готовности и способности вести диалог с другими людьми достигать в нём взаимопонимания.
уметь выполнять УД, планировать алгоритм ответа; уметь определять общую цель и пути её достижения
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент | Психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению нового материала. Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный настрой на работу. | Здороваются с учителем, проверяют готовность уроку. |
2.Актуализация знаний. | Проверка домашнего задания. Пересказ статьи «Древнерусская литература» и «Сказания о Белгородском киселе».
Фронтальный опрос — Когда возникли сказания «Повести временных лет»? Кто был их автором? — На чем были основаны сказания «Повести временных лет»? — Какие особенности древнерусской литературы проявились в «Сказании о белгородском киселе»? - Ребята, сейчас мы с вами послушаем текст литературного произведения. Попробуйте определить жанр произведения. - А как выдумаете, кто автор басни? - Автором басни «Муха» является И.И.Дмитриев. Именно он “вывел” басню из категории низкого жанра и сделал её популярной. - Что вы знаете об авторе басни? Сформулируйте тему и цели нашего урока. - Ребята, но Дмитриев не единственный баснописец, с творчеством которого мы познакомимся сегодня на уроке. - Запишите тему урока в тетрадь. | Проверяют д/з. Отвечают на вопросы учителя. - Жанр произведения – басня. - Иван Иванович Дмитриев. /Дети могут назвать И.А.Крылова/ Учащиеся думают над словами учителя, высказывают предположения, о чём пойдёт речь на уроке. /Имя Дмитриева мало известно детям, поэтому они могут ничего о нём не знать./ - Познакомиться с жизнью и творчеством баснописца И.И.Дмитриева, с его басней «Муха» |
3. Постановка цели и темы урока. Изучение нового материала | - Вы легко определили жанр басни «Муха». А кто помнит определение басни? - Что такое мораль? - Кто является героями басни? - Что такое аллегория? - Запишите определения басни, морали и аллегории в тетрадь. - Как вы думаете, когда появился жанр басни? Прочитайте статью учебника «Русская басня» и найдите в ней ответ на поставленный вопрос. — Что вы знаете о XVIII веке? Какие события в нем происходили? Какие выдающиеся люди жили? Какие цари царствовали? — О каком писателе этого века мы говорили в 5 классе? Какое из его произведений читали? — Кто из известных вам писателей и поэтов (в том числе и баснописцев) родился в этом же веке? И. А. Крылов (1769), В. А. Жуковский (1783), А. С. Пушкин (1799). Этот век был богат выдающимися событиями и удивительными историями. В то время жили интереснейшие образованные люди. В России образованными людьми были в основном дворяне. Сегодня мы познакомимся с одним из таких людей, другом Н. М. Карамзина и учителем И. А. Крылова в жанре басни. Зовут его Иван Иванович Дмитриев.
Дети читают статью на стр.26 учебника и отвечают на поставленный вопрос. | Формулирование ответов на вопросы учителя, высказывание собственного мнения и аргументирование его. Басня – короткое стихотворное или прозаическое произведение нравоучительного характера, имеющее иносказательный, аллегорический смысл. В конце или в начале басни содержится мораль. Мораль басни – краткое нравоучительное заключение. - Чаще всего животные, но они говорят и действуют по-человечески. - Иносказательное изображение предмета, явления, для того, чтобы наглядно показать его главные черты. |
4. Первичное закрепление | - Этот жанр, как правило, связывают с именем И.А.Крылова. Но немногие знают, какую роль сыграл в развитии русской басни Иван Иванович Дмитриев. Давайте поближе познакомимся с этим автором. Беседа по биографии и творчеству И.И.Дмитриева. Иван Иванович Дмитриев прожил долгую жизнь – 77 лет, был современником Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Он умер в один год с Пушкиным.- в 1837 г. -Что в его биографии показалось вам наиболее интересным и значимым? -Когда проявился у Дмитриева интерес к литературе? В каких жанрах он работал? -Какие песни Дмитриева были положены на музыку и дожили до наших дней в виде старинных романсов? -Почему современники называли Дмитриева «русским Лафонтеном»? Назовите басни, написанные Дмитриевым. | Учащиеся думают над словами учителя, высказывают предположения, о чём пойдёт речь на уроке. Работа с презентацией. Перед просмотром презентации детям даётся вопрос, на который они должны ответить после: а) Какую роль сыграл в развитии русской басни Иван Иванович Дмитриев? б) В чём особенность его басен? |
