СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по СБО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по предмету СБО для учащихся 8 класса коррекционной школы

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по СБО»

Тема «Приём на работу».

Цели : дать учащимся представление о правилах приема на работу, поведении во время приема на работу, об основном законодательстве.

Задачи:

  1. образовательная: знать перечень документов при приеме на работу, уметь вести диалог на заданную тему, активизировать процесс формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению;

  2. коррекционная: работать по развитию грамотной устной и письменной речи, обогащать словарь учащихся новыми словами;

  3. развивающая: развивать навыки коллективной, творческой, поисковой деятельности учащихся, развивать абстрактное мышление, формировать умения к изучению специальной справочной литературы;

  4. воспитательная: воспитывать толерантность, доверие друг к другу, внимательность к говорящему, умение высказывать свое мнение, соблюдая нормы современного этикета,

овладение детьми моделями полоролевого поведения, адекватного возрасту, подготовка к выполнению в будущем половых (гендерных ролей);

Оборудование: трудовой кодекс Р.К., карточки, наглядность по теме, ноутбук, тесьма, пословицы, аксессуары для сценки .

Словарь (на доске): Вакансия, работодатель, трудоустройство, резюме, стиль одежды, информация, диплом, склонности, способности.

Методы обучения: словесные ( беседа, объяснение), наглядные ( презентация), практические ( работа по карточкам, выбор стиля одежды, нужных документов).

Средства обучения: ноутбук, презентация, карточки- задания.






























  1. Организационный момент.

Игра «Паутинка».

Правила выполнения упражнения:

-Возьмите клубок ниток (или тесьмы) и проделайте следующее упражнение:

Встаньте в круг, ведущий, берет конец тесьмы и передает клубок, разматывая его, участнику напротив, называя одно из своих положительных качеств.

-второй ученик, удерживая отрезок тесьмы (нитки) рукой (или намотав на палец), передает клубок следующему, называя одно из лучших качеств и так далее, пока остатки клубка не окажутся у ведущего.

-В завершающей части упражнения, оказывается, что все участники связаны единой «сеточкой – паутинкой из положительных качеств».

-Проверьте, насколько тонка и насколько крепка нить, связывающая вас.

-Проверьте, какую нагрузку может выдержать эта паутинка, а теперь расслабьте нитки и сразу получатся «конфликты», или «проблемы».

-Вынесите их за дверь и «выкиньте в мусорное ведро».

Ребята, на уроке слушайте, думайте, говорите внятно, отвечайте грамотно.

2. «Угадай пословицу» (закончить конец пословицы):

«Терпенье и труд все перетрут»

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

«Землю солнце красит, а человека – труд»

-Скажите, о чем они?

Это пословицы о труде.

Пословицы о работе.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Я думаю, что мы будем говорить о труде, о работе.

Мне кажется, мы будем говорить о работе, о труде.

Да, ребята, сегодня мы продолжаем тему ТРУДОУСТРОЙСТВО

Из скольких слов состоит это слово? - труд и устройство.

Подберите близкие слова к слову труд

ТРУД – работа, занятие, дело.

А что такое устроить?

Устроить - это значит определить, найти хорошее место работы.

Трудоустройство - это значит, найти хорошее место работы.

- Для беседы нам нужно знать значение таких слов (словарная работа).

Вакансия – должность, место.

Работодатель – человек, который дает работу.

Резюме – автобиография.

Диплом – документ об образовании.

Стиль (одежды) – форма одежды.

Информация – сведения о работе.

Способность – талант, умение.

Склонность – желание чего-либо.


II. Вводная беседа (о важности выбора профессии).

Фразы на слух:

1. Какие у тебя жизненные планы?

2. Какие ты знаешь профессии? ( мужские и женские)

Чем отличаются мужские и женские профессии? ( мужская работа более тяжёлая, чем у женщин и дороже оплачивается).

3. Кем ты хочешь быть?

