Тема: «Житие св. Митрофана Воронежского. Чудеса св. Митрофана»
Цели: 1) продолжить изучение «Жития св. Митрофана Воронежского», познакомить с фактами чудотворений у мощей и могилы святителя, подготовить детей к изучению истории прославления святителя;
2) на основе житийного материала и фактов чудотворений углубить представление детей о значении святителя Митрофана, как исторического и духовного лица, о величии этого святого в Православной Церкви.
Оборудование: 1) компьютер, экран, проектор;
2) презентация, духовные песнопения Алексеево-Акатова монастыря;
3) «Житие св. Митрофана Воронежского»;
4) детские рисунки.
Ход урока
I. Орг. момент. Музыка.
II. Презентация о св. Митрофане из «Жития…»
III. Беседа.
- О каком святом пойдет сегодня речь?
- Почему, как вы думаете?
- Что вам запомнилось более всего из изученного «Жития…»?
- Как вы думаете, какова причина прославления святителя?
- Какие факты свидетельствуют о том, что Митрофан – святой человек?
- Что такое чудо? Чем чудо отличается от сказки?
IV. Сообщение темы урока.
Сбор сведений о чудесах. Св. Антоний и Н.Мотовилов.
V. Рассказ о чуде с Н.Мотовиловым «Избавление от наглой смерти» (чтение).
«Однажды в конце шестой недели Великого поста Мотовилов был в Сарове у игумена Нифонта. Приближалась Пасха. На дворе стояло в разгаре весеннее распутье, но вода в реках и озерах не трогалась. Чего-то добившись для Дивеева (тогда Саров принимал еще материальное участие в его судьбе), Мотовилов на радостях с места собрался в Воронеж, к Антонию, встречать Пасху.
- Безумие! Куда едешь в этакую непогоду? Ведь тебя зальет по дороге водой! – воскликнул, ужаснувшись, игумен, добро расположенный к Николаю Александровичу.
- Меня Антоний будет ждать, а лошади-то у меня, вы сами знаете, какие, - объявил Мотовилов и тут же велел запрягать, и уехал в Воронеж.
Мотовиловские кони не выдали, и в Великую субботу часам к двум или трем дня он уже был в верстах сорока или пятидесяти от Воронежа в селе Княж-Байгора. Для сокращения пути ему надо было переезжать ниже трудовой плотины. Вешняя вода уже ломала лёд и напирала на плотину. Крестьяне отговаривали переезжать по этому месту, утверждая, что плотину сейчас спустят, и советовали ехать в объезд. Ехать в объезд – значило опоздать к заутрене…
- Чего раздумывать? С Богом! Почём скорее!!! Кони рванулись и стрелой помчались к другому берегу.
Не успели сани долететь до половины опасного пути, как спустили воду, и вода отвесной стеной, сажени в три вышиной, налетела на Мотовилова и покрыла его, кучера и тройку. Мотовилов успел только крикнуть:
- Святитель Митрофан, спасай!
И больше уже ничего не помнил. Очнулся он уже на другом берегу. Взмыленная тройка тяжело носила боками, с которых ручьём текла вода; кучер, весь мокрый, стоял около саней и расталкивал потерявшего сознание барина. Сани были полны воды. Опрокинули сани, отлили воду, обтерли чемодан и опять:
- Пошел скорее – к заутрене опоздаем!
Но к заутрене Мотовилов не опоздал. Обмерзлый и обледенелый, он входил в покои архиепископа Антония как раз в тот момент, когда владыка уже шёл в церковь. Владыка встретил его словами:
- Святитель Митрофан мне возвестил чудесное спасение ваше, и что вы прибудете к нашей заутрене. Переодевайтесь скорее и идем вместе воздать хвалу Господу Богу за избавление ваше от наглой смерти!
Чемодан с вещами Мотовилова оказался внутри сухим…»
(С.Нилус «На берегу Божьей реки»)
