СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка по теме: "Предлог" (система Занкова, учебник Поляковой А. В. 2 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по русскому языку во 2 классе на тему: “Общее понятие о предлоге”. По системе Занкова. Учебник «Русский язык» Поляковой А. В. (ч. 2)

Цель урока: познакомить учащихся с предлогом, как со служебной частью речи.

Задачи урока:

  1. Образовательные: расширить знания учащихся о предлоге как части речи; его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи.
  2. Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость; совершенствовать культуру речи учащихся; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять вербальные инструкции учителя, делать выводы.
  3. Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме: "Предлог" (система Занкова, учебник Поляковой А. В. 2 класс)»

Урок русского языка по теме «Предлоги».

Открытый урок по русскому языку во 2 классе на тему: “Общее понятие о предлоге”. По системе Занкова. Учебник «Русский язык» Поляковой А. В. (ч. 2)

Цель урока: познакомить учащихся с предлогом, как со служебной частью речи.

Задачи урока:

  1. Образовательные: расширить знания учащихся о предлоге как части речи; его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи.

  2. Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость; совершенствовать культуру речи учащихся; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять вербальные инструкции учителя, делать выводы.

  3. Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.

УУД:

регулятивные:

- саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий;

- сравнение способа действия и его результата, коррекция;

познавательные:

- общеучебные (умение структурировать знания)

- логические (наблюдение, сравнение, доказательство, подведение под понятие ),

коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества со сверстниками: как кооперация (сотрудничество), как взаимодействие.

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (речевые действия).


Ожидаемый результат: расширены знания учащихся о предлоге, как части речи, его роли в русском языке; отрабатывается умение учащихся писать предлоги отдельно от других частей речи. Учащимися показаны умения: правильно употреблять предлоги в устной и письменной речи; анализировать предлагаемые задания, находить правильные пути решения. Продемонстрированы навыки работы учащихся в парах и группах; выполнение индивидуальных заданий. В конце урока учащиеся оценили сою работу и работу класса.

Тип урока: урок получения новых знаний.


Ход урока.

I. Организационный момент.

  • Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте своему соседу удачи.

  • Чистописание:

Ой, кто это к нам пожаловал? (Почтальон Печкин)

-Он интересуется, что мы тут делаем?

Спрашивает: -А умеете ли вы красиво писать? Угадайте мою любимую букву?

-Напишите её в чистописании (Пп)

Пальчиковая разминка «Цветки».

Наши нежные цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки,

Тихо засыпают, головой качают.

-Вспомните словарные слова на букву п, запишите. (петух, посуда)


II. Актуализация знаний учащихся.

  1. Работа со словами:Дети, а что почтальон носит в своей сумке? (письма)

-Но наш почтальон сказочный, и у него из писем высыпались слова, в которых потерялись буквы.

-Дети, прочитайте их. Подумайте, какие задания вы могли бы выполнить с ними?


Б*рёза, п*щит, з*леный, м*ро*, под, м*стерит, за*ц, бл*стит, у*кая, б*льшая. Слайд.


а). Вставить пропущенные буквы, (Орфографическая зарядка).

б). Объяснить орфограммы. (Цепочкой).

в). Разделить слова на группы.

  • Прочитайте еще раз эти слова глазками и скажите, по какому признаку можно разделить эти слова на группы?

  • Сколько будет групп? Какие? Слайд.

  • Запишите слова в три группы самостоятельно: 1 колонка – имена существительные, 2 кол. – имена прилагательные, 3 кол. – глаголы. Выделите орф-мы.

(Проверка путем чтения учащихся с места и высвечивание на слайде). Слайд.

  • Докажите, что в 1 столбике записаны имена существительные.

  • Докажите, что во 2 столбике записаны имена прилагательные.

  • Докажите, что в 3 столбике записаны глаголы.

г

+=

). Покажите сигналами, кто выполнил это задание без ошибок.

  • Какое слово оказалось лишнее? Почему? Слайд.

  • Кто знает, как можно назвать слово под?

  • Ребята, изучая азбуку, русский язык, литературное чтение, мы встречались с предлогами?

Но мы не говорили о них подробно.

  • Наверное, вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?


III. Работа над новым материалом.

  1. Объявление темы урока и постановка целей.

Правильно, сегодня мы Мы научимся

-узнаем,что такое предлог,

-для чего нужны предлоги в русском языке;

-как они пишутся с другими частями речи;

-будем учиться определять место предлога,

-правильно записывать предлоги с другими словами.

-И делать, своего рода, открытия.

2. Восприятие темы.

-Кто нам в этом поможет, вы узнаете позже.

Почтальону Печкину надо доставить почту по назначению, а дорога его идёт через лес.

