СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по ОРКСЭ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по ОРКСЭ в  4 классе.Модуль "Светская этика". Тема урока "Дружба"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОРКСЭ.»



Общая информация

Модуль

Основы светской этики

УМК

«Школа России»

Тема урока

Дружба

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Цель, задачи

Формирование представления о понятии «дружба», как о важнейшей нравственной ценности, о качествах, которыми должен обладать настоящий друг.

Выявлять элементы общечеловеческих ценностей. Помочь учащимся понять необходимость и ценность понятия "дружба"; познакомить с истинным толкованием слова "дружба"; формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе, развивать стремления быть терпимым в обществе людей; учить анализировать свои поступки и окружающих. 

Необходимое оборудование

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, набор пословиц о дружбе, музыкальное оформление

Дидактическое обеспечение



Планируемые результаты урока
  • личностные

Формирование ответственности за поддержание дружеских отношений.

Формирование ценностного отношения к дружбе, к друзьям.

  • предметные

Понимание дружбы как ценностной ориентации, присвоение их нравственной ценности и раскрытие значения в жизни каждого человека.

  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

П. перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса

Р. определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

К. признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

Рефлексия, фронтальный опрос, адресный опрос


Литература и Интернет-ресурсы

Основная

  • Учебник А.Данилюк «Основы светской этики»

Дополнительная

  • Толковые словари




План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся
Этап урока Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы Деятельность обучающихся с указанием форм организации Формируемые УУД (с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

Здравствуйте, ребята! Сегодня я пришла на урок с отличным настроением. Как вы думаете, почему?

Все причины моего хорошего настроения назвали! Хочу поделиться своим настроением с вами и чтобы вы также с нетерпением ждали встречи с чем-то новым и интересным на уроке. Сегодня нас ожидает необычный и очень интересный урок! Давайте улыбнёмся друг другу, и пусть нам сопутствует удача! Итак, мы начинаем!

– А сейчас тишина… Я предлагаю вам вслушаться в слова песни, чтобы ответить на вопрос: « О чем мы сегодня будем говорить на уроке?»

Звучит песня « Вот что значит настоящий верный друг…»

(Слова: Михаил Пляцковский 
Музыка: Борис Савельев)



Приветствуют учителя, выполняют просьбу учителя.

Дети под руководством учителя формулируют тему урока.

Личностные :

«Позитивная установка».

Коммуникативные УУД: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.


2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

Наш урок посвящен важной теме, мы будем вести разговор о дружбе, об отношениях, которые должны быть между товарищами и одноклассниками.

Иметь друга – это настоящий подарок судьбы, так как не все люди могут иметь друзей, некоторые просто путают понятия “знакомый”, “приятель”, “друг”.

- Ребята, поднимите руку, кто из вас имеет настоящих друзей?

Вижу много таких детей. Я думаю, что к концу урока вы поймете настоящие ли вы друзья?


Ученики обдумывают ответ, отвечают на вопросы, поддерживают одноклассников.

Регулятивные УУД:

Рефлексия своих чувств


3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

О дружбе размышляли во все времена, философы, поэты, ученые излагали свои мысли.

- А как вы думаете, что же такое дружба?

Работа в группах «Мозговой штурм»

«Дружба – это …»

- Ребята, великий педагог В.А Сухомлинский тоже составлял Законы дружбы, давайте с ними познакомимся.

- Выбирай друзей по  душевным качествам, не по одёжке.

 - Не обманывай друга ни в чём.

 - Будь с ним честен.

- Не обзывай и не унижай своего друга.

- Останови друга,  если он делает  что-то плохое.

- Умей признать свои ошибки и помириться с другом



Мне очень приятно, что ваши мнения совпали с мнением великого педагога. Дружба – великое чудо!
- А при каких условиях, с чего может возникнуть дружба? 


Учащиеся предлагают варианты ответов. Под руководством учителя приходят к понятиям «друг», «дружба»

Работают со словарем

Работают в группах.

(при затруднении обратить внимание обучающихся к учебнику )

Познавательные УУД: решение проблемы

Коммуникативные УУД: коллективное обсуждение, выражение собственных мыслей.


4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

Поэт Л.Измайлов написал очень хорошее стихотворение “Монолог о дружбе”, послушайте его.

(Читает ученик).

Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Слово “дружба” что обозначает?
Может быть, поход вдвоём в кино, 
Может быть, хороший пас в футболе?
Может быть, подсказку у доски, 
Может быть, защиту в драке школьной,
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил всё видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты, 
А дружок даёт ему списать.
Разве это дружба, если двое
Вздумали уроки прогулять,
А спросила мама: “Вы не в школе?” –
Оба дружно начинают врать.