-Ребята, сегодня мы будем думать о выборе достойной работы.

Многие из вас, ребята, после окончания школы пойдут на работу. Но чтобы устроиться на работу, одного диплома недостаточно. Необходимо понравиться работодателю. Поэтому так важно знать нормы этикета и уметь грамотно оформлять деловые бумаги, необходимые при устройстве на работу. Вот об этом мы с вами сегодня и поговорим .


-[Скажите, куда надо обращаться, если у тебя нет работы?]

Можно обратиться в бюро занятости.

Можно искать работу по объявлениям в газете.

Можно посетить Интернет.

Посоветоваться с родителями, друзьями…

Хорошо, правильно, способов найти работу много. Мы проведем деловую игру «Я ищу работу».

Как будем искать работу? У нас есть различная информация.

Выступление детей:

1:- я на практике хорошо работала, меня хвалили и после окончания училища ждут на работу. Пойду туда.

2: — а у меня друг работает в строительной фирме, обещал 
поговорить с бригадиром обо мне. Надеюсь, что меня пригласят на работу.

3:- а я объявление в газете прочитал, в строительную бригаду 
требуются штукатуры. Завтра схожу по указанному адресу. Узнаю.

4: - а я хочу обратиться в службу занятости. Возможно, мне там 
предложат работу.

Ребятами были предложены различные способы поиска 
работы, давайте перечислим их:

• предложение работы на предприятие, после прохождения практики;

• работа «по знакомству»;

• обращение в службу занятости;

• работа «по объявлению».

Работа по карточкам.

Выберите работу по своему желанию.

Продавец, зар.плата- 45000тг.

Столяр, в п. Новая Бухтарма

Швея-модельер.

Работник по уходу за лошадьми.

Помощник повара в кафе.

Разнорабочий, зар.плата 50000тг.

Парикмахер, в Катон- Карагайский район.


-Какую работу вы выбрали?

Я выбрал (а) работу...


-Молодцы все выбрали работу. Скажите, а как вы выбирали работу?

Меня заинтересовала высокая заработная плата.

Я выбрала по месту жительства.

Я выбрал (а) работу..., потому что я люблю... .

Я выбрал (а) эту работу... потому что мне нравится работа






Давайте сделаем вывод. Как же нужно выбирать работу?

Работу надо выбирать, учитывая способности, склонности и интерес.

О чем надо помнить, когда идешь трудоустраиваться?

о стиле одежды,

о правилах поведения,

о документах,

о формах общения.


1.Стиль одежды. [ Какой должен быть стиль одежды?]

Деловой костюм (брючный, с юбкой или платьем)

Брюки стандартной длины.

Строгая блузка с юбкой или брюками.

В холодное время года допускается ношение теплых моделей свитеров, кофт.

Чулки и колготы телесного или черного цвета, без орнамента.

Обувь – модели неярких тонов.

Игра « Что лишнее?»


-Еще о чем надо помнить?

Вести себя скромно, говорить четко, громко, сохранять на лице улыбку. Нельзя кричать, спорить.

-Еще о чем надо помнить? Какие нужны документы ?

-заявление о приеме на работу,

-медицинская справка,

-документ об образовании,

-ИНН (Идентификационный номер налогоплательщика),

-страховое пенсионное свидетельство,

-фотографии,

-резюме…


-Еще о чем надо помнить?

Формы общения с работодателем.


Здравствуйте! Разрешите войти?

Здравствуйте! Можно войти?

Разрешите обратиться по поводу работы. Меня зовут...

Добрый день! Можно войти?

Извините, пожалуйста, можно мне спросить?


1. Итог. Что мы узнали?

Мы узнали:

о стиле одежды,

о правилах поведения,

о документах,

о формах общения.

А сейчас немного отдохнем.


2.Сценка










- А теперь давайте посмотрим сценку и узнаем о чем надо помнить, когда идешь к работодателю?

