу, в них повторяется общая часть. Общая часть родственных слов - это корень).
Что такое корень слова? Корень слова - значимая часть. Над словами родственными держит власть (слайд 9)

5 Сегодня у нас необычный урок письма: (слайд 10) урок игра «Путешествие в страну родственных слов» Мы с вами будем учиться выделять группы родственных слов, образовывать новые слова, учиться объяснять правильное написание родственных слов, обозначать в них корень.
Вывод: Оказывается, не только у людей, но и у слов тоже есть родственные связи!
Подсказка (слайд 11)

6 Письмо под диктовку предложений: (слайд 12)
Цветы украшают нашу планету. Ранние цветы - это подарки весны.
- Кто подберет самое длинное родственное слово к корню «Цвет»? (Дети говорят, определяем победителя, потом записывают предложенные слова: цветок, цветочек, цвести, цветник, цветовод, цветочная, соцветие, цветоводство) - Обозначить корень дугой, назвать «опасную» гласную, выбрать из этих слов проверочное (соцветие).
Проверь себя: Цветы, цветок, цветочек, цвести, цветник, цветовод, цветочная, соцветие, цветоводство. (слайд 13)
Упражнения для глаз (слайд 14)
Итог:
7 Работа с учебником стр 168 Упр 2 (слайд 15)

Физкультминутка
- Мы работали отлично.
Отдохнуть не прочь сейчас.
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс. (слайд 16)

8 Побор родственных слов с заданным корнем (слайд 17)
Замените словосочетания одним словом с корнем –рыб-. Записать слова. Выделить корень. (По вызову выходят ученики и записывают слово на доске, остальные дети – в тетради).
- Небольшая, мелкая рыба – рыбка 
- Рыбная ловля – рыбалка. 
- Человек, занимающийся рыбной ловлей – рыбак. 
- Ловить рыбу – рыбачить. Прочитайте слова. Как можно их назвать?
Назовите орфограмму в слове – рыбка.
Как пишутся парные согласные в корне слова?
Подберите проверочное слова к слову –рыбка (рыба) .

9 Познавательный материал: знаете ли вы? (слайд 18) Устно
Древний обычай русских крестьян развешивать скворечники в деревнях так изменил привычки птиц, что скворцы стали предпочитать скворечники естественным дуплам. Скворцы прилетают к гнезду 198 раз в сутки. Рабочий день скворца длиться 17 часов! Работа с текстом: читаем по строчке цепочкой и называем слова с одинаковым корнем и ставим ударение.
Мы построили скворечню
Для веселого скворца.
Мы повесили скворечник
Возле самого крыльца.
Все семейство вчетвером
Проживает в доме том.
Мать, отец и скворушки-
Черненькие перышки.
Кормит матушка скворчат,
Целый день птенцы кричат:
-Мы хотим добавку-
Муху и козявку!
(слайд 19) 
Проверяем: Скворечня, скворца, скворечник, скворушки, скворчат. (слайд 20)
Задание: - обозначить корень, назвать его.
- какая «опасная» гласная в корне? (О)
- назовите из слов-родственников проверочное слово (скворушки).
- как определили?
10 Игра « Веселая семейка» (слайд 21 )
-Я буду называть одного родителя, из семьи, а вы должны продолжить, называя другого и их детёныша.
- Лось, лосиха, лосёнок
-Определите, являются ли слова родственными, выделим корень
-Медведь, медведица, медвежонок.
- На каком уроке встречались с этими словами?
- Что это за слова? (словарные)
- Кот, кошка, котенок, котята.
- Обратите внимание на написание корней.
-Коза, козлёнок, козёл.
-Определите корень.
11 Назови родственные слова из текста (слайд 22, 23)


12 Найди «лишнее» слово и докажи, запиши слова-родственники. (слайд 24)
Родник, родной, ключ.
Родной, близкий, родня.
Вода, водичка, водный, водитель.
Задание: записать только родственные слова, выделить корень.
Проверка. Докажите, что эти слова являются родственными.

IV Итог урока. (слайд 15)
Вот и подошёл к концу наш урок.
Вы очень хорошо работали. Мы всё успели сделать.

В какую страну мы сегодня путешествовали?
Что такое корень в родственных словах? (общая часть)
Как графически мы его обозначаем?
Как правильно написать безударную гласную? (найти проверочное слово)
Молодцы!
Рефлексия.
-Что вам понравилось?
-Что вызывало затруднение?
-Поставьте себе отметку за урок
Загадка. Золотое яблочко по небу катается. С утра улыбается. А улыбка - лучи, очень горячи. Что это? Правильно, это солнце. А солнышко - это символ весны. Весной мы отмечаем праздник. Назовите его. Стихи о маме (читает ученик) Солнышко мы подарим всем женщинам, присутствующим здесь, ответив на вопросы. (Дети отвечают, а учитель выкладывает лучики солнышка)
V ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. С. 173. Упр. № 12. (слайд 17)
(задание разбирается). 
(слайд 18) 

Состав слова Корень- главная часть слова ! Родственные слова -слова с одинаковым корнем и близким смыслом! Чтобы правильно найти корень, нужно подобрать несколько родственных слов и выделить общую часть! Корни во всех родственных словах пишутся ОДИНАКОВО!  | Состав слова Корень- главная часть слова ! Родственные слова -слова с одинаковым корнем и близким смыслом! Чтобы правильно найти корень, нужно подобрать несколько родственных слов и выделить общую часть! Корни во всех родственных словах пишутся ОДИНАКОВО! |
Состав слова Корень- главная часть слова ! Родственные слова -слова с одинаковым корнем и близким смыслом! Чтобы правильно найти корень, нужно подобрать несколько родственных слов и выделить общую часть! Корни во всех родственных словах пишутся ОДИНАКОВО! | Состав слова Корень- главная часть слова ! Родственные слова -слова с одинаковым корнем и близким смыслом! Чтобы правильно найти корень, нужно подобрать несколько родственных слов и выделить общую часть! Корни во всех родственных словах пишутся ОДИНАКОВО! |