Конспект урока русского языка в 6 классе.
Сочинение-описание по картине Н.Е. Рачкова « Девочка с ягодами».
Цели урока:
повторить правила построения текста-описания;
учиться описывать портрет:
тренироваться в правописании.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Сегодня у нас урок развития речи. Что это значит?
( Предполагаемые ответы: будем развивать навыки устной и письменной речи, писать сочинение , изложение и т.д.). Вы правы.
2. Тема и целеполагание.
Я хотела бы начать наш урок с высказывания академика Д.С. Лихачёва. Как вы понимаете его слова?
Искренность в отношении к искусству – это первое условие его понимания, но первое условие- ещё не всё. Для понимания искусства нужны ещё знания.
( Д.С. Лихачёв)
-Что, по-вашему, значит выражение « для понимания искусства нужны ещё знания?» ( Чтобы правильно оценить произведение искусства, нужно иметь представление об авторе, о времени, когда было создано произведение.)
-Какие виды искусства вы знаете? (Литература, музыка, живопись, театр, балет, архитектура и др.)
-Каждый вид искусства имеет свой изобразительный язык. Каков он в разных видах искусства? ( в литературе это слово, в музыке звук, в живописи- цвет. В графике – линия и т.д.)
А теперь взгляните на экран.( На экране –портрет « Девочка с ягодами») О каком виде искусства будем сегодня говорить?( Сегодня будем говорить о живописи.) Давайте определимся с темой урока.( Сочинение- описание по картине Н.Е. Рачкова « Девочка с ягодами».)Запишем дату и тему урока в тетради.
- Вернёмся к слову живопись, выпишем это слово и разберём его по составу.
Как вы понимаете его лексическое значение?( « Живо пишу», « пишу красками», « пишу саму жизнь».)
А какую цель поставим перед собой сегодня на уроке?
Цель: научиться писать сочинение- описание.( повторить правила, по которым строится текст- описание, тренироваться в правописании.)
А теперь подумаем, что мы должны узнать, что должны повторить, в чём потренироваться, чтобы написать сочинение – описание по картине, не забываем о высказывании Д.С. Лихачёва.
Узнать историю автора.
Проанализировать содержание картины.
Тренироваться в работе с лексикой, научиться подбирать эпитеты.
Составить план сочинения.
- Мы составили чёткий план своих действий. Приступаем к работе. Приготовьте свои черновики. Они понадобятся вам для того, чтобы записывать необходимый материал для будущего сочинения.
3. Работа по теме.
1 Выступление ученика с рассказом о жизни и творчестве Н.Е. Рачкова.( Учащиеся делают в черновиках записи о жизни художника.)
2.Беседа по картине.
-Рассмотрите репродукцию, что на ней изображено?
-Как изображена девочка?
-Что можно сказать о выражении её лица, её глазах?
-Как она одета, какова её поза?
-Каково отношение к ней художника?
-Какие чувства вызывает она у вас?
- Как удаётся художнику вызвать такие чувства?
-Какие краски он использует?
-Какие слова и выражения можно подобрать, чтобы описать позу девочки7
- Как вы думаете, какая предыстория у этой картины? Кто эта девочка? Как она попала на картину?
3. Работа с лексическим материалом, орфографическая работа.
Спишите словосочетания и предложения, которые вы сможете использовать в своём сочинении, и вставьте пропущенные буквы.
Крестьянская девоч(?)ка, с чашкой ч_рники и земл_ники, собрала в ближнем л_сочке, ул_жила ягоды, на з_л_том фоне ч_рн__ и красн__ красками, в _праве из золота. Такая п_суда делалась в окрес(?)ностях (Н,н)ижнего Новгорода.
4. Работа с эпитетами.
Подберите эпитеты к словам и запишите их.
Лицо( милое, простое, юное), глаза (карие, добрые, лучистые), румянец (лёгкий, нежный, детский), губы (алые, приоткрытые, пухлые), лоб (белый, высокий, чистый), взгляд (открытый, доверчивый, скромный).
5.Составление плана.
Составить план- сделать половину работы. Вспомним правила построения текста-описания ( отвечают дети):
Общее впечатление.
Описание деталей.
Впечатление от описываемого предмета.
Как будет выглядеть план описания картины? Работаем вместе. Составляем план на доске и в тетрадях для творческих работ.
План.
Н.Е.Рачков- русский художник 19 века.
Описание картины «Девочка с ягодами»:
а) общее впечатление (предыстория , поза);
б) лицо (глаза, губы, румянец);
в) чашка с ягодами, одежда, краски.
3. Моё впечатление.
4.Работа в группах.
5 групп (задание: написать сочинение по одному из пунктов.) Зачитываем, получившееся сочинение.
5.Подведение итогов. Рефлексия.
6.Домашнее задание: написать сочинение по теме урока. ( Дополнительное задание: придумать историю девочки с картины и написать её.)