5. Физминутка | Организует смену деятельности. Сейчас мы будем приседать И колени разминать Ноги до конца сгибать, Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.) Напоследок пошагаем, Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.) | Выполняют физкультминутку |
6. Первичный контроль | - Ребята, давайте прочитаем высказывание П.А. Вяземского о И.И.Дмитриеве и И.А.Крылове. “Дмитриев и Крылов - два первостатейных мастера двух различных школ. Один берёт живостью и яркостью красок: они всем кидаются в глаза и радуют игривостью своею. Другой отличается более правильностью рисунка, очерков, линий. Дмитриев как писатель, более художник, чем Крылов, но уступает ему в живости речи. Дмитриев пишет басни, а Крылов их рассказывает...” - Подчеркните те места в высказывании, которые характеризуют басни Дмитриева. - Вернёмся к басне “Муха”. Эту басню считают лучшей басней И.И.Дмитриева. Подтвердите или опровергните мысль Вяземского о том, что Дмитриев-художник. - В чем видел Дмитриев назначение баснописца? ( Баснописец не моралист, добрый друг и мудрый советчик) - Какой сюжет использовал Дмитриев для одной из лучших своих басен «Муха»? - Кто герои басни? По какому принципу сравниваются бык и муха? ( Бык-трудолюбивый, уставший, Муха-бездельница и хвастунья; она приравнивает себе равные с быком заслуги: тоже работала, пахала.) - Какие качества характера человека высмеивает Дмитриев в этой басне? (Высмеивает людей, которые, не прилагая никаких усилий готовы присвоить себе чужие труды.) - В каких словах заключена мораль? ( «Мы пахали!») - Эти слова басни стали крылатыми. В какой ситуации можно использовать это выражение? - Одной из жанровых особенностей басни является то, что в ней осмеивается какой-либо порок человека, жизненная ситуация или позиция. Над чем смеётся автор в этой басне? - Почему Иван Иванович берёт за основу сюжет, в котором рассказывается о тяжёлом крестьянском труде? Найдите ответ в комментариях к басне на стр. 29 | Индивидуальная работа обучающихся Распечатки высказываний на партах Ученик читает басню вслух Дети говорят о том, что автор словесно нарисовал картину, которая им ясно видится. - Дмитриев осмеивает ту жизненную позицию, когда человек приписывает себе чьи-то заслуги, видя что они были заработаны очень тяжело. - Крестьянский труд тяжёл, особенно пахота. Бык “тащился” домой, а муха, благополучно просидев во время пахоты на нём, присвоила его заслуги себе. Картина тяжёлого крестьянского труда усиливает то значение, которое хотел предать автор. Для этого автор использует приём аллегории |
7. Подведение итогов, рефлексия | - Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока? - Удалось нам достичь их? Аргументируйте свой ответ. Самостоятельная работа в тетрадях. 1. Озаглавьте басню по-своему. Объясните, почему вы озаглавили именно так. 2. Отметь, в басне «Муха» Дмитриев противопоставляет: а) трудолюбие и безделье б) щедрость и жадность в) ум и глупость 3. Что муха ответила другой мухе? Допиши. «Откуда ты, сестра?» — от этой был вопрос. А та, поднявши нос, в ответ ей говорит: «Откуда?-______________________ 4.Как ты думаешь, почему муха присваивает себе труд быка? 5.Отметь пословицу, в которой заключена главная мысль басни «Муха». а) Труд человека кормит, а лень — портит. б) Кто ест скоро, тот и работает споро. в) Умел ошибаться, умей и поправиться. | Осуществляется самоконтроль, оценка собственной учебной деятельности. - Сегодня мы должны были расширить наши представления о басне, прочитать новые басни. - Да, мы достигли поставленных целей, прочитали басню Дмитриева «Муха» Учащиеся выполняют самостоятельную работу на листочках и сдают учителю на проверку. |
8.Информация о домашнем задании | С.29-30, читать статью «Муха», наизусть басню по выбору | Учащиеся записывают домашнее задание в дневник |