Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по музыке «Океан море синее».»
Тема: «Океан море синее».
Цель: сформировать представление учащихся о выражении в музыке образа морской стихии на примере темы «Океан – море синее» из оперы - былины «Садко».
Задачи:
Предметные: продолжить изучение былинного творчества русского народа на примере темы «Океан – море синее» из оперы - былины «Садко».
Метапредметные:
познавательные: развитие умения на основе анализа объектов делать выводы;
регулятивные: развитие умения передавать характер музыки через движения рук
коммуникативные: развитие умения слушать и слышать других.
Личностные: формирование желания выполнять учебные действия через мотивацию; развитие эстетических чувств.
Оборудование: аудиозапись оперы – былины Римского Корсакова «Садко»; запись звучания гуслей; портрет композитора; цветные бумажные фигурки синего и жёлтого цветов, альбом, цветные карандаши.
Ход урока:
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Методы и приемы |
Орг. Момент | 1 мин | Здравствуйте! | Приветствуют учителя | | Слово учителя |
Актуализация знаний; постановка темы урока | 7 мин. | - У вас на столах лежат небольшие листочки с заданиями. Сейчас вы в парах должны будете сделать все задания, после чего мы узнаем тему нашего урока. - Кто сделал, поднимите руки. Заканчиваем. - что у вас получилось? - Сегодня мы познакомимся со вступлением к опере – былине Римского – Корсакова «Садко» - «Океан – море синее». - что такое опера? - что такое былина? - что такое опера- былина? - знаете оперу-былину «Садко»? - может кто- то кратко рассказать оперу – былину «Садко»? - кто главные герои в опере – былине? | Выполняют задание Вступление к опере – былине Римского – Корсакова «Садко» - « океан- море синее» - жанр музыки, музыкальный спектакль где все герои поют - Русская народная эпическая песня о богатырях. Опера на сюжет былины Ответы детей - да/ нет - Волхова, Морской царь | Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей | Метод упражнений |
Открытие новых знаний | 24 мин | - Попытайтесь представить море в этой музыке. как оно изменяется, как мы это слышим? - как море изменяется в музыке? - как мы это слышим в музыке? Ребята, а почему Римский – Корсаков назвал эту часть произведения «Океан – море синее»? Что он хотел изобразить в музыке? - Правильно ребята. Римский – Корсаков Николай Андреевич - композитор сказочник. Он умел сделать неодушевленный предмет одушевленным. Он очеловечил море. Так и океан. Океан как живой участвует в событиях оперы. - А всегда ли одинаково звучит мелодия? Давайте посмотрим на слайд. Там показаны два состояния моря. Какие? - Ребята, если вы вслушаетесь в главную интонацию музыкальной картины моря, то вы услышите всего три звука. Мы видим, как меняется характер музыки. В чём секрет? Что изменяется в звучании? - что такое динамика? Какая она бывает? - что такое темп? Какой он бывает? - изменяется темп музыки? Как? | - оно, то спокойное, то бурное. - - волны море, морская стихия - Спокойное и бурное - динамика и темп - динамика- это сила звука в произведении. Громко, тихо. - темп – это скорость движения музыки. Они бывают быстрые, медленные, умеренные. - он изменятся, но это не так сильно заметно | Оформлять свои мысли в устной форме | Слуховой метод Словесный ( беседа) Метод анализа и сравнения |
Физкульт. минутка | | Море волнуется — раз! (Шагаем на месте.) Море волнуется - два! (Наклоны туловища влево-вправо.) Море волнуется — три! (Повороты туловища влево-вправо.) Морская фигура, замри! (Присели.) | | | |
Закрепление знаний | | - Ребята, давайте мы ещё раз прослушаем фрагмент из вступления к опере Римского – Корсакова «Садко». Но перед нами будет стоять задача: показывать изменение динамики и темпа музыки движениями рук. Если море будет спокойное, то как будем показывать рукой? (показываю сама) – Если море будет бурное, то как мы покажем? (Идёт повторное прослушивание отрывка, ребята выполняют задания. Учитель контролирует как дети выполняют задание.). - молодцы. Вы справились с заданием. Теперь попробуйте нарисовать море таким, каким вы его видите в этом произведении. (учитель включает музыку и дети рисуют) | - дети выполняют задание. Рисуют море, которое они видят в произведении | управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий | Рисование руками звучащей музыки Практический метод |
Рефлексия | 5 мин. | - давайте посмотрим, что у вас получилось ( небольшая выставка) - Итак, ребята, сегодня копилка ваших музыкальных знаний пополнилась. Вы познакомились с вступлением к опере – былине Римского–Корсакова «Океан – море синее». Ребята, а каких героев этой былины вы ещё знаете? - давайте посмотрим небольшой видео фрагмент. - что вам запомнилось на уроке? - теперь поднимите руки те, кому понравился наш урок, кто все понял, у кого после нашего урока хорошее настроение? - теперь поднимите руки те, кому понравился наш урок, но он что-то не понял и обязательно дома повторит? - теперь поднимите руки те, кому не понравился наш урок, кто ничего не поняли у него плохое настроение? (почему не понравилось) - Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, особенно понравилось, как работал (имя ребенка) спасибо за урок. До свидания! | - Волхова, Морской царь | Регулятивные: оценка Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Словесный (беседа) |
1)допиши предложение:
УВЕРТЮРА – это_________________________________
_______________________________________________
2) жанр, в котором все мысли и чувства героев выражаются при помощи пения называется _______
3)разгадай ребус:

= __________
4)кто изображен на портрете? _____________________

5)разгадай ребус:
_________________
6) из букв составь слова:
АНОКЕ – РЕМО ЕНЕСИ =
Составь из полученных слов (по всем заданиям) тему нашего урока
Вступление к опере – былине Римского – Корсакова «Садко» - « океан- море синее»
Вступление к опере – былине Римского – Корсакова «Садко» - « океан- море синее»
Вступление к опере – былине Римского – Корсакова «Садко» - « океан- море синее»
Вступление к опере – былине Римского – Корсакова «Садко» - « океан- море синее»