Установка: смотрите внимательно, думайте, почему так поступил работодатель?


За столом сидит работодатель, что-то пишет, разговаривает по телефону, дает объявление в газету о наборе специалистов.

К работодателю приходят девушка и юноша. Вульгарно одетые, жуют жвачку, в ушах наушники.«Здрасьте, это вам требуются специалисты? Так это мы».

Работодатель: «Здравствуйте. Что ж, очень рад. Давайте посмотрим ваши дипломы, резюме, автобиографии».

Ребята замешкались, не совсем корректно ведут себя.

Работодатель: посмотрел документы, прощается с молодыми людьми и сообщает, что такие работники ему не нужны .

Посмотрели? Подумали?

Как вы думаете, почему работодатель отказал молодым людям?

Потому что грубо говорили.

Я думаю, что неправильный стиль одежды.

Мне, кажется, что у них документы не все.

Итог: Есть такое выражение: «Для кого работа - мать, а для кого – мачеха».

Если для одного работа – мать, это значит что работа для человека любимая, интересная. А кому работа не нравиться, не интересно работать, и работают без любви. Для них работа – мачеха.



Право на работу защищено законом, я хочу вас познакомить с теми нормативными документами к которым вы всегда сможете обратиться, если вам понадобится найти ответ на какой-либо вопрос из области трудовых отношений.

Такими нормативными документами являются:

Конституция РК

Трудовой кодекс РК

А вот следующие положения необходимо знать каждому, кто устраивается на работу:


1. Все лица моложе 18 лет принимаются на работу лишь после предварительного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения 18 лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру. Осмотр проводится за счет средств работодателя.

2. Ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 день предоставляется работникам в возрасте до 18 лет в удобное для них время.

3. Ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 дней предоставляется работникам в возрасте старше 18 лет в соответствии с графиком отпусков, утвержденным в организации.

4. Для всех работников устанавливается продолжительность рабочего времени 40 ч в неделю.

5. Для работников не достигших 18 лет, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени:

• в возрасте от 14 до 16 лет – не более 24 ч в неделю;

• в возрасте от 16 до 18 лет – не более 35 ч в неделю.

6. Для лиц моложе 18 лет испытательный срок при приеме на работу не устанавливается.

С нанятыми сотрудниками заключается трудовой договор (соглашение, контракт) в письменном виде в двух экземплярах (один остается у работодателя, второй выдается сотруднику).



Трудовой договор – это соглашение между работником и работодателем, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работу, обеспечить благоприятные условия труда, в полном размере выплачивать заработную плату, а работник – добросовестно выполнять определенную ему функцию.


Трудовая книжка – это документ о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора.

Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы. .

Теперь обращаю ваше внимание на права, которыми закон наделяет сотрудника, и обязанности, которые он должен исполнять.

Каждый работник имеет право:

Статья 22. Основные права и обязанности работника

1. Работник имеет право:

1) на заключение, изменение, дополнение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом;

2) требовать от работодателя выполнения условий трудового, коллективного договоров;

3) на безопасность и охрану труда;

5) на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии с условиями трудового, коллективного договоров;

7) на отдых, в том числе оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск;

11) на возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с исполнением трудовых обязанностей;

12) на обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан;

19) на отказ от выполнения работы при возникновении ситуации, создающей угрозу его здоровью или жизни, с извещением об этом непосредственного руководителя или представителя работодателя;

Как уже было сказано, обязательно, если есть права, то есть и обязанности. Какие на ваш взгляд обязанности могут быть закреплены в Трудовом кодексе РК относительно трудовой деятельности?

Учащиеся:

– Хорошо работать.

– Не опаздывать и не прогуливать.

– Слушаться начальника.

– Ничего не брать с работы, аккуратно относиться не к своим вещам, к станкам, мебели и т. д.

