План-конспект урока поУМК «Гармония» 3 класс
Составила учитель Дунайцева О.М.
Тема: Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих
Цель:
1. Воспитывать любовь к родному языку.
2.Формировать умение писать существительные женского и мужского рода с шипящими на конце.
3.Развивать умение делить слова на группы и выбирать основание для классификации, речь, внимание, креативность мышления, формировать навыки самоконтроля.
4. Углубить знания о функциях мягкого знака: показателя мягкости согласных, разделительного знака, показателя женского рода имён существительных после шипящих.
Оборудование: учебник, карточки с заданиями, школьный компьютер, проектор.
Ход урока
Организационный момент. Психологический настрой учащихся. (сл. 1)
С добрым утром!
Начат день.
Первым делом гоним лень!
Утром надо не зевать,
А проснуться и вставать! Поприветствуем гостей , которые присутствуют на нашем уроке.
Урок русского языка должен проводиться четко. Мы с вами сегодня будем исследователями, открывателями, а для этого требуется выполнение определенных инструкций. Прослушайте первый инструктаж очень внимательно и выполняем то, о чем я буду говорить.
Чистописание работа в тетради.
Тетрадь наклонно положу.
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу,
На “отлично” напишу. Записываем в тетради число и классная работа.
(Слайд 3.) ружьё морковь помощь рожь
-Что общего в написании этих слов?
Напишите данные слова красиво в тетрадь.
Слова какой части речи вы написали? (Мы написали имена существительные.)
В каком числе стоят имена существительные? (Имена существительные стоят в единственном числе.)
Я предполагаю, что во всех данных словах мягкий знак играет одинаковую роль. Согласны ли вы со мной? (Нет т.к. )
Сл (4 5 6)(В слове ружьё - разделительный мягкий знак. В слове морковь - мягкий знак (ь) - показатель мягкости предыдущего согласного звука.)
Почему в словах помощь, рожь написан мягкий знак?
Может он обозначает мягкость предыдущего согласного звука? (Нет, так как звук щ - всегда мягкий, звук ж - всегда твердый.)- Чему же мы на уроке будем учиться? почему в словах пишется мягкий знак.
3.- Тема сегодняшнего урока: «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих». Сл 7
Мягкий знак – хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится..
Повторение изученного об имени существительном.(Сл 8)
В русском языке
Есть страна удивительная.
Правит этой страной
Существительное.
Что это такое?
Я хочу о нём узнать.
Кто из вас сейчас, ребята,
О нём может рассказать?
-А сейчас мы побываем в сказочной стране, где живет Вовка и старуха у разбитого корыта. (сл 9) ВИДЕО
Что вы можете сказать о Вовке? Почему он пользовался научной книгой?
4.Работа по теме.Сл 10 Работа с пословицами.
Как пословицы связаны с этим сюжетом?
Ученье – путь к умению. Если лень учиться, не может получиться.
Если стараться, будет получаться.
Знакомство с новым словом из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, вы узнаете, если разгадаете ребус:
(Слайд .)товар 'пища'
Какое слово получилось? (Это слово товарищ.)
Что обозначает слово товарищ?
Дети высказывают свои предположения. (Товарищ - это человек, близкий кому-нибудь по общности взглядов, деятельности, а также человек, дружески расположенный к кому-либо.)
Подберите к слову товарищ синонимы. (Друг, приятель.)
Найдите слово товарищ в словарике, напишите это слово два раза, проговаривая его по слогам, выделите орфограмму, поставьте знак ударения.
К какой части речи относится слово товарищ? (Слово товарищ относится к имени существительному.)
В каком числе стоит слово товарищ, какого рода? (Слово товарищ стоит в единственном числе, мужского рода.)
В каком числе стоит слово помощь ,какого рода? (Слово помощь стоит в единственном числе, женского рода.)
Чем сходны по произношению слова товарищ и помощь? (На конце слышится
мягкий шипящий звук щ.)
А в написании этих слов?
Но в слове помощь — после шипящего пишется мягкий знак, а в слове товарищ - после шипящего мягкого знака нет..
Алгоритм работы на доску сл 15
(Слайд16.)задание по слайд
Составьте пары слов. Какая часть речи вам будет помогать правильно связать пары.
Упражнение 2. (Самопроверка)
К именам прилагательным, подобрать подходящие по смыслу имена существительные с шипящими на конце. (Слайд 9.)
. звездная(ночь)
золотая (рожь)
. острый (нож)
. чёрный (грач)
русская (речь)
тяжелый (багаж)
Физминутка для глаз .сл 17
Проверка по слайду
Сл 18 Сделайте вывод. (На конце существительных женского рода в единственном числе после букв, обозначающих шипящие звуки, пишется мягкий знак. На конце имен существительных мужского рода после букв, обозначающих шипящие звуки, мягкий знак не пишется.)
Сл 19
Физминутка «Игра- разминка»
Мы работали отлично. Отдохнуть не прочь сейчас
И зарядка нам привычно На урок приходит в класс.
Я буду называть имена существительные с мужского и женского рода с шипящим звуком на конце. Если назову существительное женского рода, то вы прыгают девочки и делают хлопок над головой, если услышите существительное мужского рода- мальчики. (Ночь, дочь, морж, помощь, ключ, речь, камыш, гараж, брошь, калач, борщ, вещь.)
Работа по учебнику
Сл 21 22 Упр 508 с 75 (2 слайда) Ловушки
Сл 23Домашнее задание с. 77 упр. 516
8.Самостоятельная работа (Задание на карточках)
Расположите части так, чтобы получился рассказ, вставьте, где нужно, мягкий знак.
Охотник накинул плащ(?) и вышел во двор. Перед его глазами промелькнула летучая мыш(?).
Охотник ночевал в домике лесника. В полноч(?) он услышал жалобный
плач(?).
И снова повторился плач(?). Охотник понял, что это кричит сыч(?).
Слайд 24.)Проверка
Какую часть написать первой?
В каких словах написали мягкий знак? Почему?
Подчеркните в предложениях основу. Устно составьте пары.
9.Итог урока.
Я думаю, теперь вы сможете работать корректорами и исправлять ошибки.
(сл 25)Исправь ошибки.
-Какие функции выполняет мягкий знак?
Тест –кроссворд на листе в клеточку.
Рефлексия Посади цветок на поляну лесенки успеха
Сл 26 Вручение орденов «Умники и умницы» под музыку.