Тема урока: Основные виды простого предложения. Порядок слов в предложении. Логическое ударение.
Цели урока: 1) ввести понятия «двусоставные и односоставные предложения»; активизировать знания о распространённых и нераспространённых предложениях; познакомить с инверсией и прямым порядком слов в предложении, дать понятие о логическом ударении;
2) научить с помощью логического ударения и порядка слов выделять наиболее важное слово в предложении;
3) содействовать воспитанию нравственных качеств.
Тип урока: Урок изучения нового материала
Оборудование: учебный комплекс «Русский язык. Теория. 5 – 9 кл.». В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова; «Русский язык. Практика. 8 класс»/ под ред. Ю.С. Пичугова; «Русская речь. Развитие речи. 8 класс» Е.И. Никитина.
План урока
1 | Вступительное слово учителя | 2 |
2 | Опорное повторение (проверка домашнего задания). | 18 |
3 | Изучение новой темы «Основные виды простого предложения. Порядок слов в предложении. Логическое ударение», выполнение упражнений 83, 88 | 20 |
4 | Домашнее задание | 2 |
5 | Итог урока (обобщение и выводы) | 3 |
Ход урока:
Учитель: ребята, сегодня мы с вами изучим тему «Основные виды простого предложения. Порядок слов в предложении. Логическое ударение».
Ученики записывают тему и число в тетради.
Учитель: прежде, чем приступить к новой теме, проверим домашнее задание. Запишем небольшой диктант на повторение орфографии.
Ученики: записывают диктант.
Невыполненное задание, лес не хвойный, негодующий возглас, овощи не очищены, не вымыты, не рад встрече, ему нездоровится, недоставало сил, кольцо не золотое, ряд не пятый, нелепый поступок, далеко не лёгкое решение, ответ не готов, ответил небрежно, очень непродуманное решение, вовсе не правильный ответ, трава не скошена, некошеный луг, неподражаемый комик.
Учитель: Вспомним, что такое простое предложение?
Ученики: Простое предложение – это синтаксическая единица, образованная одной синтаксической связью между подлежащим и сказуемым или одним главным членом.
Учитель: По строению грамматической основы простые предложения делятся на двусоставные и односоставные.
Предложения, грамматическая основа которых состоит из подлежащего и сказуемого, называются двусоставными: Правда глаза колет. (Пословица.)
Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, называются односоставными: Бездонной кадки водою не наполнишь. (Пословица.)
По наличию второстепенных членов простые предложения могут быть нераспространёнными и распространёнными: 1) Лес шумел. (В. Короленко.) (это простое, двусоставное, нераспространённое предложение); 2) Из-под куста мне ландыш серебристый приветливо кивает головой. (М. Лермонтов.) (это простое, двусоставное, распространённое предложение).
Распространёнными и нераспространёнными могут быть и односоставные предложения. Пословица Слезами горю не поможешь представляет собой простое, односоставное, распространённое предложение. Светает — простое, односоставное, нераспространённое предложение.
Предложения, включающие однородные подлежащие и сказуемые, но не имеющие второстепенных членов, не являются распространёнными: Лес зашумел, застонал, затрещал. (Н. Некрасов.) И зажурчали, зазвенели деревья, воздух и луга. (А. Яшин.)
Ученики записывают предложения и читают §165
Учитель: В русском языке каждый член предложения имеет своё определённое место. Подлежащее обычно ставится перед сказуемым. Согласованное определение-перед определяемым словом, обстоятельство образа действия -перед сказуемым, а остальные обстоятельства и дополнение - после сказуемого. Такой порядок слов называется прямым.
В речи указанный порядок членов предложения часто нарушается. Изменение прямого порядка слов называется инверсией (от лат. «инверсно» — перестановка). Инверсия позволяет: 1) выделить наиболее важные по смыслу члены предложения; 2) выразить вопрос и усилить эмоциональную окраску речи; 3) связать части текста. Так, в предложений Белеет парус одинокий в тумане моря голубом (М. Лермонтов) инверсия позволяет усилить смысл главных членов предложения и определений одинокий и голубом (ср. прямой порядок слов: Одинокий парус белеет в голубом тумане моря). В тексте порядок слов является также одним из средств связи его частей: Любовь сильнее смерти и страхи смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. (И. Тургенев.) Инверсия дополнения не только усиливает его смысловое значение, но и связывает предложения в тексте.
Особенно часто инверсия встречается в поэтической речи, где она не только выполняет указанные выше функции, но и может служить средством создания напевности, мелодичности:
Над Москвой великой, златоглавою,
Над стеной кремлёвской, белокаменной
Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
По тесовым кровелькам играючи,
Тучки серые разгоняючи,
Заря алая подымается.
(М. Лермонтов.)
Ученики делают записи в тетради и определяют вид инверсии:
Инверсия (от лат. inversio— перестановка, переворачивание) — расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок, с целью усилить выразительность речи. Приведём примеры (все они из стихотворений А. Пушкина):
Инверсия главных членов предложения:
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется опять за край окружных гор.
Инверсия согласованных определений:
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит.
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Инверсия дополнений и обстоятельства обыкновенно:
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой.
Учитель: Прочитайте вслух следующие предложения, выделив интонацией отмеченные слова:
1) В нашем саду созрел виноград; 2) В нашем саду созрел виноград; 3) В нашем саду созрел виноград.
В первом предложении говорится, что созрел виноград, а не что-нибудь иное; во втором — что виноград созрел, уже готов; в третьем — что виноград созрел у нас, а не у соседей или ещё где-нибудь и т. д. Самое важное в сообщении обычно бывает новым, которое даётся на фоне данного, известного собеседникам.
Выделение голосом тех слов, которые обозначают самое важное в сообщении, называют логическим ударением.
Самое важное в сообщении можно выделить и порядком слов, и логическим ударением. Порядок слов — средство устной и письменной речи, а логическое ударение — только устной речи. Логическое ударение обязательно, если порядок слов не выделяет самого важного в сообщении.
Умение выделять наиболее значимое в предложении — необходимое условие выразительной устной речи.
Ученики: обращаются к §166 - 167
Учитель: Ребята, обратимся к упражнению 83
Ученики: выполняют упр. в тетрадях.
Учитель: Ребята, давайте выполним упражнение 88.
Ученики: делают упражнение в тетрадях.
Домашнее задание: §§ 165-167, упражнение 87
Подведение итогов урока:
Комментирование и выставление оценок.