VI. Презентация. Песня «Ангел Хранитель»
VII. Чудо второе.
«Беседа святых»
«Какие чудеса делает Митрофан, который был преосвященным и помер уже сто лет тому назад! Когда смотрели после столетия всех ризы, то других преосвященных совсем пропали, а у Митрофана совсем новая, и теперь – ужасное стечение народа; и кто точно с верою прибегает, получает исцеление. Наш Воронежский преосвященный Антоний удостоился видеть во время молебна: когда он сам служил о холере, то видел, что Митрофан стоит на коленях перед Спасителем и молится. А в другой раз – под 23-е число ноября. У нашего преосвященного в доме есть портреты Митрофана и Задонского Тихона. Монах, который приставлен к лампадам, которые перед портретами горят, подошел поближе и видит, что Митрофан под своим портретом, а Тихон – под своим. Тот монах, увидевши их, так испугался, что, сложивши руки, стоял, как окаменелый. Но вдруг они говорят: «Не бойся, юноша. Поди разбуди Антония и призови к нам. Мы хотим с ним беседовать». Когда наш преосвященный пришел к ним под благословение и поцеловал у них руки, то и они также у него поцеловали руку, посадили его между собою, и Тихон вдруг говорит: «Твоими молитвами, Антоний, будет спасена Воронежская губерния от холеры». Но наш святитель говорит, что «не моими молитвами, а Митрофановыми». Но Митрофан отвечает: «Хотя я и угодил Богу, но ты за меня упросил, Антоний, я без тебя был ничто». Когда Антоний спросил: «Долго ли еще пробудут, Митрофан?», то он ответил, что еще понедельник, вторник и среду. И еще сказал: «У вас в Воронеже есть много добрых людей, у которых я бываю по десять и двенадцать дней». Потом сказал: «Пора идти, Антоний, служить тебе заутреню, три часа уже». И так они расстались.
А под ту самую ночь, когда это случилось, то в Задонске которого вы знаете затворника, вдруг он слышит, что ему говорит кто-то: «Ступай на колокольню и звони». Затворник говорит: «Я никогда не выхожу». Но он слышит, что ему опять глас говорит: «Ступай.
Митрофан и Тихон пошли беседовать с Антонием». Он тотчас пошел и звонил во все колокола. Когда народ сбежался, полагая, что случился пожар, то затворник все рассказал. И народ видел, что на небе огромное светлое облако шло прямо в Воронеж»…
VIII. Презентация «Перенесение мощей»(2009г.)
«Колокольный звон»
IX. Чудо третье. С.Сребрянский
Ещё живя в Варшаве, Митрофан Васильевич вновь стал размышлять о правильности выбора пути. В душе было пламенное желание служить людям, но достаточно ли ограничиться внешним служением, стать специалистом и помогать народу всего лишь в ведении хозяйства? Душа молодого человека стала ощущать неполноту такого рода служения, и он решается-таки вступить на поприще служения священнического.
Вот что пишет об этом в своём дневнике сам отец Митрофан.
Вразумление свыше
Орел, 17 марта 1901 года
Без рассуждения особенного, хотя и со страхом великим принял я сан священника. Понимал хорошо я великую важность служения пастырского и ответственность перед Богом и людьми. Мне предстояла возможностъ пойти по другой дороге. Я мучился страшно. В это время, во второй половине декабря 1892 года я лёг спать. По обыкновению, в своей комнате, головою к чтимому мною образу святителя Митрофана Воронежского (благословение крёстного отца). Вот в эту ночь Господь сподобил меня увидеть удивительный сон. Будто я пошёл деревенской улицей, дошёл до широкой реки, переплыл её в лодке и, прошедши через густой лес, пришёл в монастырь святителя Митрофана; прошёл двором по мосту около собора и вошёл направо в архиерейский дом, поднялся по лестнице на второй этаж и вошёл в какую-то светлую комнату, в которой было много моих товарищей по семинарии. Они веселились, танцевали, я же страшно тосковал, особенно жe оттого, что на шее своей я ощутил закованную вокруг железную цепь, причём от шеи вниз спускался длинный конец, который я нёс в руках. Мне было и тяжело, и стыдно, и я поскорее перешёл на другой конец комнаты, к окну, которое выходило во двор монастыря и было прямо против входа в собор, где почивают мощи святителя Митрофана. Подошедши к этому окну, я положил на подоконник конец цепи, и, сильно плача, стал, облокотившись, смотреть в окно. Я увидел, что почти от двери архиерейского дома и до дверей собора стояли в два ряда, друг против друга, в облачении священники. Между ними я заметил отца ректора семинарии, Спасского, и брата моего Стефана - остальные незнакомые. Я ожидал, что будет. Немного погодя открылись двери собора, и из них вышел монах в длинной мантии, седой, но не святитель Митрофан. Все священники поклонились ему в пояс, и остались на местах, как бы ожидая ещё кого-то, а монах прошёл в архиерейский дом. Почти вслед за ним открылись двери собора снова, и из них вышел святитель Митрофан, весьма похожий на мой образ, в мантии, с жезлом в руках. Он тихо пошёл к архиерейскому дому. Все священники поклонились ему до земли. Увидевши это и предполагая, что сейчас войдёт к нам в комнату святитель Митрофан, я поспешно, держа в руках конец цепи, перешел ближе к двери и стал у окна, продолжая сильно плакать. Действительно, отворилась дверь, и вошёл тот седой монах. Обратившись к товарищам моим, он начал укорять их за танцы и веселье. В это время вошёл святитель Митрофан и, обратившись к монаху, сказал: "Брат, оставь их, зачем укорять, время для молитвы, а время и для веселья". Затем, подошёл ко мне и спросил: "А ты что плачешь?" Я от слёз и волнения не мог ничего выговорить, а только показывал рукою на цепь, и говорил: "Мне тяжело". Тогда святитель Митрофан благословил меня словами: "Успокойся, всё будет хорошо и тебе будет легко". Только он это проговорил, как я почувствовал, что нет уже на мне цепи, мне стало так легко и радостно, я хотел броситься к святителю - и проснулся".