- Вы согласны с автором, что именно это дружба? Так надо дружить? А какими качествами должен обладать настоящий друг? Давайте перечислим, какие качества должны быть у настоящего друга.

Настоящий друг: верный, добрый, скромный, честный, порядочный, бескорыстный (на доске).

- Наверно и ваши друзья хотят видеть в вас такие же черты характера.

Дружба – это высокое чувство, в которое не может вмешиваться корысть, выгода. Если в мыслях человека есть такая формула “Ты – мне, я – тебе” это не дружба. Дружба должна быть бескорыстной.

Ведь дружить надо не ради выгоды. Не для того, чтобы тебе что – то хорошее делали, а для приятного общения. Надо уметь помогать друг другу, проявлять внимание, чуткость.




Выполняют задание.

Высказывают собственное мнение.

Делают вывод о том, что отношение к тебе напрямую зависит от того, какие поступки ты совершаешь.





























Высказывают свое мнение о том, кто такой друг, перечисляют качества.




Коммуникативные УУД:

Распознавание эмоций.

Познавательные УУД: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её.


5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Работа в группах.

Составление правил дружбы.

Обсуждение составленных правил.

Выполняют задание.

Высказывают собственное мнение.


Коммуникативные УУД: работа в малой группе, внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания, умение вступать диалог.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в информационном пространстве.

Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу.

Личностные: интерес к способу решения проблемы.


6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

- Ребята, а скажите, что может разрушить дружбу, дружеские отношения?

Старайтесь беречь дружбу, ведь у людей с такими качествами никогда не будет друзей.

А иногда про дружбу говорят “Водой не разольешь”, послушайте стихотворение Б. Заходера “Мы – друзья”.

(Два мальчика инсценируют стихотворение).

С виду мы не очень схожи:
Петька толстый,
Я худой,
Не похожи мы, а всё же
Нас не разольёшь водой!
Дело в том,
Что он и я –
Закадычные друзья! 
Всё мы делаем вдвоём.
Даже вместе... 
Отстаём!
Дружба дружбою,
Однако, и у нас случилась драка.
Был, конечно, важный повод.
Очень важный повод был!
Помнишь, Петя?
- Что-то, Вова,
Позабыл!
- И я забыл...
Ну, не важно! Дрались честно,
Как положено друзьям:
- Я как стукну!
- Я как тресну!
- Он как даст!
- А я как дам!..
Скоро в ход пошли портфели. 
Книжки в воздух полетели. 
Словом, скромничать не буду – 
Драка вышла хоть куда! 
Только смотрим – что за чудо? 
С нас ручьём бежит вода! 
Это Вовкина сестра 
Облила нас из ведра!
С нас вода ручьями льётся, 
А она ещё смеётся:
- Вы действительно друзья! 
Вас водой разлить нельзя!

- Вот какие бывают друзья, судите сами, как назвать такую дружбу.


Выполняют задание.

Высказывают собственное мнение.


Познавательные УУД: анализ, синтез, обобщение, решение проблемы

Коммуникативные УУД: коллективное обсуждение, выражение собственных мыслей.


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

А сейчас, ребята, в группах обсудите ситуации: “Как бы я поступил?”.

 1.Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать

2. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.

 3.Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.


Работают в группах.


Регулятивные: умение контролировать результаты своей деятельности.

Коммуникативные УУД: внимательно слушать собеседника и понимать его высказывание.

Личностные УУД: знание норм культуры поведения и соотношение их с жизненными ситуациями.


8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

А теперь поработаем в парах. У вас на столах лежат конверты. Возьмите их. Там находятся пословицы о дружбе, вам надо собрать их. Какая пара будет готова – поднимет руку.

- А какие еще пословицы вы знаете?


Внимательно слушают задание учителя. Работают в парах. Соотносят части пословиц, собирают их, записывают пословицы


9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

- Какой вы друг? Настоящий друг – какой он? Какими качествами должен обладать настоящий друг?

-Почему важно дружелюбно относиться друг к другу?


- Молодцы, я надеюсь, что отныне вы будете строить отношения по правилам, будете знать кто настоящий друг, что такое настоящая дружба!


Наше мнение едино: дружба нам необходима.


Отвечают на вопрос учителя. Проводят анализ между задачами, которые стояли в начале урока и результатами. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Регулятивные УУД: оценивать результаты общей и собственной деятельности.

Коммуникативные УУД: готовность излагать свое мнение.