Посмотрите, какую картину он увидел в лесу.

1). Кого видите?

  • Где находится белка? Заяц? Медведь? Лиса?

  • Опишите местонахождение каждого животного, вы употребили слова: за, на, около, под, у …

  • А если мы употребляем их в речи, значит, это часть речи. И эта часть речи называется… (предлог). 

  • Слово “предлог” с латинского языка означает "стоящий перед словом":

"пред" - перед; "логос" – слово. Слайд

    1. Предлог – это часть речи. Мы сделали первое открытие.

2). Нас услышала ФЕЯ ОТКРЫТИЙ и пришла, чтобы помочь вам продолжить урок.

Для этого откройте тетрадь на печатной основе и найдите № 31р. т. с. 61

  • Далее осуществляется проверка.

  • Как вы думаете, это все предлоги, которые есть в русском языке?

  • Конечно, это не все предлоги. Их в русском языке огромное количество. По частоте употребления они на 4 месте среди других частей речи.

  • Ребята, попробуйте задать к предлогам вопрос. Получается у вас это сделать?

  • Вернемся к нашим предложениям. Кроме предлогов, какие части речи использованы?

  • Обратите внимание на написание предлогов с ними.

  1. Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.

Мы сделали второе открытие.

  слайд.

  1. Они не изменяются. Мы сделали третье открытие.

  2. К предлогам нельзя поставить вопрос.

Какую роль предлоги выполняют в русском языке?

  1. Верно, предлоги служат для связи слов в предложении. Поэтому они называются служебной частью речи. Мы сделали пятое открытие.


- А знаете ли вы, с какими частями речи дружит предлог?

- Послушайте об этом сказку В. В. Волиной:

Сказка

Когда-то очень давно все слова дружили, общались и жили вместе. Но вот Предлоги стали большими забияками и драчунами. И однажды так сильно поссорились с Существительными, что те очень обиделись.

Когда с предлогами рядом ставили Существительные или Местоимения, они так далеко отодвигались, что между ними можно было поставить Прилагательное.

Постепенно они совсем отдалились. А Глаголы так не любили ссориться, что вообще отказались становиться рядом с ними. Делать нечего. Раз уж так случилось, то эту ссору записали в большую книгу правил.


- С какими частями речи употребляются предлоги?

6.Предлоги дружат с существительными

и прилагательными, но пишутся раздельно.

Предлог надо отличать от приставки.

У глаголов предлогов не бывает!!!

-Найдите подтверждение в № 31.


Прилетел ГАЛЧОНОК. Он хочет поиграть, давайте искать его и говорить, где он находится. Слайд.

-Что он нам принёс? Письмо. В нём индивидуальные задания.


А у нас ЗРИТЕЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА


Проверим индивидуальные задания.

Задание для каждой группы: вставьте предлоги.



1 группа

Я   утра   лесу гуляю, 
 росы я весь промок.
Но зато теперь я знаю
 березку и   мох,
 малину, ежевику,
 ежа и   ежиху,
 которой   ежат
Все иголочки дрожат.

2 группа

Это   нашего двора
Чемпионы, мастера.
Носят прыгалки 
 кармане,
Скачут 
 самого утра.
 дворе и   бульваре,
 переулке и   саду,
И 
 каждом тротуаре
 прохожих   виду.

3 группа

Алеша рад: пришла весна,
 саду тепло и сухо
И 
 классе   окна 
Жужжит сегодня муха.
Он стал 
 мухой наблюдать.
 окно она влетела,
Она то сядет 
 тетрадь,
То 
 кусочек мела.


3). Работа с текстом (р. т. № 32 с. 28) работа в парах

Слайд


  • Прочитайте предложения. Все ли вам понятно? Почему?

  • Скажите, связаны ли в них слова по смыслу?

  • Чего не хватает в тексте?

  • Давайте вставим предлоги.

  • Установилась ли связь слов в предложениях?


  слайд.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


4). Создание «ситуации несостоятельности»

  • На доске написаны предложения. Сравните их между собой.

(пропущены предлоги, предложения одинаковые)

Книга лежит ……. столе. Книга лежит ….. столе.

  • А я хочу вам сказать, что здесь два разных предложения. Как это может быть?

(пропущены разные предлоги)

5). создание «ситуации успеха»

  • Запишите предложения, вставьте разные предлоги.

(Книга лежит НА столе. Книга лежит В столе.)

  • Что заметили?

(изменился смысл)

  • Какую же еще роль выполняют предлоги в речи?

(от них зависит смысловая нагрузка предложения)

  • Мы сделали еще одно открытие.


ПРЕДЛОГИ ИЗМЕНЯЮТ СМЫСЛ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.