"Разлад душевный у меня был полный"
"Благополучно прослужил я здесь год. Но некоторые особенные
обстоятельства моей службы в Двинске сделали будто бы то, что я стал
недомогать часто, и родные начали уговаривать меня хлопотать
перевестись опять в какой-нибудь полк. Я возражал, что меня в Двинск
послал Господь, и что нехорошо священнику идти против Промысла Божия
и самому устраивать службу свою. Разлад душевный у меня был полный. Что делать, на что решиться? Тяжело было невыразимо. В это время я заболел инфлюэнцей. И вот, в начале декабря 1896 года, святителю
Митрофану угодно было ещё раз меня утешить. Я увидел следующий
знаменательный сон.
"Недостоин я, святителю отче Митрофане!'
Будто бы вышли мы с братом В. во двор монастыря святителя Митрофана в городе Bopoже. Я нёс в руках какую-то странную тяжесть, вещь в платке. Нам предстояло пройти мимо собора, где находятся мощи святителя Митрофана. Впереди виднелись ворота в ограде. Они были приотворены немного, и в них стоял мой дядя диакон отец Дмитрий. Он знаком руки убедительно звал нас к себе (он умер незадолго перед тем). Над нами кружилось в воздухе огромное множество белых голубей. Я говорю брату: «Вася, пойдём в ворота! Видишь, дядя Митя стоит там и зовёт нас к себе!" Брат же стал уговаривать меня не ходить к дяде. А вот, говорит, зайдём-ка мы лучше в собор и приложимся к мощам святителя Митрофана, Я согласился, и мы вошли в собор. Народу никого не было, брат зачем-то вернулся, и Я остался один, подошёл справа к раке, приложился и отошёл. Вдруг вижу, что святитель Митрофан поднялся из раки и сел, обернулся ко мне и велел перейти на левую сторону раки. Я перешёл, неся за собою тяжёлую ношу, которую положил на стул, где обычно сидит монах. Святитель подозвал меня к себе. Я подошёл, оперся руками о перила и со слезами восторга и умиления стал смотреть в глаза святителя, которые горели необыкновенной любовью,.добротою, ласкою, и были какой-то особенной ясности и чистоты. Я смотрел, плакал и говорил: "Недостоин я, святителю отче Митрофане, такой милости от тебя. Я страшный грешник!" В ответ на это он меня благословил, и сказал: "Да, мы грешны, но не ты один виновен в грехах твоих, успокойся". Затем снял с себя верхнюю священную одежду, и я увидел на нём висящий небольшой образок Богоматери в серебряной ризе на синей ленте. Святитель говорит мне: " Поправь ленточку на спине". Я поправил, и вдруг дерзнул сказать: "Святителю отче Митрофане, благослови меня этим образом Богоматери!" На это он мне отвечал: "Жаль мне расставаться с этой иконой - она висит на мне вот уже 200 лет, а всё-таки благословлю тебя ею". С этими словами снял с себя образок, и, благословивши, надел на меня. Я приблизил рукой его к груди, а святитель, ещё раз благословив меня рукою, сказал: "Теперь иди и помни, что я благословил тебя. Успокойся же, всё будет хорошо. Когда же будет нужно, обращайся ко мне, и я благословлю тебя. Ты имеешь жену, родных, знакомых. Если кто из них попросит тебя, чтобы я благословил, скажи мне тогда: "Отче Митрофане, благослови их", и я благословлю". После этого он ещё раз благословил меня, лёг в гроб по-прежнему, а я пошёл назад, и, к удивлению,моему, вся тяжесть моя пропала, и я проснулся.Вскоре после этого я получил приглашение от командира 51-го драгунского полка перейти к нему, и перешел».
