МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока истории по кейс-технологии
в 5 классе.
Тема урока: Чему учил китайский мудрец Конфуций
Цели: учиться выделять проблему, лежащую в основе жизненных ситуаций; «добывать» необходимую информацию посредством изучения и анализа материалов кейса; вырабатывать коллективные решения, предлагать альтернативные пути решения проблемы и отстаивать собственную точку зрения.
Развивать самостоятельность мышления, учиться ставить цели и достигать их, формировать собственную жизненную позицию, учиться работать в команде, адекватно оценивать свою работу.
Используемая технология: кейс-технология
Методы познания в процессе обучения:
-Кейс-стади
-Метод дискуссии
-Ситуационно-ролевая игра
Оборудование: презентация, кейсы с подборкой материалов, лист ватмана, маркеры.
№ этапа | Название этапа урока и используемые методы | Действия учителя | Деятельность учеников |
1. | Организационный момент | На слайде тема урока, портрет Конфуция. Учитель организует работу в группах, распределяет роли, раздает кейсы, карточки с алгоритмом ответа для спикеров, карточки оценивания | Учащиеся занимают места в группах, записывают тему урока. |
2. | Подведение к определению и осмыслению проблемы Побуждающая беседа | Вопросы учителя: - Мы с вами познакомились с различными древними государствами (цивилизациями). В каждом из государств устанавливались свои законы и правила поведения людей, отношения между людьми. Давайте вспомним о законах царя вавилонского Хаммурапи (1792-1750гг. до н. э.). -Какой принцип отношений между людьми лежал в основе законов Хаммурапи? - Чему учили заповеди Бога Яхве? (Примерно 2000 лет до н. э.) - Чему учил основатель новой религии индийцев – Будда? - Какой вывод можно сделать из этих примеров? -Давайте вспомним, кто такой Конфуций? ( слайды) -Чем он прославился? | Предполагаемые ответы учащихся: -Око за око, зуб за зуб, т.е. за проступок следовало не менее жестокое, а иногда и более жестокое наказание - Не убий, не укради, почитай отца и мать… -Не брать чужого, никому не завидовать, стремиться к добру, оценивать человека по его личным качествам, а не по происхождению - У разных народов в разные времена правила поведения людей были во многом похожи. |
3. | Знакомство с конкретной ситуацией (ситуационно-ролевая игра ) | Учитель предлагает обсудить увиденное: -Вам встречались подобные ситуации в жизни? В чем проблемность этой ситуации? Вы увидели, что перед ребятами был выбор, как поступить? Чье поведение можно отнести к добрым поступкам? - Какую же проблему нам предстоит решить? -Кто поможет нам научиться правильно делать выбор? - Что для этого нам надо сделать? -А как вы думаете, мы сами могли бы сформулировать и вывести правила достойного поведения? Какой учебный продукт мы должны получить? - У нас 4 группы. Сколько таких правил у нас сегодня может быть выведено? - Как нам необходимо организовать работу в группах, чтобы добиться успеха? | Дети представляют реальную ситуацию: Стулья имитируют сиденья автобуса. На первых двух сидят два мальчика, которые увлеченно играют телефонами. На следующих сидениях еще мальчик и девочка. Входит старичок, охает, держится за спину. Мальчишки с первых сидений тут же притворяются, что спят, закрывают глаза. Мальчик с заднего сидения встает и уступает место старику. Возможные ответы детей: -Делать выбор между добрыми и дурными поступками, учиться вести себя достойно -Поможет Конфуций - Для этого надо выяснить, чему же он учил - Мы можем вывести правила поведения воспитанного человека. Таких правил может быть минимум четыре. -Для этого нам надо работать слаженно и помогать друг другу. |
4. | Работа в группах с материалами кейса Метод «кейс-стади» | Учитель переходит от группы к группе, направляет в нужное русло обсуждение. | Учащиеся знакомятся с материалами кейса, изучают, обсуждают, обмениваются мнениями. Руководит обсуждением координатор, секретарь записывает основные положения общего ответа, спикер проговаривает в группе ответ в соответствии с алгоритмом, предложенным учителем (на этапе введения данной технологии учащиеся нуждаются в опоре на алгоритм ответа).Секретарь выведенное правило записывает на лист ватмана. |
5. | Презентация и экспертиза результатов работы малых групп на общей дискуссии Методы дискуссии | Учитель предлагает участнику от каждой группы представить результаты работы группы. Предлагает высказать свою точку зрения других членов дискуссии на рассматриваемую проблему. Вопросы: -Почему надо уважать старость? Согласны ли вы с появившимся в обществе мнением, что старики не могут принести реальную пользу, а значит и не нужны? - Так ли нужны знания человеку? - Чем опасно для самого человека, нарушающего правила приличий, подобное поведение? - Почему нужно руководствоваться в жизни «золотым правилом нравственности»? | Возможные ответы от групп: Группа1: - Из представленных в кейсе материалов можно сделать вывод: -Конфуций учит относиться уважительно друг к другу, как в семье, так и в государстве, в обществе. Особенно Конфуций учит уважительному отношению к родителям. Высказывание Конфуция «Нельзя не помнить о возрасте отца и матери: для сына в этом сразу и радость, и тревога», - мы понимаем так: радость, что у человека есть родители, которые его любят, тревога, потому что родители стареют, могут заболеть и умереть. Поэтому мы вывели правило: Уважительно относись к старшим, уважай и береги своих родителей. |