Все, что вы говорите, ребята, абсолютно верно, и я надеюсь, что именно так вы и будете поступать, когда начнете работать.

Действительно, работник обязан:

1) выполнять трудовые обязанности в соответствии с трудовым, коллективным договорами, актами работодателя;

2) соблюдать трудовую дисциплину;

3) соблюдать требования по безопасности и охране труда, пожарной безопасности и производственной санитарии на рабочем месте;

4) бережно относиться к имуществу работодателя и работников;

5) сообщать работодателю о возникшей ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя и работников, а также о возникновении простоя;

6) не разглашать сведений, составляющих государственные секреты, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, ставших ему известными в связи с выполнением трудовых обязанностей;

7) возмещать работодателю причиненный вред в пределах, установленных настоящим Кодексом.

Что мы сегодня узнали на занятии? (Фраза на слух)

Мы узнали:

Куда обратиться, если нет работы.

О чем надо помнить, когда идешь к работодателю.

Предлагаю посмотреть презентацию и ещё раз вспомнить «Этикет при трудоустройстве».

Вывод: Надеюсь, что наш урок был для вас полезным и хочется 
верить, что знания, которые вы получили, окажут вам большую услугу в 
вашей самостоятельной жизни. Ведь от хорошей работы зависит ваше 
благополучие.






• свидетельство о рождении;

• фотоальбом;

• диплом;

• медицинская справка;

• удостоверение личности;

• трудовая книжка;

• комиксы;

• кроссворды;

• ежедневник;

военный билет;

• заявление;

• сберкнижка



• свидетельство о рождении;

• фотоальбом;

• диплом;

• медицинская справка;

• удостоверение личности;

• трудовая книжка;

• комиксы;

• кроссворды;

• ежедневник;

военный билет;

• заявление;

• сберкнижка







  • «Терпенье и труд все …….. »

  • «Без труда не вытащишь и ….. .. …..»


  • «Землю солнце красит, а человека – …. »


ТРУД – работа, занятие, дело.

УСТРОИТЬ - это значит определить, найти хорошее место работы.

ТРУДОУСТРОЙСТВО - это значит, найти хорошее место работы.



Вакансия – должность, место.



Работодатель – человек, который дает работу.

Резюме – автобиография.



Диплом – документ об образовании.

Стиль (одежды) – форма одежды.



Информация – сведения о работе.

Способность – талант, умение.

Склонность – желание чего-либо.









О чем надо помнить, когда идешь трудоустраиваться?

  • о стиле одежды,

  • о правилах поведения,

  • о документах,

  • о формах общения.





Трудовая книжка

это документ о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Какие нужны документы

*заявление о приеме на работу,

*медицинская справка,

*документ об образовании,

*ИНН (Идентификационный номер налогоплательщика),

*страховое пенсионное свидетельство,

*фотографии,

* резюме.

Способы поиска работы

• предложение работы на предприятие, после прохождения практики;

• работа «по знакомству»;

• обращение в службу занятости;

• работа «по объявлению».


Формы общения с работодателем.

-Здравствуйте! Разрешите войти?

-Здравствуйте! Можно войти?

-Разрешите обратиться по поводу работы. Меня зовут...

-Добрый день! Можно войти?

-Извините, пожалуйста, можно мне спросить?


«Для кого работа - мать,

а для кого – мачеха».

Трудовой договорэто соглашение между работником и работодателем, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работу, обеспечить благоприятные условия труда, в полном размере выплачивать заработную плату, а работник – добросовестно выполнять определенную ему функцию.






Меня заинтересовала высокая заработная плата.

Я выбрала по месту жительства.

Я выбрал (а) работу..., потому что я люблю... .

Я выбрал (а) эту работу... ,потому что мне нравится эта работа .




Меня заинтересовала высокая заработная плата.

Я выбрала по месту жительства.

Я выбрал (а) работу..., потому что я люблю... .

Я выбрал (а) эту работу... ,потому что мне нравится эта работа .