Слайд

(Книга лежит НА столе. Книга лежит В столе.)

Спишите предложения и найдите их в учебнике - № 123 с. 61


Прочитаем правило в учебнике на с. 61-62 сравним с нашими выводами.


IV. Закрепление.

1). Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации.

1 группа. (слабоуспевающие учащиеся, работающие только на продуктивном уровне).

Работа на листках

Я предлагаю задания на выбор.

  • Первое задание – самое простое - списать скороговорку, подчеркнуть предлоги..

У Семёна с Саней в сетях сом с усами.


2 группа. (учащиеся, работающие на репродуктивно-продуктивном уровне).

  • Второе задание - посложнее - объединить пары слов с помощью предлогов и записать в тетрадь.


Выходить ….. (дом); идти ….. (лес); заботиться ….. (щенок)


3 группа. (учащиеся, работающие на продуктивном и творческом уровнях).

  • Третье задание - самое сложное, но интересное - в предложениях ошибки, исправить их, правильно записать предложения в тетрадь.


Налесную тропку изкустоввы скочил зайчик. Мяч за бросиливсетку ворот.


  • Кто выбрал 1-ое задание? Проверка.

  • Кто выбрал 2-ое задание? Проверка.

  • Кто выбрал 3-е задание? Проверка.

(Проверка путем чтения учащимися заданий, одновременно высвечивается на слайде.Учащиеся сигналами показывают, как они справились с заданием.) Слайды


2) ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ГРУППАМ

1. Попробуйте объединить все открытия, совершенные на уроке, и сформулировать правило, обобщить знания о ПРЕДЛОГЕ (в 1 группе) заслушивание отчётов и самооценка деятельности, кто был самым активным участником группы и запомнил больше всех.

- У вас на столах есть задание, в котором напечатаны начала предложений.

- Ваша задача восстановить предложения, и у вас получится правило о предлоге.

- Все определения выслушиваются, корректируются детьми.

- Чтение определения со СЛАЙДА.



  1. Выберите из предложенных слов только предлоги и наклейте их на плакат. Докажите правильность своего выбора.


  1. Распределите роли и прочтите стихотворение выразительно(«Песенка о предлогах»)

См. ниже в приложении


V. Итог урока.

  1. Обобщение знаний о предлоге.

  • Представьте, что ваш товарищ заболел и не был сегодня в школе.

  • Что вы ему расскажите об уроке русского языка?

  • Итак, мы с вами знали части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Сегодня мы узнали еще одну часть речи – предлог.

  1. Оцените работу класса

  2. Рефлексия. Оцените свою работу на уроке.

У вас на столах смайлики.

  • Нарисуйте им улыбающийся ротик, если у вас на уроке все получилось.

  • Нарисуйте серьезный ротик, если не все получилось, что-то вызвало затруднение.

  • И грустный ротик, если все для вас было трудно.

  1. Какое задание особенно понравилось?

Какое вызвало затруднение?


  1. Домашнее задание.

Упр. 124 правило с. 61-62





П р и л о ж е н и е

Песенка о предлогах (Оксана Карцева)


1. Задал нам учитель строгий
Наизусть учить предлоги.
Целый день я их зубрил,
Даже выбился
из сил.

2. Наконец, устал я очень
И уснул... Вдруг слышу ночью:
Кто-то вроде бы зовет -
Тихим голосом поет:

3. Мы-дружные предлоги!
Нас очень-очень много!
Ты
в школу по дороге 
Смелей, малыш, шагай!
Мы - дружные предлоги!
Приходим
наподмогу,
Лишь песенку такую повторяй:

4.
НА столе лежала книга,
ПОД столом котенок прыгал,
У стены стоит буфет,
ЗА стеной живет сосед.

5. ПО буфету ходит муха,
ОТ нее жужжало в ухе!
К потолку прилип комар -
ДЛЯ него жара - кошмар.

6. Веселые предлоги,
Их очень-очень много!
Я
в школу по дороге
Их
в песенку сложу.
Веселые предлоги
Приходят
на подмогу,
Как только их тихонько попрошу!








Прочитайте стихотворение и объясните, в каком значении употреблено слово «предлог» в данном тексте:

Александр Шибаев 

НЕТ ПРЕДЛОГА

Чудесный выдался денёк,
А я учу предлоги..
Я должен твёрдо знать урок:
У нас учитель строгий!
И я шепчу, закрыв глаза,
Скрестив под стулом ноги:
«Что значит — «ПО»?
Что значит — «ЗА»?
И «ЗА» и «ПО» — предлоги..
А хорошо бы—ЗА порог
И — мчаться ПО дороге!..
Какой бы выдумать предлог,
Чтоб не учить предлоги?