Приложение к уроку
Сл.4. Св. Митрофан Воронежский родился в ноябре 1623года в семье потомственного священника во Владимирской губернии. При крещении наречен был Михаилом в честь Архистратига Михаила, вождя Небесных сил. «Я родился от благочестивых родителей и воспитан ими в непорочном благочестии Восточной церкви в православной вере». («Духовное завещание св. Митрофана…»)
Сл.5. До сорокалетнего возраста святитель жил в миру, был женат, имел любимого сына Ивана, служил приходским священником в селе Сидоровском.
На сороковом году, похоронив любимую жену свою, священник Михаил принял постриг с именем Митрофана в Золотниковской Успенской пустыни недалеко от г. Суздаля.
Сл. 6. Через три года был избран в настоятели Яхромского монастыря, которым руководил десять лет. Его заботами был воздвигнут храм в обители в честь Спаса Нерукотворного.
Сл.7. Узнав о святой и благочестивой жизни игумена Митрофана, патриарх Иоанн возвел его в сан архимандрита Макарьево-Унженского монастыря, особо любимого при царском дворе. Здесь трудами святителя был построен храм в честь Благовещенья Пресвятой Богородицы. При царском дворе к архимандриту Митрофану относились с любовью и уважением.
Сл.8. Он принял участие в короновании царя Петра, предсказав ему великие победы и основание второй северной столицы в честь апостола Петра. А 2 апреля 1682 года святейший патриарх Иоаким поставляет святителя Митрофана епископом на новообразованную Воронежскую епархию. Здесь святитель прослужил 20 лет.
Сл.9. За время епископства первопрестольника Воронежского число храмов в епархии возросло с 182 до 239, открылись несколько монастырей. Святитель заботился о благолепии старых храмов, обучал священников, ездил по тюрьмам и острогам, помогал нуждающимся, утешал, убеждал, ободрял, жалел. Любили епископа даже заключенные.
Сл.10. В 1692 году в Воронеже трудами святителя Митрофана был воздвигнут и освящен Благовещенский собор. Позднее вокруг собора был создан Митрофаньевский монастырь. (Место нынешнего ВГУ в Воронеже).
Сл.11. После первого похода Петра I на Османскую империю (соврем. Турция) в 1695 году, закончившегося неудачно из-за отсутствия флота в России, царь начинает постройку кораблей. Местом для строительства флота был выбран Воронеж с его корабельными соснами и полноводными реками. С этого времени город становится второй столицей России.
Сл.12. На берегу реки Воронеж были построены корабельные верфи, немецкая слобода и кирка, дома подвижников Петра. А на острове – царский дворец и адмиралтейство. Остров соединялся с берегом раздвижным мостом.
Сл.13. Российские корабли освещались в Адмиралтейском храме Успенского монастыря. Каждый корабль был произведением искусства.
Сл.14. 19 июля 1669 года во время второго Азовского похода крепость Азов сдалась. Россия получила выход к Черному и Азовскому морям. Решающую роль в постройке Черноморского флота и победе под Азовом сыграла молитва святителя Митрофана Воронежского, названного с этого времени Петром, митрополитом Воронежским и Азовским.
Сл.15. Духовное окормление святителем Митрофаном царя являлось для Петр I поддержкой и опорой. Как отец, первопрестольник Воронежский утешал государя во дни неудач и бед, строго и мужественно останавливал царя при уклонении его в пртестантизм и язычество.
Сл.16. 1703 год стал последним в жизни святителя Митрофана Воронежского. Накануне смерти первопрестольник принял схиму с именем Макария. Эта смерть стала непоправимой утратой для царя Петра. Мощи епископа Митрофана были захоронены в склепе созданного им Благовещенского собора. В том же году по благословению святителя Воронежского был основан Петром I город Санкт-Петербург.
Сл.17. Обретение и освидетельствование мощей епископа Митрофана, сбор и подготовка материалов и канонизация святого были осуществлены под руководством еще одного светильника веры епископа Антония Смирницкого и трудами его духовного чада, «служки» Серафима Саровского, Н.А.Мотовилова, в 1832 году.
Сл. 18. Святители Митрофаний, Тихон и Антоний Воронежские!
Молите Бога о нас!
Аминь.
6