| | Когда представляет свое правило 4-я группа, на экране появляется высказывание Конфуция: «Не причиняй другим то, что они могут причинить тебе» - Все ли традиции и обычаи древних китайцев вам понятны? Со всеми правилами вы были согласны или нет? Если нет, то с чем? Всеми ли поучениями Конфуция можно руководствоваться? Какие из них и сегодня остаются значимыми для нас? - Актуальна ли проблема воспитания и поведения для сегодняшнего дня? - Всегда ли люди поступают с позиций добра? - Для чего нам нужно знать правила и традиции древних? Учитель предлагает еще раз прочитать выведенные правила, которые записаны по ходу представлений наработок на листе ватмана. | Группа2 Из материалов кейса можно сделать вывод. Что Конфуций считал воспитанным человека, который уважал обычаи и традиции других, прилично вел себя за столом. Этому должны учиться все. Очень важно следить за своим внешним видом, соблюдать правила гигиены. Если видишь. Как по-разному ведут себя люди, нужно брать пример только с хороших поступков. Мы вывели такое правило: -Не следуй дурным примерам, будь воспитанным, уважай обычаи других. Группа3 Изучив материалы кейса, мы пришли к выводу, что Конфуций прав, говоря, что высшая мудрость в учении. Чтобы стать уважаемым и образованным человеком, нужно много и старательно учиться. Мы сейчас мало задумываемся о пользе учения, но нам следует прислушиваться к тому, что говорят нам учителя и родители. Мы вывели такое правило: -Учись прилежно, знания пригодятся в жизни. Группа 4 -Познакомившись с басней Л.Н.Толстого о том, как маленький Миша мастерил лоханку своим еще молодым родителям, потому что видел, что они неуважительно относятся к старенькому дедушке, мы пришли к выводу: Нельзя обижать беспомощных стариков, потому что твои дети могут также плохо относиться к тебе, когда и ты станешь старым и больным. Мы вывели правило: Не делай людям того, чего себе не желаешь. Уважай старость, все стареют. |
6. | Подведение итогов работы. Рефлексия. Самооценка | Учитель предлагает учащимся оценить свою работу и работу товарищей в группах. Учитель на основании своих наблюдений и баллов в карточках оценивания выставляет отметки за работу на уроке. | Учащиеся дают словесную оценку и информируют о баллах, полученных членами групп в ходе обсуждения материалов кейса. |
7. | Творческое домашнее задание. | Учитель предлагает выбрать любое из высказываний Конфуция на стр.103 и письменно объяснить, как они его понимают. | Записывают задание. |
Литература
Вигасин А.А., Годер Г.И.,Свенцицкая И.С. История Древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений.- М.: Просвещение, 2009. – 287 с.
Арасланова О.В., Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира к учебным комплектам А. А. Вигасина и др. (М.: Просвещение); Ф.А.Михайловского (М.: Русское слово); Е.В.Саплиной и др. (М.: Дрофа). – Москва: Вако,2013.
Фещенко Т.С. Современное обучение: работаем по новым стандартам. – Часть1. –Как управлять уроком. УЦ Перспектива, Москва, 2013.
Фещенко Т.С. Новые стандарты – новое качество работы учителя. - Методическое пособие.- УЦ Перспектива, Москва, 2013.
Интернет-ресурсы
http://prezentacii.com/istorii/10606-chemu-uchil-kitayskiy-mudrec-konfuciy-5-klass.html
Приложения
МАТЕРИАЛЫ КЕЙСА ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ
1-я группа
Высшая добродетель – уважение к старшим
Конфуций говорил, что нужно соблюдать те порядки, которые установлены с давних времен.
В семье младшие должны оказывать знаки уважения старшим, дети - родителям. А старшим следует относиться к младшим с отеческим вниманием и заботой.
Покойных родителей и более отдаленных предков китайцы почитали как могучих и добрых покровителей. В их честь совершались жертвоприношения. Лучшей похвалой было сравнение человека с каким-либо древним героем. Китайцы очень любили рассказы о старине и бережно хранили их в памяти.
Конфуций учил, что не только в семье, но и во всем государстве, в обществе, должен соблюдаться порядок в отношениях между старшими и младшими.
Воспитанный китаец со всеми вежлив, не нагрубит тем, кто ниже его по положению, и не заискивает перед теми, кто выше. Он ведет себя и с теми и с другими, зная свое место и не теряя достоинства: со старшими почтительно, с младшими – благосклонно.