Меня заинтересовала высокая заработная плата.

Я выбрала по месту жительства.

Я выбрал (а) работу..., потому что я люблю... .

Я выбрал (а) эту работу... ,потому что мне нравится эта работа .





Меня заинтересовала высокая заработная плата.

Я выбрала по месту жительства.

Я выбрал (а) работу..., потому что я люблю... .

Я выбрал (а) эту работу... ,потому что мне нравится эта работа .




Меня заинтересовала высокая заработная плата.

Я выбрала по месту жительства.

Я выбрал (а) работу..., потому что я люблю... .

Я выбрал (а) эту работу... ,потому что мне нравится эта работа .





Меня заинтересовала высокая заработная плата.

Я выбрала по месту жительства.

Я выбрал (а) работу..., потому что я люблю... .

Я выбрал (а) эту работу... ,потому что мне нравится эта работа .





Меня заинтересовала высокая заработная плата.

Я выбрала по месту жительства.

Я выбрал (а) работу..., потому что я люблю... .

Я выбрал (а) эту работу... ,потому что мне нравится эта работа .







Продавец, зар.плата- 45000тг.


Столяр, в п. Новая Бухтарма


Швея-модельер.


Работник по уходу за лошадьми.


Помощник повара в кафе.


Разнорабочий, зар.плата 50000тг.


Парикмахер, в Катон- Карагайский район.






Продавец, зар.плата- 45000тг.


Столяр, в п. Новая Бухтарма


Швея-модельер.


Работник по уходу за лошадьми.


Помощник повара в кафе.


Разнорабочий, зар.плата 50000тг.


Парикмахер, в Катон- Карагайский район.







Продавец, зар.плата- 45000тг.


Столяр, в п. Новая Бухтарма


Швея-модельер.


Работник по уходу за лошадьми.


Помощник повара в кафе.


Разнорабочий, зар.плата 50000тг.


Парикмахер, в Катон- Карагайский район.



Продавец, зар.плата- 45000тг.


Столяр, в п. Новая Бухтарма


Швея-модельер.


Работник по уходу за лошадьми.


Помощник повара в кафе.


Разнорабочий, зар.плата 50000тг.


Парикмахер, в Катон- Карагайский район.






Продавец, зар.плата- 45000тг.


Столяр, в п. Новая Бухтарма


Швея-модельер.


Работник по уходу за лошадьми.


Помощник повара в кафе.


Разнорабочий, зар.плата 50000тг.


Парикмахер, в Катон- Карагайский район.







Продавец, зар.плата- 45000тг.


Столяр, в п. Новая Бухтарма


Швея-модельер.


Работник по уходу за лошадьми.


Помощник повара в кафе.


Разнорабочий, зар.плата 50000тг.


Парикмахер, в Катон- Карагайский район.







Продавец, зар.плата- 45000тг.


Столяр, в п. Новая Бухтарма


Швея-модельер.


Работник по уходу за лошадьми.


Помощник повара в кафе.


Разнорабочий, зар.плата 50000тг.


Парикмахер, в Катон- Карагайский район.








1:-я на практике хорошо работала, меня хвалили и после окончания училища ждут на работу. Пойду туда.



2: а у меня друг работает в строительной фирме, обещал 
поговорить с бригадиром обо мне. Надеюсь, что меня пригласят на работу.





3:- а я объявление в газете прочитал, в строительную бригаду 
требуются штукатуры. Завтра схожу по указанному адресу. Узнаю.





4: - а я хочу обратиться в службу занятости. Возможно, мне там 
предложат работу.

«ЧТО ЛИШНЕЕ?»

• свидетельство о рождении;

• фотоальбом;

• диплом;

• медицинская справка;

• удостоверение личности;

• трудовая книжка;

• комиксы;

• кроссворды;

• ежедневник;

военный билет;

• заявление;

• сберкнижка.