- Что Конфуций говорил об отношениях в семье?
- Как учил относиться к старшим, к родителям?
- Как вы понимаете высказывание Конфуция: «Нельзя не помнить о возрасте отца и матери: для сына в этом сразу и радость, и тревога».
-Какое правило поведения можно вывести из данного текста?
2-я группа
Как должны вести себя учтивые китайцы
Конфуций считал, что воспитанного человека легко узнать по его поведению. Учтивый (вежливый) китаец перед входом в дом снимал туфли и шел босиком. Идти по циновкам, расстеленным по полу, считалось неприличным. Сидели китайцы либо на той же циновке, либо на низком сидении, но непременно подогнув под себя пятки. Сидеть, свесив ноги, а тем более вытянув их вперед, могли только совершенно невоспитанные люди. Уже в древности китайцы овладели искусством есть с помощью двух палочек. Этот обычай они сохраняют и поныне. Древние китайцы сооружали на голове сложные прически, собирая волосы в пучок. Тех же, кто ходил с распущенными волосами, они считали дикарями. Обычно китайцы носили халат. У простых людей халаты были из дешевой материи. Знатные богачи одевались в халаты шелковые, с красивой вышивкой цветами и фигурами драконов.
- Каким, по мнению Конфуция, должен быть воспитанный, то есть, учтивый человек?
- Всегда ли сегодня люди соблюдают правила приличного поведения, аккуратно одеваются, следят за своими манерами?
- Согласны ли вы с утверждением Конфуция, что воспитанного человека легко узнать по его поведению?
- Как вы понимаете высказывание Конфуция: «Я непременно нахожу себе наставника в каждом из двоих моих попутчиков. Я выбираю то, что есть в них хорошего, и следую ему, а нехорошего у них я избегаю».
-Какое правило можно вывести из этого высказывания Конфуция?
3-я группа
Мудрость – в знании старинных книг ( то есть – в учении)
Своим ученикам Конфуций излагал содержание старинных книг, чтобы они приобщались к мудрости древних. Среди этих книг были изречения, предания, песни.
А сами книги выглядели совсем не так, как наши. Во времена Конфуция писали на узеньких дощечках из расщепленного бамбука. Тонкую кисточку или палочку окунали в черную тушь и наносили иероглифы сверху вниз. Если делали ошибку, то соскабливали написанное ножом. Потом в дощечках делали отверстия и продевали бечевку. Связка бамбука и была древнекитайской книгой.
Ученый китаец должен был запомнить тысячи иероглифов, обозначавших отдельные слова.
- Чему учил Конфуций своих учеников?
-Что из себя представляли древнекитайские книги?
- Согласны ли вы с высказыванием Конфуция, что нужно читать книги? Может быть, достаточно интернета и телевизора?
- Как вы понимаете высказывание Конфуция: «Я не родился со знаниями. Я получил их благодаря любви к древности и настойчивости в учебе»?
- Какое правило можно вывести из прочитанного материала?
4-я группа
Л.Н.Толстой.
Старый дед и внучек
(Басня)
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Эта басня написана Львом Николаевичем Толстым в конце XIX века, но очень современна.
-О чем она?
-Какой нравственный урок можно вынести из нее?
- Чему она учит?
-Какое правило поведения можно вывести из этой басни?
Представление наработок группами.
Когда представляет свое правило 4-я группа, на экране появляется высказывание Конфуция:
«Не причиняй другим то, что они могут причинить тебе»
- Все ли традиции и обычаи древних китайцев вам понятны? Со всеми правилами вы были согласны или нет? Если нет, то с чем? Всеми ли поучениями Конфуция можно руководствоваться? Какие из них и сегодня остаются значимыми для нас?
- Актуальна ли проблема воспитания и поведения для сегодняшнего дня?
- Всегда ли люди поступают с позиций добра?
- Для чего нам нужно знать правила и традиции древних?
( Чтобы учиться поступать правильно)
- А что значит поступать правильно?
(Не грубить старшим, не воровать, не обижать маленьких, никому не делать зла)
ПРАВИЛА ВОСПИТАННОГО ЧЕЛОВЕКА
1.Уважай, старость, все стареют. Уважай и береги своих родителей.
2.Учись прилежно, знания пригодятся в жизни.
3.Не следуй дурным примерам, будь воспитанным, уважай обычаи других.
4.Не делай людям то, чего себе не желаешь.
Карточка оценивания
Фамилия и имя учащегося | Участие в сценке – до 5 баллов | Обсуждение в группе – до 5 баллов | Общая оценка Выставляет учитель |
1 вопрос | 2 вопрос | 3 вопрос | 4 вопрос | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
АЛГОРИТМ ОТВЕТА
Подготовьте свой ответ по плану:
- Из представленных в кейсе материалов можно сделать вывод:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Высказывание Конфуция ……….мы понимаем так:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Поэтому мы вывели правило:_______________________________________________________ _______________________________________________________________________________________